Народна Освіта » Основи здоров'я » § 10. Безопасная окружающая среда

НАРОДНА ОСВІТА

§ 10. Безопасная окружающая среда

Безопасная окружающая среда

Из параграфа ты узнаешь, что такое окружающая среда и как она влияет на жизнь человека, как человек влияет на окружающую среду.

Окружающий нас мир прекрасен: леса, степи, озёра, реки, горы, моря, растительный и животный мир - краса родного края. Природа обеспечила человека всем необходимым для жизни: солнечным светом и теплом, чистым воздухом, здоровой пищей, питьевой водой.

Часть природы, окружающая человека, с которой человек неразрывно связан и непосредственно взаимодействует, называется окружающей средой.

Безопасная окружающая среда не угрожает жизни человека и не вредит его здоровью. Человек стремится улучшить, усовершенствовать среду, в которой живёт, сделать свою жизнь безопасной и комфортной. Для этого он изменяет окружающую среду.

Задания

1.    Узнай, как люди изменили окружающую среду там, где ты живёшь.

2.    Эти изменения полезны или вредны для здоровья людей?

Чтобы проложить автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, люди разрушают горы. Плотинами перегораживают реки. Создают искусственные водоёмы для оросительных систем. Осушают болота под пашни. Чтобы обеспечить себя пищей, люди распахивают земли под сельскохозяйственные угодья. Нарушая равновесие, существующее в природе, человек вредит и себе. Выжить человечество может только при условии, что каждый землянин будет заботиться о сохранении и защите окружающей среды. Человечество должно соблюдать правила совместной жизни на Земле:

•    Любить и уважать Землю, которая благословляет жизнь и управляет ею.

•    Считать каждый день священным и праздновать смену времён года.

•    Не ставить себя выше других живых существ и вести себя так, чтобы они не исчезали.

•    Быть благодарным растениям и животным за пищу, которую имеем.

•    Не осквернять богатств Земли производством оружия.

•    Не наживаться на богатствах Земли, а возобновлять их.

•    Потреблять богатства Земли рационально, так как все земляне имеют на них одинаковые права.

Твои сверстники принимали участие во Всеукраинском проекте «Днепра вода живая». Участники очищали от грязи и мусора берега Днепра. Учащиеся 7-8 классов готовили листовки о заботливом отношении к рекам Украины. Старшеклассники исследовали состав и уровень загрязнения воды в Днепре и его притоках, причины этих загрязнений.

Подумай

1.    Что страдает в твоём краю от деятельности человека?

2.    Как можно улучшить окружающую среду там, где ты живёшь?

Изменения в природе называют природными явлениями. Это - смена дня и ночи, смена времён года, солнечные и лунные затмения, приливы и отливы, солнечная радиация, землетрясения, наводнения, бури, грозы, снежные заносы, сели, лесные пожары и т.д.

Природные явления могут приносить людям и пользу, и вред. Дождь помогает растениям расти, а ливни с градом уничтожают посевы. Снежный покров защищает зимой землю от промерзания, а метели мешают

движению транспорта. Солнечный свет и тепло полезны, а палящие лучи солнца вредны для здоровья.

Исследовательская работа

Чтобы выяснить, подходит ли среда для существования живого организма, выполни исследовательскую работу на тему: «Влияние среды на жизнь и развитие растения».

Для этого:

1.    Выясни влияние различных сред на жизнь и развитие растений.

2.    Определи безопасную среду для комнатного растения.

3.    Используй материалы и оборудование: банки, воду, поваренную соль, уксус, растительное масло, комнатное растение (например, герань, традесканцию, бальзамин).

План работы

1.    Подготовь необходимые материалы и оборудование. Используй веточки комнатного растения с 3-4 листочками.

2.    Проведи исследования в классе:

а)    наполни 4 банки водой. В первую добавь 1 чайную ложку поваренной соли, в другую —

1 чайную ложку растительного масла, в третью - 1 столовую ложку уксуса. Четвёртая -без примесей;

б)    подпиши банки, чтобы не перепутать. Укажи, что именно ты добавил в воду;

в)    помести в них веточки, поставь на подоконник и наблюдай за ними в течение 3-5 дней;

г)    перенеси в тетрадь таблицу 11.

Для каждой банки заполняется такая же таблица. Результаты наблюдений каждый

день заноси в соответствующие колонки таблицы.

Таблица 11

Исследования проводил ученик 5 класса: Ьянкя N0 Смесь воды с

Влияние среды на жизнь и развитие растения

Дата

Что наблюдал

1 -й день

 

2-й день

 

3-й день

 

3. Обобщённые результаты своей работы запиши в тетрадь по образцу.

В банке №__была смесь воды и

_. Растение прожило в ней

_______ дней. Таким образом, среда с

_является__ (опасной, безопасной).

Человек, как и растение, — живой организм. Таким образом, ему для жизни так же нужны благоприятные условия.

Задания

1.    Почему во всех банках растения к концу исследования выглядят по-разному?

2.    Какая среда безопасна для растений?

3.    Ученики писали контрольную работу. Окна в классе были закрыты, потому что была зима. У некоторых детей разболелась голова. Одной из девочек даже стало плохо. Почему это произошло? Что нужно сделать, чтобы улучшить условия в классе?

4.    Обсуди с одноклассниками, какой должна быть безопасная для ребёнка окружающая среда.

5.    Обсуди с родителями, безопасна ли окружающая среда там, где ты живёшь.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 16:09, Переглядів: 2372