Народна Освіта » Основи здоров'я » Развитие личности. Формирование самосознания подростка

НАРОДНА ОСВІТА

Развитие личности. Формирование самосознания подростка

Узнаете о биосоциальной природе личности и этапах её развития; о том, что способствует формированию сознания подростка; почему важен положительный результат на каждом этапе развития личности

Вспомните

Почему говорят, что каждый человек уникален?

Биосоциальный характер личности

Подростковый возраст называют переходным периодом от детства к юности. Подростки осваивают новые знания, приобретают новый опыт, шире становится круг их общения. Формируются черты характера, определённые способности и психологические свойства. Подросток выбирает соответствующее место в обществе. Он становится личностью.

Становление личности — длительный процесс. На него влияют наследственность (биологический фактор), а также условия жизни человека (социальный фактор): место рождения, экономическая и социальная ситуации, окружающие, образование, культура и другие факторы социальной среды. Поэтому личность имеет биосоциальный характер.

Возрастные этапы развития личности

Человек проходит ряд возрастных стадий (этапов) развития: ребёнок, подросток, молодой человек, взрослый человек. На каждой стадии он приобретает определённые качества, влияющие на развитие личности, решает соответствующие задачи развития. Каждая новая черта характера и поведения свидетельствует об отношении человека к миру и к самому себе. Если отношение положительное, то развитие личности прогрессивное. А если отрицательное, то возникают проблемы в развитии.

Детство. Ребёнок зависит от взрослых. Учится разговаривать, приобретает навыки поведения. Подрастая, пытается всё делать самостоятельно. До 5 лет ребёнок овладевает многими умениями и навыками. Например, ездить на велосипеде, читать и фантазировать. Может заниматься музыкой, танцами или спортом. Обогащается словарный запас ребёнка. Он не только подражает другим, но и придумывает себе занятия. Развиваются творческие способности ребёнка. Формируется инициативность, целеустремлённость.

На первых годах обучения ребёнку интересно познавать мир. Формируется умение учиться и добиваться успеха. Ребёнок овладевает новыми знаниями, приобретает новые навыки. В этот период он мастерит, готовит еду, занимается рукоделием, помогает взрослым по хозяйству. Формируются трудовые навыки.

Подростковый возраст. Вы уже знаете, что в этот период организм быстро растёт и развивается. Меняются поведение, эмоциональное состояние. Мальчики и девочки стремятся к самостоятельности, пытаются освободиться от «лишних», на их взгляд, контроля и внимания взрослых.

Становятся неуступчивыми и резкими в отношениях с близкими взрослыми. Общаясь со сверстниками и взрослыми, подростки усваивают правила поведения в обществе, анализируют собственные мысли и действия, сравнивают их с поведением и мыслями окружающих. Осмысливают свои права и обязанности.

В подростковом возрасте увеличивается количество навыков. Расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире, которых не было в предыдущем опыте ребёнка. Развиваются память, внимание, мышление, речь. Меняются потребности. На основе усвоенных знаний и опыта развиваются новые качества личности — самостоятельная деятельность, самопознание, нравственные, интеллектуальные и творческие способности. Формируются самоидентичность, собственные взгляды на жизнь и жизненные ценности. Подросток выбирает будущую профессию.

Юность. В этот период человек продолжает процесс интеллектуального и социального становления. Юноши и девушки получают профессиональное образование, овладевают профессией. Осознают собственные возможности для самореализации в жизни. В этот период многие создают семьи, воспитывают детей. Молодые люди, используя опыт подросткового возраста, продолжают усваивать и применять нормы общественной жизни, развивать духовные качества. Приобретают экономическую независимость. Молодёжь определяется с жизненными ценностями, чтобы успешно реализоваться в дальнейшей жизни.

