Народна Освіта » Основи здоров'я » Составляющие духовного развития личности. Нравственное развитие личности. Формирование системы ценностей. Пирамида потребностей. Планирование будущего

НАРОДНА ОСВІТА

Составляющие духовного развития личности. Нравственное развитие личности. Формирование системы ценностей. Пирамида потребностей. Планирование будущего

Подумайте и обсудите ситуацию. Восьмиклассник Гриша не занимается спортом, не делает зарядку, сидит допоздна у телевизора или за компьютером, редко берет в руки книгу, неохотно общается с одноклассниками, не помогает маме по хозяйству. Однако когда его спросили, является ли он духовным и нравственным человеком, то он ответил утвердительно. Проанализируйте его ответ. Что бы вы посоветовали Грише?

Составляющие духовного развития личности.

Нравственное развитие личности

Духовность — это внутренний мир человека, его стержень, творческая направленность. Источником духовности является собственный психический опыт человека. Духовный человек является прежде всего нравственным человеком, который думает и действует, руководствуясь высокими моральными правилами. Понимание основ и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми, является важнейшей чертой человека.

В определении понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый понимает его по-своему. Но все соглашаются, что именно духовность играет значительную роль в поисках ответа на важные вопросы: что такое человек? каково его место и назначение в мире? в чем смысл его бытия? что такое культура? как организована общественная жизнь? Именно духовность одухотворяет человека и выделяет его из мира животных. Именно она является тем идеалом, к которому стремится человек в собственном развитии, формируя для себя высшие, абсолютные ценности, которые являются сутью его жизни.

 

Немецкий философ Иммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением,— это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». Почему философ с благоговением относится именно к нравственному закону внутри себя?

Формирование системы ценностей

Система жизненных ценностей человечества формируется прежде всего в сфере культуры. Именно культура определяет и направляет нашу деятельность, мышление и чувства, наши интересы, оценки и нравственные нормы. Жизненные ценности — это то, что люди считают важным для своей жизни, что определяет цель и мотивы их деятельности, о чем они мечтают и к чему стремятся.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Иерархией называют расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Для одних важнейшей жизненной ценностью, которую они ставят на первое место, является свобода, для других — материальное благополучие, для третьих — творческая и интересная работа.

Жизненные ценности надо уметь выявлять, осмысливать и осознавать. Потребность в осознании личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. Очень важным является момент формирования собственной шкалы ценностей. К жизненным ценностям психологи относят здоровье, интересную работу, благополучие в семье, уверенность в себе, самостоятельность, наличие хороших и верных друзей, творчество, свободу, жизненную мудрость, общественное признание.

Пирамида потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу предложил теорию иерархии потребностей. Он распределил все потребности людей на пять групп, из которых и строится пирамида потребностей.

Первая группа — это физиологические потребности. Такие потребности являются первичными, врожденными, а все остальные группы потребностей относятся к вторичным, поскольку они являются психологическими по своей природе. Потребности в пище, воде, одежде, воздухе и т. д. — это физиологические потребности.

 

Вторая группа — потребности, связанные со стремлением и желанием людей достичь стабильного и безопасного образа жизни — потребность в безопасности.

Третья группа — потребности в принадлежности и причастности, включающие стремление человека к участию в совместных с другими действиях, вхождение в определенные сообщества людей. К потребностям в принадлежности и причастности относятся потребность в дружбе, любви, определенном окружении.

Четвертая группа — потребности в признании и самоутверждении, связанные с желанием быть уверенным в себе и профессиональным, обладать высокой конкурентоспособностью.

Пятая группа — потребности в самовыражении, которые объединяют потребности, связанные со стремлением человека к наиболее полному использованию своих знаний, умений, способностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу поможет вам осознать и проанализировать иерархию своих потребностей.

Планирование будущего

Самоопределение — одна из составляющих духовного развития — предполагает, что человек может планировать свое будущее. Для этого он должен понимать, какое место в обществе ему хотелось бы занять.

Вам, восьмиклассникам, важна нацеленность на будущее. Надо самому выбирать свой путь в жизни и создавать собственный жизненный план. Не мечтать о призрачном будущем, а решать, кем быть (т. е. определиться со своей профессией) и каким быть (т. е. самоопределиться с личными и моральными качествами). Каждый из вас должен осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.

Цель возникает не на пустом месте, т. к. она тесно связана с вашим предыдущим и последующим обучением. Именно обучение является предпосылкой вашей будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, важно быть информированным о престижности и социальной ценности профессии, качествах личности, которые присущи представителям данной профессии, принципах и нормах отношений, характерных для данного профессионального круга. Важно и понимание того, какую материальную базу для вас и вашей будущей семьи может предоставить выбранная профессия.

