НАРОДНА ОСВІТА

§ 46. Текст

289. Используя опорную схему, дайте определение текста

как синтаксической единицы.

Устойчивые разновидности текстов — это жанры (заявление,
информационная заметка, письмо, автобиография, протокол и т. п.)

290. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, объяс-
ните условия выбора орфограмм.

Все названия месяцев наши из древн..римского календаря,
но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что но-
вый год начинался 1 марта: поэтому ч..еловые наименования ме-
сяцев не совпадают с нашими номерами.

Как седьмой месяц римского календаря, сентябрь был назван
именем, происходящим от «сэптэм» — семь, «сэптэмбер».

(Л. В. Успенский)

Докажите, что это текст. Определите тему текста. Как бы вы
назвали этот текст?

В тексте выделено несколько красных строк. Как мы их назы-
ваем?

\-г • Дидактическая игра

\    291. Восстановите текст, собрав предложения. Восстанов¬

ленные предложения запишите, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Объясните условия выбора орфограмм и пункторамм.

Древние зеркала

Надписи часто были поучительного характера.

Это круглые или квадратные пластинки ...

На одном зеркале найде..ом в Китае было написано ... .

... отполирова..ые до блеска с одной стороны ... .

Археологами найде..о (не)мало древних зеркал ... .

«Без ц..ркуля нельзя сделать правильный круг — значит,
и жить надо по правилам».

... и покрытые узорами и надписями с другой.

... выполне..ых из меди бронзы серебра и других мета..ов.

Графически выделите причастные обороты.

g * »[) 292. Прослушайте, докажите, что это текст. Определите
зачин, основную часть, концовку. Определите тему и идею
текста. Спишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы. Объ-
ясните условия выбора орфограмм. Найдите 10 фразеологизмов
и объясните их.

Попались на удочку

Пр..гласил как-то нас сын лесника к себе. За грибами, говорит,
сходим, поохот..мся, рыбу удить будем. Уху свар..м — пальчики
оближеш.. . Мы, конечно, обрадовались, уши развес..ли, слуша..м.
Мой братишка так голову потерял от счаст..я. Как же! В лесу
заночу..м, палатку разоб..ём, костёр разлож..м, из ружья палить
будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят,
он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле с..ел». Не знаю,
каких собак он ел. А вот мы попал..сь на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
Уехал, говорят, к тётке.

—    Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,— растеря-
лись мы.

—    Вот пустомеля,— возмутился дед,— всё время кому-ни-
будь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, не в своей тарелке.

—    Ничего, ребятишки,— успокоил нас дед,— со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была — ни

в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дедушка
не дал. Малы ещё.

Проведите морфемный разбор слов: отшагали, растерялись.

293. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставляя,
где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки и рас-
ставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксиче-
ский разбор первого предложения, составьте его схему.

Ярко-рыжий бельч..нок мелькнул в густой зелени ел..,
зам..р на суку, глядя на меня. Я подош..л поближе к дереву.
И бельч..нок перебрался на суч..к, р..стущий пониже.

Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности.
Этот бельч..нок был очень любопытен и доверч..в. Ведь маленькие
бельчата не понимают, где может таит..ся опас..ность, не знают
ещё своих врагов. Им всё интерес..но в этом огромном мире.

Я смотрел на бельч..нка и думал о том, как хорошо было бы,
если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь
оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтобы
человек (ни)когда не обманывал их доверия.

(Из журнала)

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:57, Переглядів: 1659