Зрелость. Самый длительный период в жизни. Человек достигает наиболее высокого уровня развития духовных качеств, интеллектуальных и творческих способностей, гармонии в себе и во взаимодействии с миром. В течение этого периода он самоутверждается в профессии и обществе, активно участвует в общественной жизни. Человек создаёт семью, проявляет заботу не только о себе, но и о своих близких. Целеустремлённый, уверенный человек успешно преодолевает профессиональные и личностные трудности этого периода. Способен критически оценить жизнь, ему присуще самоуважение.

Формирование самосознания

Подростковый возраст особенный ещё и тем, что на этой стадии развития у молодого человека формируется самосознание.

У подростков возникает интерес к качествам своей личности. Они оценивают себя, сравнивают с другими, пытаются разобраться в чувствах. Требуют уважения сверстников, стремятся найти товарищей.

У подростка начинает формироваться позиция взрослого человека. Изменение самосознания сопровождается переосмыслением ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным. Расширяется круг общения. Стремясь к самостоятельности, подросток пытается избежать контроля взрослых. Поэтому во время общения между ними возникают конфликтные ситуации. Развитие эмоций и чувств приводит к противоречивым желаниям и поступкам. Например, подростки стремятся быть похожими на сверстников и одновременно пытаются выделиться в группе.

На формирование сознания подростка влияет общение с окружающими. О моральных нормах и правилах поведения дети узнают в семье, на уроках, от сверстников, из средств массовой информации. Со сверстниками обсуж-

дают общие проблемы, планы на будущее. Во время общения у молодёжи формируется умение отстаивать свою точку зрения, критически оценивать свои и чужие суждения. Это способствует развитию личности. Молодёжь овладевает общечеловеческими и национальными духовными ценностями.

Общаясь в компании, подростки часто наследуют черты, а иногда и увлечения сверстников. Употребляют одинаковые слова, используют похожие жесты. Начинают носить одежду одного стиля, слушать одинаковую музыку.

Примером для подражания может стать учитель или отец, друг или литературный герой, спортсмен или историческое лицо. Кажется, что они легко достигли признания. Но стоит помнить, что путь к успеху — это не только и не столько призы и награды, цветы и улыбки, но и постоянный усердный труд, самоконтроль и уверенное поведение. Выбирая пример для подражания, человек делает свой выбор сам. Каждый сам определяет, каким быть. Всегда необходимо обдумывать, стоит ли подражать привычкам людей, которых встречаешь или видишь на экране телевизора. Следует совершенствовать собственный характер. Всегда быть вежливым, ответственным, доброжелательным человеком.

Вывод

Личность имеет биосоциальный характер. Каждый человек, вырастая, проходит ряд возрастных стадий (этапов). На каждой стадии он приобретает определённые качества, которые влияют на дальнейшее развитие личности. Подростковый возраст — важный этап становления личности молодых людей, формирования их самосознания. Общение со сверстниками и взрослыми, выбор примера для подражания больше всего влияют на формирование самосознания подростков. Важно выбирать в качестве примера людей, чьё поведение основывается на моральных ценностях.

Задания

1.    Какие факторы влияют на развитие личности?

2.    Какие возрастные стадии развития проходит каждый человек?

3.    Охарактеризуйте задачи одного из этапов возрастного развития человека (на выбор).

4.    Объясните, почему на каждом этапе развития важен положительный результат.

5.    Кого из окружающих вы считаете примером для себя? Почему? Обоснуйте ответ.

6.    Как вы понимаете утверждение украинского философа Григория Сковороды: «Познай себя. Познай свою природу, чтобы познать истину»?

Поработайте в паре или группе

Вспомните известных личностей, художественные произведения, кинофильмы или мультфильмы (на выбор), герои которых преуспели в жизни, несмотря на сложные жизненные ситуации. Обсудите, благодаря каким чертам характера они преодолевали трудности.

| Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

Сравните условия, в которых росли ваши родители или близкие взрослые, с теми, в которых растёте вы и ваши сверстники. Какие черты характера и качества у вас общие, а какие — отличаются? Обоснуйте почему.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:40, Переглядів: 1336