Особенности психического и духовного развития подростков. Развитие потребностей. Жизненные ценности и здоровье
Подумайте и обсудите ситуацию. Вы считаете, что уже достаточно повзрослели, чтобы делать то, что вам хочется. Например, возвращаться домой тогда, когда вам удобно. Но взрослые, к примеру ваши родители, с этим не согласны. Как вы считаете, почему?
Особенности психического и духовного развития подростков
Было время, когда понятия «подростковый возраст» не существовало. Человек созревал физически и становился взрослым. Однако потом, с развитием человечества, оказалось, что одного физического созревания мало. Человека можно считать взрослым, если он соответствует тем требованиям, которые выдвигает к нему общество. И эти требования к социальной зрелости постоянно растут. Поэтому психологи и выделили период, в течение которого человек готовится стать зрелым не только физически, но и социально.
В подростковый период вы:
• развиваетесь физически, психически и духовно;
• приобретаете новые познавательные возможности;
• учитесь руководить собой;
• формируете собственные взгляды на происходящие события;
• делаете первый жизненный выбор;
• по-новому общаетесь с родителями и ровесниками.
Основным психологическим итогом подросткового возраста считают приобретение человеком нового уровня самосознания. В конце подросткового периода человек уже имеет определенное целостное представление о самом себе, старается исправить свои отрицательные качества, ставит перед собой задания для саморазвития.
Познание себя предусматривает сравнение себя с другими. Поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, и прежде всего — общение с ровесниками. И это не случайно, ведь ровесники находятся в равных условиях, что предоставляет максимальные возможности для психического, духовного и социального сравнения.
В чем заключаются особенности психического и духовного развития подростков?
Во-первых, подросток очень чутко реагирует на оценку его личности посторонними. Он стремится к признанию и одобрению со стороны других.
Во-вторых, подросток часто впадает в крайности.
Он может быть одновременно стыдливым и дерзким, внимательным к людям и черствым, ему присуще стремление быть признанным и показная независимость, война с авторитетами и обожествление кумиров.
В-третьих, у подростка ярко проявляется любознательность, стремление к познанию окружающего мира.
Подростковый период — это непростой период в жизни любого человека. Подростку нужно решить немало задач, связанных с психологическим и духовным взрослением.
Итак, выясним, при каких условиях его взросление будет более успешным. При каких условиях вы можете получить знания о жизни и сформироваться как взрослый человек? Конечно, у вас должна быть насыщенная жизнь. Вам нужны друзья, ровесники, с которыми вы
можете общаться, проводить свое время, иметь общие с ними интересы. Вам захочется выйти из-под опеки родителей и учителей, строить свою жизнь самостоятельно. Это нормальное желание. Но существуют и факторы риска, способные привести к тому, что вы попадете под влияние, которое может вам навредить.
Например, вы регулярно перечите взрослым, но во всем соглашаетесь с новым приятелем, который появился в вашей компании. Почему вы доверяете ему — непонятно, но все, что он предлагает, кажется вам очень интересным. Тем не менее этот приятель на самом деле может оказаться совсем не таким, как вам показалось, в отличие от тех взрослых, с которыми вы общаетесь постоянно.
Вы можете попасть в плохую компанию, что отрицательно скажется на вашем поведении и отношении с другими людьми. Такая компания является фактором риска для вашего развития. И, наоборот, компания, где вас искренне принимают и учитывают ваши интересы, станет важным условием вашего психического развития. Главное — отличить одну ситуацию от другой. У вас обязательно должны появиться друзья, которым вы доверяете, с которыми у вас много общего.
Очень важны для вашего развития и отношения со взрослыми. Вы должны доверять им и понимать, что именно они больше всех заинтересованы в том, чтобы ваше взросление прошло нормально.
Развитие потребностей. Жизненные ценности и здоровье
Потребностью называется необходимость в чем-то, которую человек переживает и осознает. Потребности могут быть биологические, социальные и духовные. К биологическим потребностям относят голод, жажду,
сон, потребность в движении. Эти потребности являются наследственными. А вот с социальными и духовными потребностями человек не рождается. Они формируются в процессе его развития как личности. Социальные потребности — это потребности в общении, работе, признании собственных заслуг. Духовными потребностями называют потребности в познании, творчестве, саморазвитии. Такие потребности человека обусловлены процессом его воспитания и вовлечения в мир культуры. Развитие потребностей связано с жизненными ценностями.
Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни, то, о чем они мечтают и к чему стремятся.
Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Семиклассник Вадим считает, что главное в жизни — это возможность купить все что угодно. А его одноклассник Максим говорит, что главное — это надежные друзья, которые всегда поддержат и помогут и которых всегда поддержите вы. Чем отличаются системы ценностей у этих мальчиков?
К жизненным ценностям относятся здоровье, интересная работа, благополучие в семье, уверенность в себе, самостоятельность, дружба и преданность, творчество, умение видеть красоту природы и искусства, свобода, жизненная мудрость и т. п. Сделать выводы о жизненных ценностях человека можно на основании его поступков.
Жизненные ценности индивидуальны. Для кого-то главная жизненная ценность — духовное развитие личности, для кого-то — материальное благополучие, еще для кого-то — здоровье.
Наши ценности могут изменяться на протяжении жизни, поскольку мы часто решаем, что для нас ценно именно сегодня, сейчас. Определить свою систему ценностей можно, ответив на такие вопросы: «К чему я стремлюсь? Какая у меня цель?», «Что я готов сделать для достижения этой цели?», «Какой результат я хочу получить благодаря своим действиям?».
Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается общая система ценностей, без которой человеческое существование теряет смысл. Поэтому о здоровье можно говорить как об универсальной человеческой ценности.
Опорные точки. Основным психологическим итогом подросткового возраста считают обретение человеком нового уровня психического и духовного развития.
Вопросы для повторения и обсуждения
-II уровни
1. Приведите примеры социальных потребностей.
2. Приведите примеры духовных потребностей.
III уровень
3. Когда человека можно считать взрослым?
4. Докажите, что особое значение в подростковом возрасте имеет общение с ровесниками.
IV уровень
5. Докажите, что жизненные ценности являются индивидуальными.
6. Докажите, что одной из самых важных ценностей человеческой жизни является здоровье.
Упражнение № 9
«Анализ личной системы ценностей»
Цель: научиться анализировать личную систему ценностей.
Ход работы
1. Выберите из вариантов, предложенных ниже, те ценности, которые входят в вашу индивидуальную систему ценностей, и расположите их в порядке снижения значимости для вас.
Здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь, интересная работа, саморазвитие, отдых, чувство защищенности, свобода, творчество, дружеские отношения с ровесниками, хорошее настроение, желание совершать хорошие поступки, благополучие в семье, уверенность в себе, самостоятельность, наличие верных друзей, творчество, возможность наслаждаться красотой природы и искусства, жизненная мудрость, уважение товарищей, возможность улучшения своего образования, интеллектуальное развитие, развлечения, счастье других людей, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, чувство юмора, старательность, умение держать свое слово, смелость в отстаивании своего мнения, умение не отступать перед трудностями, честность, искренность, трудолюбие, чуткость.
2. Запишите личную систему ценностей на отдельном листе. Проанализируйте ее. Сделайте выводы.
3. Сравните свою систему ценностей с системами ценностей своих одноклассников. Сделайте выводы.
Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина
Автор: admin от 14-11-2016, 04:03, Переглядів: 2876