Существует два вида целей: долгосрочные (от 3 до 10 и более лет) и краткосрочные (от одного месяца до года). Краткосрочные цели должны соответствовать долгосрочным и помогать в их достижении. То есть цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определенный период времени.

Правильно поставленная цель задает критерии (признаки) ее достижения, дает возможность обоснованно ответить на вопрос: достигнута цель или нет. Цель — это мечта, у которой есть срок исполнения, которая задает направление действий, указывает, далеко ли мы продвинулись, делает роль каждого человека более конкретной, стимулирует его добиваться лучших результатов.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Прочитайте текст из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»:

«— Вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?

— Это во многом зависит от того, куда вы хотите прийти,— ответил кот.

— Мне все равно куда,— сказала Алиса.

— Тогда нет разницы, какой дорогой вы пойдете,— сказал кот».

Сформулируйте проблему, возникшую у Алисы. Дайте советы по ее решению.

Алгоритм постановки и достижения цели

1. Выбрать и сформулировать цель, которая должна быть достижимой. Постановка цели должна быть в утвердительной форме. Неправильно: «Я не хочу остаться в будущем без профессии». Правильно: «Я хочу стать квалифицированным учителем биологии».

2. Для того чтобы большая цель была достижимой, постановка ее должна сопровождаться разделением на подцели. Покажите с помощью подцелей шаги к осуществлению цели.

3. Цель должна соответствовать вашим возможностям. Проанализируйте свои возможности. Оцените их как можно объективнее.

4. Достижение цели должно быть обеспечено необходимыми ресурсами: вашими временем, трудом, терпением, дисциплиной, настойчивостью и работоспособностью. Оцените именно эти свои ресурсы, выясните, соответствуют ли они цели.

5. Постановка цели должна предусматривать конкретный срок ее достижения. Если цель подразделяется на подцели, то надо определить конкретный срок достижения каждой подцели.

6. Следует определить критерии достижения цели, т. е. четко прописать признаки, по которым можно сказать, что цель достигнута.

7. Необходимо учитывать возможные препятствия на пути к достижению цели. Если окажется, что некоторые из подцелей, ведущих к основной цели, остаются недостигнутыми, то нужно не критиковать себя, а просто понять и признать, что подцель не достигнута, проанализировать, почему она не достигнута, решить, является ли она до сих пор нужной, или, возможно, надо поставить себе новую цель. Все возможные препятствия необходимо предусмотреть и подготовиться к ним заранее. В любом случае отрицательный опыт — это тоже опыт, и на ошибках надо учиться, ибо кто не пробует, тот ничего не добивается.

8. Надо всегда верить в положительный результат, в процессе достижения цели говорить себе: «Я смогу!».

Упражнение № 6

Отработка алгоритма постановки и достижения цели

Цель: научиться пользоваться алгоритмом постановки и достижения цели.

Ход работы

1. Сформулируйте свою цель в отношении вашей будущей профессии.

Проанализируйте, является ли эта цель конкретной и реалистичной.

2. Напишите, какие подцели являются шагами к достижению вашей основной цели.

3. Проанализируйте, соответствует ли цель вашим возможностям.

4. Проанализируйте, какими ресурсами обеспечено достижение этой цели.

Оценка:

• своего времени

• своей работоспособности

• своего терпения

• своей дисциплины

• своей настойчивости

• своих успехов в учебе

5. На отдельном листе напишите конкретный срок (дату) достижения цели и конкретные даты достижения подцелей.

6. Определите критерии (признаки) достижения цели.

7. На отдельном листе напишите, какие вы видите возможные препятствия на пути к достижению цели.

8. Скажите себе: «Я смогу!».

9. Сделайте выводы.

Опорные точки. Каждый человек развивается духовно. Существуют определенные составляющие духовного развития личности. Нравственное развитие личности тесно связано с ее духовностью.

У человека есть своя система жизненных ценностей — это то, что люди считают важным для своей жизни.

Самоопределение — одна из составляющих духовного развития — предполагает, что человек может планировать свое будущее.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Как вы понимаете понятие «духовность»?

2. Почему жизненные ценности являются индивидуальными?

II уровень

3. Что вы знаете об иерархии потребностей?

4. Что такое иерархия ценностей?

III уровень

5. Как планировать будущее?

6. Почему люди не обсуждают жизненные ценности ежедневно?

IV уровень

7. Докажите, что понимать себя, понимать других людей — значит понимать те ценности, которыми руководствуетесь вы сами и другие люди.

8. Почему жизненные ценности надо уметь определять, осмысливать и осознавать?

За информацией о месте здоровья в системе ценностей и выборе жизненного пути на основе здорового образа жизни можно обратиться на сайт.

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 30-09-2016, 14:08, Переглядів: 1938