Народна Освіта » Основи здоров'я » § 6. Права и обязанности

НАРОДНА ОСВІТА

§ 6. Права и обязанности

Социальная составляющая здоровья

Ты узнаешь о:

•    международных документах и законах Украины, гарантирующих права ребенка

•    личной ответственности за здоровье

•    защите твоих прав

•    помощи людям с ограниченными возможностями

•    путях заражения ВИЧ

•    влиянии окружающей среды на здоровье человека

•    стихийных бедствиях

•    причинах и условиях возникновения пожаров

•    безопасном поведении дома и на улице, в толпе, на воде, на дороге

•    действиях в автономной ситуации

•    службах защиты населения

Ты научишься:

•    оказывать помощь людям с ограниченными возможностями

•    исследовать влияние различных сред на жизнь и развитие растений

•    действовать во время стихийных бедствий и пожаров

•    оценивать и разрешать различные жизненные ситуации

•    вести себя в толпе

•    действовать во время ДТП

•    сообщать об опасное™ службам защиты населения

•    выполнять комплекс физических упражнений № 3 и 4

Права и обязанности

Из параграфа ты узнаешь о государствен ных и международных документах относи тельно прав ребёнка, о правах и обязан-ностях по отношению к сохранению и укреплению здоровья учащихся, личной ответственности за здоровье.

Конвенция ООН о правах ребёнка принята 20 ноября 1989 г. В Украине она вступила в силу 27 сентября 1991 г.

Права и обязанности граждан - взрослых и детей - провозглашены Конституцией Украины. Основным Законом обеспечивается право каждого на жизнь, бесплатное образование и медицинское обслуживание. В Конституции Украины учтена Конвенция ООН о правах ребёнка.

Конвенция (от латинского слова, означающего «договор») - международный договор по каким-то специальным вопросам. Конституция (от латинского слова, означающего «устройство») - основной закон государства.

Вот как твои ровесники понимают статьи Конвенции ООН о правах ребёнка относительно сохранения и укрепления здоровья.

Статья 1. До 18 лет я - ребёнок.

Статья 2. Я имею права независимо от цвета моей кожи, от того, мальчик я или девочка, сколько мне лет, какой я национальности, на каком языке я говорю, в какого Бога верую, богат я или беден, здоров или болен,

какие у меня родители и ни от чего другого. Никто не имеет права лишить меня всех прав или наказать меня за то, что думаю я или мои родители.

Статья 9. Никто не может разлучить меня с моими родителями без моего согласия. Я имею право видеть своих родителей, когда мне захочется.

Статья 19. Родители не могут бить меня, обижать, принуждать работать, если я этого не хочу.

Статья 20. Я имею право на защиту и заботу государства, если останусь один или мне будет очень плохо дома.

Статья 23. Если я буду болеть - мои родители должны заботиться обо мне, если нужно, приглашать учителей домой.

Статья 24. Если я заболею - мне будет оказана наилучшая медицинская помощь.

Статья 27. Если родители не могут отдать меня в кружки, спортивные секции - я могу попросить об этом государство.

Статья 32. Никто не может заставить меня делать то, что вредит моему здоровью.

Статья 33. Я имею право на защиту от продажи и незаконного употребления наркотиков, алкоголя, табака.

Задания

1.    Нарисуй рисунок-плакат к любой статье Конвенции ООН.

2.    Устрой в классе выставку таких рисунков.

3.    Обсуди их с одноклассниками.

4.    Какие обязанности ты выполняешь как ученик?

Не забывай, что каждый ребёнок имеет не только права, но и обязанности: перед семьёй, товарищами, одноклассниками, обществом. Не всегда эти обязанности легки и приятны.

Но как член семьи, ученик, гражданин ты должен:

•    заботиться о своём здоровье, укреплять его;

•    быть вежливым и внимательным, уважать птартттих;

•    схы^игельно и упорно учиться;

•    оказывать посильную помощь родителям в ведении домашнего хозяйства;

•    не нарушать закон.

Ты сам отвечаешь за своё здоровье.

Задания

1.    Вспомни, от чего зависит здоровье человека.

2.    Назови статьи Конвенции ООН, которые тебя больше всего поразили. Объясни почему.

3.    Лишают ли тебя прав, если:

•    запретили допоздна смотреть телевизор;

•    лишили обеда;

•    не разрешили посещать кружок или спортивную секцию?

Объясни свой ответ.

4.    Нарушают ли твои права, если запрещают:

•    поздно вечером долго слушать музыку;

•    громко петь, когда близкие отдыхают;

•    танцевать с друзьями на дне рождения?

Объясни свой ответ.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 16:02, Переглядів: 1678