§ 12. Стихийные бедствия
Из этого параграфа ты узнаешь о чрезвычайных ситуациях, о причинах сти хийных бедствий, усвоишь правила поведения в опасных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации — это ситуации, угрожающие жизни многих людей, наносящие значительный ущерб природе и людям. Чрезвычайные ситуации бывают природными и техногенными.
Техногенные чрезвычайные ситуации вызваны неправильным обращением людей с техникой.
Природные чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий. Их ещё называют наибольшими опасностями природной, или окружающей, среды. Ты знаешь, что стихийные бедствия - это землетрясения, бури, снежные заносы, сели, оползни, лесные пожары и т.п.
Землетрясение - подземные толчки, колебания и разрывы земной поверхности вследствие движения глубинных подземных пластов.
Наводнение - временное затопление суши вследствие подъёма воды естественных водоёмов.
Сель - бурный водо-грязевой или грязекаменный поток.
Буря - мощный порывистый ветер, подхватывающий и переносящий различные предметы.
Вспомни
1. Какие стихийные бедствия случались в твоём краю?
2. Какими были их последствия?
Стихийные бедствия возникают неожиданно, разрушают строения, выводят из строя оборудование, вызывают многочисленные травмы и человеческие жертвы.
Люди научились прогнозировать возникновение некоторых стихийных бедствий, уменьшать их разрушительную силу. Об угрозе стихийного бедствия жителей предупреждают заранее по радио, телевидению или через прессу. Указывают, когда и какое стихийное бедствие ожидается, как подготовиться к нему и как действовать.
В нашей стране существуют службы борьбы со стихийными бедствиями и их последствиями. Они отвечают за безопасность населения. Этими службами руководит Министерство чрезвычайных ситуаций Украины.
Животные предчувствуют приближение стихийных бедствий. Наблюдая за необычным поведением домашних и диких животных, люди разгадывали его причину Так они спасались от бедствий. Позже были изобретены приборы, фиксирующие малейшие изменения в окружающей среде, например, приближение дождей, резкие изменения температуры и направления ветра, сдвиги пластов Земли.
Землетрясение — самое страшное стихийное бедствие на планете. Ежегодно на Земле происходит около 1500 землетрясений.
В Украине землетрясения случаются редко, и то лишь в Карпатах и Крымских горах. На остальной территории Украины возможны отголоски землетрясений, происходящих в Турции, Румынии, на Кавказе.
Вспомни, как нужно действовать во время землетрясения.
Действовать во время землетрясения надо быстро, но спокойно.
Если во время землетрясения ты находишься на улице:
• Отойди на открытое место.
• Не подходи к повреждённым зданиям, мостам, столбам электропередачи, оборванным проводам.
• Не возвращайся домой, пока землетрясение не окончится.
• Если ты находишься в автомобиле, выйди из него.
Если землетрясение застало тебя дома:
• Перекрой газ, отключи электрический ток.
• Не пытайся выйти из здания до прекращения сильных толчков. Не выбегай на лестницу, она быстрее всего разрушается. Не пользуйся лифтом: он может застрять или оборваться.
• Не прячься под столом, партой или кроватью.
• Держись подальше от окон, зеркал, витрин, чтобы не травмироваться осколками или мебелью.
• Стань в безопасный угол, образованный наружными стенами.
Задания
1. Исследуй помещения, где ты проводишь больше всего времени (дом, класс).
2. Определи в нём опасные и безопасные места.
3. Составь последовательность действий, если землетрясение застало тебя дома.
Наводнения возникают из-за сильных и продолжительных осадков. В некоторых регионах наводнения происходят периодически.
В снежные зимы наводнения бывают при оттепелях. Из-за вырубки леса участились наводнения в горных районах. Наводнение может вызвать многочисленные человеческие жертвы.
В Украинских Карпатах с гор на города и сёла часто сходят сели. На дороги и строения обрушиваются стремительные потоки воды, почвы, несущие с собой обломки деревьев, камни.
При наводнениях и селях необходимо:
• Внимательно слушать сообщения по радио и телевидению.
• Быстро собраться и взять с собой пакет с документами, деньги, медицинскую аптечку. Желательно захватить трёхдневный запас продуктов и воды, тёплую одежду и обувь.
• Если объявлена эвакуация, прибыть на место сбора для отправки в безопасное место.
• Если наводнение или сель застают внезапно, главное - не попасть в воду, в стремительный водный или грязевой поток. Следует добраться до холма или залезть на крепкое дерево, чтобы не смыло водой.
• Если тебе не нужна срочная помощь, оставайся в безопасном месте, пока вода не спадёт. Выбираться самостоятельно из затопленных районов опасно.
Эвакуация (от латинского слова, означающего «пустой») - организованный вывоз людей из опасной местности.
Бури разрушают или сносят строения, обрывают линии электросетей, вырывают с корнем деревья, уничтожают посевы на полях.
Во время бури необходимо:
• Внимательно слушать сообщения по радио и телевидению.
• Забрать с балконов предметы, которые может подхватить ветер. Закрыть окна.
• Перекрыть газ, держать наготове фонари, свечи.
• Перейти во внутреннее помещение, держаться подальше от окон.
• Если объявлена эвакуация, действовать как во время наводнения.
• Если ты находишься на открытой местности - укрыться в глубокой канаве или овраге.
Снежные заносы образуются после продолжительных метелей и снегопадов. Возникают заторы на дорогах, перекрываются выходы из домов. Под тяжестью снега и инея ломаются деревья, обрываются провода электросетей. При снежных заносах важно дополнительно утеплить жилое помещение.
Чтобы не пострадать, выполняй указания взрослых, работников спасательной службы.
Задания
Поработайте в группах.
Распределите роли в группе:руководитель, секретарь, наблюдатель, докладчик.
Руководитель:
• предлагает участникам группы высказаться сначала по желанию, а затем по очереди;
• поощряет группу к работе;
• подводит итоги работы.
Секретарь:
• ведёт короткие записи результатов работы своей группы.
Наблюдатель:
• следит за длительностью высказываний участников, культурой общения в группе.
Докладчик:
• представляет результаты работы группы для всего класса;
• чётко и сжато высказывает общее мнение группы.
1. Обсудите причины и последствия стихийного бедствия, названного учителем.
2. Определите порядок действий при этой чрезвычайной ситуации.
3. Представьте выводы для всего класса. Оцените презентации других групп.
4. Запишите выводы в таблицу в тетради по образцу.
Таблица 12
Стихийное бедствие |
Действия государства |
Действия |
Землетрясение |
||
Наводнение |
||
Сель |
||
Буря |
||
Снежные заносы |
Презентация (от английского слова, озна чающего «представление») - ознакомление других со своей работой.
Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко
Автор: admin от 18-07-2014, 16:11, Переглядів: 1981