Народна Освіта » Російська мова » § 2. Орфография. Чередование в корнях

НАРОДНА ОСВІТА

§ 2. Орфография. Чередование в корнях

(Орфографія. Чергування в коренях)

12.    Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание гласных в корне. Загадки отгадайте.

1. З..ря, з..рница, красная д..вица, врата зап..рала, по полю гуляла, ключи пот..ряла, месяц видел, а со..нце украло. 2. Выр..с мальчик с пальчик, балахон бел, шапка красна. 3. Малая малышка, а выр..стает золотая кубышка. 4. Без огня г..рит, без крыл л..тит, без ног 6..ЖИТ.

13.    Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте правило правописания букв Е — Ив корнях с чередованием.

Как суффикс -А- стал VIP-персоной

Жили-были на свете два брата — Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А--не

разлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом VIP-персона суффикс -А-.

«Тот, что с другом -А-, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,— говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

(Ф. Д. Кривин)

14. Спишите предложения, вставляя пропущенные бу-- квы и знаки препинания. Проверьте выполненное задание друг у друга.

1. Засыпает роза, вся в р..се бл..стя, наступает вечер. Спи моё д..тя! 2. Все д..рев..я бл..стают в разноцветном убор.. (К. Д. Бальмонт). 3. Умрёмте ж под Москвой, как наши брат..я ум..рали! И ум..реть мы обещали... (М. Ю. Лермонтов) 4. Окно захлопнулось со звоном бл..снула молния огнём (if. А. Бунин). 5. Степь раздольная д..леко вокруг, широко л..жит, ковылём-тр..вой

ра..ст..лается (А. В. Кольцов). 6. Снег брызгал из-под копыт ком..я снега обж..гали лицо (М. П. Прилежаева). 7. Заж..гают світлячки з..л..тые огоньки (Б. Белова).

15.    Вставьте вместо точек ■ подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова. Обозначьте орфограмму и объясните условия её выбора.

Хортица — необычайно прекрасный живописный остров, который ... на излучине широкой и могучей реки Днепр. Его изумительный вид и богатая история привлекают внимание путешественников из разных уголков всего мира.

Осенью мы ... провести выходные на этом острове. Выбранное нами местечко ... недалеко от заповедника. Эти места удивляют богатой ... . Мы аккуратно ... рюкзаки и отправились по ... маршруту. Быстро ... на берегу палатки. Девочки ... в тени, а мальчики ... костёр. Справа от нашей стоянки ... молодые берёзки, а слева ребята увидели ... шиповник. Мы углубились в ..., чтобы собрать ... для гербария. Свои мысли об отдыхе на острове Хортица мы ... в сочинениях.

(Из журнала)

Слова ДЛЯ справок: выр..сти, предложить, располагаться, растительность, ул..жить, предложенный, выр..сти, расположиться, разл..жить, р..сти, разр..сшийся, зар..сли, р..стения,

ИЗЛоЖИТЬ.

16.    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

1. Берёзы жёлтою резьбой бл.хтят в лазури голубой (И. А. Бунин). 2. Сквозь волнистые туманы проб.рается луна (А. С. Пушкин). 3. Если сложить все ошибки умного, получится гора (Пословица). 4. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знания на деле (Аристотель). 5. Уже с пустыней по соседству р..стут вишнёвые сады (Н. Пинаев). 6. На проталинке между прошлогодними листьями показались молодые, ещё слабые р..стки травы. 7. На сухой залежи густыми кустами раз-

p..сталась пахучая полынь (М. И. Михайлов). 8. Долины речек покрыты зар..слями высоких трав и кустарников (В. Мохов).

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 14:30, Переглядів: 1757