Народна Освіта » Основи здоров'я » Духовное развитие подростка

НАРОДНА ОСВІТА

Духовное развитие подростка

Узнаете о составляющих духовного развития; значении духовных потребностей для развития личности; нравственном развитии личности; научитесь планировать будущую жизнь

Вспомните

Назовите особенности духовного развития подростка.

Почему для подростков важно самопознание?

Составляющие духовного развития

Подростковый возраст — важный этап духовного развития. В этот период молодёжь формирует личную систему ценностей, моральные принципы, определяет жизненную цель. На духовное развитие влияет много факторов.

Духовность человека формируется под влиянием образования, науки, морали, этики, искусства, религии. Духовность влияет на здоровье и жизнь человека. Благодаря этому он становится личностью. Духовно личность развивается в течение всей жизни.

Самопознание

Даёт возможность:

❖    понять своё место в жизни, собственные способности, общечеловеческие ценности;

❖    сформировать собственную систему ценностей;

❖    развить навыки эффективного общения;

❖    понять собственные слабые качества и избавиться от них

Самосовершенствование

Даёт возможность:

❖    осознать и реализовать собственные потребности и желания на каждом этапе роста и развития;

❖    предусматривать последствия своих поступков;

❖    развить навыки уважать и принимать во внимание мнение окружающих;

❖    воспитать трудолюбие;

❖    развить критическое мышление;

❖    сформировать веру в себя;

❖    развить познавательные и творческие способности;

❖    придерживаться моральных норм общества

Самоконтроль

Даёт возможность:

❖    развить силу воли;

❖    развить навыки управления эмоциями, настроением и поведением;

❖    развить умение мыслить позитивно;

❖    развить умение противодействовать стрессам;

❖    сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтов;

❖    воспитать искренность, сострадание, милосердие

Формирование системы ценностей

Вы уже знаете, что такое общечеловеческие ценности. В 7 классе определяли, что важно для вас. Вы повзрослели и, возможно, выбрали новые приоритеты. Но, формируя собственную систему ценностей, помните, что к другим следует относиться так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Болезненно реагируете на критику? Не критикуйте других, учитывайте мнение собеседника. Оценивая чьё-то поведение, не забывайте о самокритике. Если вы несправедливо обидели кого-то, извинитесь. Надеетесь на искренность или сочувствие окружающих? Подумайте, присущи ли вам эти черты характера. Не спешите с выводами относительно людей или событий. Если вы обвиняете кого-то в эгоизме, равнодушии или конфликтности, подумайте о собственном характере.

На формирование системы ценностей человека влияет также мораль.

Мораль (от латинских слов mores — «обычаи», «традиции»; moralitas — «мораль») — это система норм и оценок, правила поведения человека в обществе. Например, такие нравственные принципы, как «не убей» и «не укради», стали нормой закона. За нарушение предусмотрено наказание. Именно моральными принципами руководствуются люди, когда оценивают своё и чьё-то поведение. Например, обманывать бесчестно, а помогать слабому милосердно.

Человека, соблюдающего моральные принципы, считают моральным. Он уважает других, заботится об окружающих, не обманывает, не сплетничает. Того, кто пренебрегает принципами морали, пренебрежительно относится к законам общества, считают аморальным. Нравственность — это одна из характеристик духовного человека. Духовный человек всегда следует общечеловеческим ценностям и ведёт себя в соответствии с моральными принципами общества. Так, в соответствии с принципами морали человек не имеет права оскорблять, применять физическое или психологическое насилие и т.п. Если человек не соблюдает этого принципа, возникает конфликт. О таком человеке говорят, что у него отсутствует моральная ответственность. Если человек ведёт себя ответственно, то он сформировался как личность.

Нравственное развитие личности имеет три периода.

Третий

период

 

Человек следует общечеловеческим ценностям. Гармонически сочетает общечеловеческие и собственные духовные ценности.

Человек руководствуется существующи-Второй ми в обществе нравственными нормами и период правилами. Хорошо то, что одобряется обществом и не противоречит законам.

Первый

период

 

Человек не способен оценить свои поступки в соответствии с понятием морали, отличает хорошие поступки от плохих по реакции других. Если поступок одобряется — это хорошо, если нет — плохо.

 

Духовность — это прежде всего моральные качества человека, соблюдение им общечеловеческих ценностей. Духовно богатым считают человека, у которого сформированы духовные ценности.

