Народна Освіта » Основи здоров'я » § 12. Стихийные бедствия

НАРОДНА ОСВІТА

§ 12. Стихийные бедствия

Из этого параграфа ты узнаешь о чрезвычайных ситуациях, о причинах сти хийных бедствий, усвоишь правила поведения в опасных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации — это ситуации, угрожающие жизни многих людей, наносящие значительный ущерб природе и людям. Чрезвычайные ситуации бывают природными и техногенными.

Техногенные чрезвычайные ситуации вызваны неправильным обращением людей с техникой.

Природные чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий. Их ещё называют наибольшими опасностями природной, или окружающей, среды. Ты знаешь, что стихийные бедствия - это землетрясения, бури, снежные заносы, сели, оползни, лесные пожары и т.п.

Землетрясение - подземные толчки, колебания и разрывы земной поверхности вследствие движения глубинных подземных пластов.

Наводнение - временное затопление суши вследствие подъёма воды естественных водоёмов.

Сель - бурный водо-грязевой или грязекаменный поток.

Буря - мощный порывистый ветер, подхватывающий и переносящий различные предметы.

Вспомни

1.    Какие стихийные бедствия случались в твоём краю?

2.    Какими были их последствия?

Стихийные бедствия возникают неожиданно, разрушают строения, выводят из строя оборудование, вызывают многочисленные травмы и человеческие жертвы.

Люди научились прогнозировать возникновение некоторых стихийных бедствий, уменьшать их разрушительную силу. Об угрозе стихийного бедствия жителей предупреждают заранее по радио, телевидению или через прессу. Указывают, когда и какое стихийное бедствие ожидается, как подготовиться к нему и как действовать.

В нашей стране существуют службы борьбы со стихийными бедствиями и их последствиями. Они отвечают за безопасность населения. Этими службами руководит Министерство чрезвычайных ситуаций Украины.

Животные предчувствуют приближение стихийных бедствий. Наблюдая за необычным поведением домашних и диких животных, люди разгадывали его причину Так они спасались от бедствий. Позже были изобретены приборы, фиксирующие малейшие изменения в окружающей среде, например, приближение дождей, резкие изменения температуры и направления ветра, сдвиги пластов Земли.

Землетрясение — самое страшное стихийное бедствие на планете. Ежегодно на Земле происходит около 1500 землетрясений.

В Украине землетрясения случаются редко, и то лишь в Карпатах и Крымских горах. На остальной территории Украины возможны отголоски землетрясений, происходящих в Турции, Румынии, на Кавказе.

Вспомни, как нужно действовать во время землетрясения.

Действовать во время землетрясения надо быстро, но спокойно.

Если во время землетрясения ты находишься на улице:

•    Отойди на открытое место.

•    Не подходи к повреждённым зданиям, мостам, столбам электропередачи, оборванным проводам.

•    Не возвращайся домой, пока землетрясение не окончится.

•    Если ты находишься в автомобиле, выйди из него.

Если землетрясение застало тебя дома:

•    Перекрой газ, отключи электрический ток.

•    Не пытайся выйти из здания до прекращения сильных толчков. Не выбегай на лестницу, она быстрее всего разрушается. Не пользуйся лифтом: он может застрять или оборваться.

•    Не прячься под столом, партой или кроватью.

•    Держись подальше от окон, зеркал, витрин, чтобы не травмироваться осколками или мебелью.

•    Стань в безопасный угол, образованный наружными стенами.

Задания

1.    Исследуй помещения, где ты проводишь больше всего времени (дом, класс).

2.    Определи в нём опасные и безопасные места.

3.    Составь последовательность действий, если землетрясение застало тебя дома.

Наводнения возникают из-за сильных и продолжительных осадков. В некоторых регионах наводнения происходят периодически.

В снежные зимы наводнения бывают при оттепелях. Из-за вырубки леса участились наводнения в горных районах. Наводнение может вызвать многочисленные человеческие жертвы.

В Украинских Карпатах с гор на города и сёла часто сходят сели. На дороги и строения обрушиваются стремительные потоки воды, почвы, несущие с собой обломки деревьев, камни.

При наводнениях и селях необходимо:

•    Внимательно слушать сообщения по радио и телевидению.

•    Быстро собраться и взять с собой пакет с документами, деньги, медицинскую аптечку. Желательно захватить трёхдневный запас продуктов и воды, тёплую одежду и обувь.

•    Если объявлена эвакуация, прибыть на место сбора для отправки в безопасное место.

•    Если наводнение или сель застают внезапно, главное - не попасть в воду, в стремительный водный или грязевой поток. Следует добраться до холма или залезть на крепкое дерево, чтобы не смыло водой.

•    Если тебе не нужна срочная помощь, оставайся в безопасном месте, пока вода не спадёт. Выбираться самостоятельно из затопленных районов опасно.

Эвакуация (от латинского слова, означающего «пустой») - организованный вывоз людей из опасной местности.

Бури разрушают или сносят строения, обрывают линии электросетей, вырывают с корнем деревья, уничтожают посевы на полях.

Во время бури необходимо:

• Внимательно слушать сообщения по радио и телевидению.

•    Забрать с балконов предметы, которые может подхватить ветер. Закрыть окна.

•    Перекрыть газ, держать наготове фонари, свечи.

•    Перейти во внутреннее помещение, держаться подальше от окон.

•    Если объявлена эвакуация, действовать как во время наводнения.

•    Если ты находишься на открытой местности - укрыться в глубокой канаве или овраге.

Снежные заносы образуются после продолжительных метелей и снегопадов. Возникают заторы на дорогах, перекрываются выходы из домов. Под тяжестью снега и инея ломаются деревья, обрываются провода электросетей. При снежных заносах важно дополнительно утеплить жилое помещение.

Чтобы не пострадать, выполняй указания взрослых, работников спасательной службы.

Задания

Поработайте в группах.

Распределите роли в группе:руководитель, секретарь, наблюдатель, докладчик.

Руководитель:

•    предлагает участникам группы высказаться сначала по желанию, а затем по очереди;

•    поощряет группу к работе;

•    подводит итоги работы.

Секретарь:

•    ведёт короткие записи результатов работы своей группы.

Наблюдатель:

•    следит за длительностью высказываний участников, культурой общения в группе.

Докладчик:

•    представляет результаты работы группы для всего класса;

•    чётко и сжато высказывает общее мнение группы.

1.    Обсудите причины и последствия стихийного бедствия, названного учителем.

2.    Определите порядок действий при этой чрезвычайной ситуации.

3.    Представьте выводы для всего класса. Оцените презентации других групп.

4.    Запишите выводы в таблицу в тетради по образцу.

Таблица 12

Стихийное

бедствие

Действия

государства

Действия

Землетрясение

   

Наводнение

   

Сель

   

Буря

   

Снежные заносы

   

Презентация (от английского слова, озна чающего «представление») - ознакомление других со своей работой.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 16:11, Переглядів: 1493