Народна Освіта » Основи здоров'я » Становление личности. Формирование самосознания в подростковом возрасте. Развитие личности. Биосоциальный характер личности

НАРОДНА ОСВІТА

Становление личности. Формирование самосознания в подростковом возрасте. Развитие личности. Биосоциальный характер личности

Подумайте и обсудите ситуацию. На храме Аполлона в Дельфах єсть надпись: «Познай самого себя». Выдающийся философ Платон в своем диалоге «Протагор» отмечал, что это выражение — плод совместных размышлений семи великих мудрецов Древней Греции. Однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI в. до н. э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате длительного диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Как вы думаете, что означает эта надпись?

Становление личности. Формирование самосознания в подростковом возрасте

Становление личности — это закономерный процесс, в ходе которого подросток, с одной стороны, находится под влиянием окружающих, а с другой — может сам на себя влиять, изменять себя, выбирать свой круг общения и формы деятельности, приобретать новый опыт. Этот опыт может быть разным. Для личностного роста важен опыт понимания ценности жизни, опыт положительного отношения к себе, к другим людям, к обществу. В процессе приобретения этого опыта в реальной жизни подросток начинает осознавать мотивы

своего поведения и то, что у него есть возможность самовоспитания, самосознания, саморазвития. Каждый из нас в подростковом возрасте начинает примерять на себя новые социальные роли, задавать себе важные вопросы: кто я? для чего я живу? чего я хочу достичь в жизни? каковы мои цели? в чем заключается мое предназначение?

Как только появляются эти вопросы, начинается поиск ответов на них. Каждый ищет эти ответы по-своему, но всегда обращается к опыту других людей, которые тоже искали ответы на эти вопросы и, возможно, нашли их. Однако не всегда мнения других людей для человека являются приемлемыми. Он выбирает те взгляды, с которыми согласен.

Личность человека формируется путем самопознания, самоопределения и самовоспитания. Именно эти процессы позволяют человеку приобрести такие качества, как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений, умение управлять своим поведением и действиями, обдумывать собственные поступки и отвечать за них. Какой я? Каким бы я хотел стать? Что надо делать для того, чтобы быть таким, как я хочу? Самопознание ответит на первый вопрос, самоопределение — на второй, а самовоспитание — на третий.

Развитие личности. Биосоциальный характер личности

Развитие личности — это осознанное формирование самого себя как человека, который умеет видеть смысл своего существования, ставить перед собой цели и достигать их, человека, который понимает, в чем его предназначение, у которого есть надежный нравственный стержень.

Развитие личности тесно связано с биологическим, психическим и социальным развитием и происходит поэтапно, начиная с рождения. В детстве человек учится говорить, общаться с окружающими, читать, писать, считать и т. п. В процессе социального развития у ребенка формируются новые высшие психические функции, в состав которых входят знания об общественных явлениях, отношениях между людьми, стереотипах поведения, формах общения. На социальное развитие подростка влияет школа, семья, дружеское окружение, средства массовой информации — социальная среда, которая формирует его социальный опыт. Но он и сам может на себя влиять и познавать себя.

Самопознание является необходимым условием саморазвития личности. Самопознание — это средство получения собственного опыта; оно позволяет наиболее полно использовать свои возможности

в учебе, труде, общении с другими людьми, во время занятия каким-либо делом. Фактически самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей и способностей.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Выражение «Познай самого себя» ошибочно приписывают древнегреческому философу Сократу. Но именно он сделал это выражение достаточно популярным, объясняя его своим ученикам, постоянно используя в своих беседах и выступлениях. Один из семи великих мудрецов, древнегреческий философ Хилон, развивал эту мысль так: «Познай самого себя — и ты познаешь богов и Вселенную». Объясните, почему, когда человек познает самого себя, он познает и Вселенную.

Самоопределение — это понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в обществе и своего назначения в жизни. Каждый человек в своей жизни совершает в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (выбирает себе профессию), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как члена семьи) и др.

Самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на реализацию себя как личности, выработка человеком в себе таких личностных качеств, которые являются желательными. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека. Средства и приемы самовоспитания очень разнообразны и зависят от тех условий, в которых находится человек, и от задач, которые он перед собой ставит.

Самооценка — это оценивание человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков. Постепенно на основе приобретенного опыта у человека вырабатывается образ собственного «я». Этот образ формируется в результате общения с другими людьми. Самооценка является важной чертой личности и регулятором поведения. Поскольку человек по-разному воспринимает собственное поведение и его последствия, его самооценка бывает завышенной, адекватной и заниженной. От уровня самооценки зависят отношения человека с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Опорные точки. В подростковом возрасте происходит становление личности, формируется самосознание, самопознание, самоопределение, самовоспитание. Этот процесс развития личности носит биосоциальный характер. Развитие личности тесно связано с биологическим, психическим и социальным развитием и осуществляется поэтапно.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. На чем базируется самовоспитание?

2. Как формируется самооценка? Для чего она нужна?

II уровень

3. Как происходит процесс становления личности?

4. Может ли подросток влиять на себя, изменять себя, выбирать свой круг общения и формы деятельности, приобретать новый опыт?

III уровень

5. Какие процессы помогают человеку обрести такие качества, как ответственность, твердость взглядов и убеждений, умение управлять своим поведением?

6. Что вы можете сказать о своем опыте отношений с другими людьми?

IV уровень

7. Докажите, что личность человека формируется путем самопознания, самоопределения и самовоспитания.

8. Докажите, что самоопределение — это понимание человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей.

Больше о личности и ее развитии в подростковом возрасте можно узнать на сайте.

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 30-09-2016, 14:07, Переглядів: 2130