Пирамида потребностей

Духовное развитие связано с удовлетворением высших потребностей человека.

Удовлетворение всех потребностей важно для здоровья и жизни человека. Духовное развитие, удовлетворение духовных потребностей способствует формированию у человека идеалов добра и красоты, помогает чувствовать радость жизни, определяет цель её существования. Духовный человек ответственен и честен. Он соблюдает законы, умеет предвидеть результат собственного поведения. Чтобы чувствовать себя счастливым и благополучным, человеку необходимо заботиться о развитии духовных потребностей.

Планирование будущего

Нужно ли планировать свою жизнь? Рано или поздно мы все спрашиваем себя об этом. Кто-то пытается сам планировать жизнь, за кого-то это делают близкие взрослые, а кто-то живёт одним днём.

Что же такое планирование будущего? Это составление перечня задач и конкретных действий для их достижения. Планирование будущего заставляет человека постоянно овладевать новым, приобретать знания для реализации задуманного. Планирование — это своеобразные ступеньки на вершину пирамиды, которая называется «достижение цели», или самореализация.

Выберите то, чего желаете больше всего. Определите, какими хотите стать. Ставьте перед собой реальные цели: то, к чему есть способности, на что есть время, чего можно достичь в ближайшем будущем. Запишите на отдельном листе собственные достоинства и недостатки, полезные и вредные привычки, любимые занятия. Обдумайте, нужна ли помощь.

Мотивация

 

Настройтесь на успех. Не бойтесь ошибок и неудач. Не теряйте веры в собственные силы. Будьте настойчивыми, не сдавайтесь. Действуйте уверенно.

Действие

 

Конечная цель

 

Действуйте шаг за шагом. Разделите путь к цели на отдельные этапы. Побеждая на каждом этапе, легче двигаться дальше. На каждом этапе важно определить конкретные шаги, ведущие к поставленной цели. Обязательно оценивайте промежуточные результаты. Хвалите себя за каждый успех.

Например, если хотите стать математиком, надо уделить значительное внимание этому предмету, ежедневно решать примеры и задачи. Если мечтаете выбрать профессию, связанную с иностранными языками, необходимо читать книги и смотреть кинофильмы на иностранных языках, приобретать практику общения. Если в будущем хотите стать спортсменом, следуйте графику тренировок.

Когда определили цель и запланировали шаги для её достижения, обязательно следуйте плану системно. Например, решили ежедневно заниматься по 30 минут. Но придерживались плана только первые дни. Нужно ли считать план несовершенным? Нет, это недостаток системности. Если не хватает силы воли для осуществления плана, попросите, чтобы кто-то контролировал вас.

Планирование поможет вам развить самоконтроль, повысить самоуважение, воспитать оптимизм и силу воли.

Вывод

В подростковом возрасте молодёжь формирует личную систему ценностей, моральные принципы, определяет жизненную цель. На духовное развитие влияют физические, социальные и психологические факторы. Духовный человек — это нравственный человек, который соблюдает общечеловеческие ценности. Для достижения цели и самореализации важно уметь планировать будущее.

Задания

1.    Какие факторы влияют на духовное развитие человека?

2.    Что такое система ценностей?

3.    Охарактеризуйте составляющие духовного развития. Воспользуйтесь таблицей на с. 59.

4.    Что такое, на ваш взгляд, духовность?

5.    Что такое мораль?

6.    Какого человека называют моральным? Приведите примеры.

7.    Назовите периоды нравственного развития личности.

8.    Почему важно планировать собственную жизнь? Докажите на примере.

9.    Обоснуйте, почему удовлетворение духовных потребностей важно для здоровья и жизни человека.

10.    Докажите, что составляющие духовного развития взаимосвязаны.

11.    Как вы понимаете высказывание Василия Сухомлинского: «Воспитай в себе Человека — вот что самое главное, инженером можно стать за пять лет, учиться на человека необходимо всю жизнь»?

Ситуационные задачи

Рассмотрите фотоиллюстрации. Назовите морально ответственных людей. Почему так думаете?

Поработайте в паре или группе

Обсудите, какие навыки необходимо формировать подростку, чтобы реализовать себя в жизни.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

Составьте план достижения цели. Воспользуйтесь материалами параграфа. Вспомните шаги формирования адекватной самооценки, алгоритм принятия взвешенных решений, план самосовершенствования.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:40, посмотрело: 1893