§ 46. Текст
289. Используя опорную схему, дайте определение текста
как синтаксической единицы.
Устойчивые разновидности текстов — это жанры (заявление,
информационная заметка, письмо, автобиография, протокол и т. п.)
290. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, объяс-
ните условия выбора орфограмм.
Все названия месяцев наши из древн..римского календаря,
но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что но-
вый год начинался 1 марта: поэтому ч..еловые наименования ме-
сяцев не совпадают с нашими номерами.
Как седьмой месяц римского календаря, сентябрь был назван
именем, происходящим от «сэптэм» — семь, «сэптэмбер».
(Л. В. Успенский)
Докажите, что это текст. Определите тему текста. Как бы вы
назвали этот текст?
В тексте выделено несколько красных строк. Как мы их назы-
ваем?
\-г • Дидактическая игра
\ 291. Восстановите текст, собрав предложения. Восстанов¬
ленные предложения запишите, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Объясните условия выбора орфограмм и пункторамм.
Древние зеркала
Надписи часто были поучительного характера.
Это круглые или квадратные пластинки ...
На одном зеркале найде..ом в Китае было написано ... .
... отполирова..ые до блеска с одной стороны ... .
Археологами найде..о (не)мало древних зеркал ... .
«Без ц..ркуля нельзя сделать правильный круг — значит,
и жить надо по правилам».
... и покрытые узорами и надписями с другой.
... выполне..ых из меди бронзы серебра и других мета..ов.
Графически выделите причастные обороты.
g * »[) 292. Прослушайте, докажите, что это текст. Определите
зачин, основную часть, концовку. Определите тему и идею
текста. Спишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы. Объ-
ясните условия выбора орфограмм. Найдите 10 фразеологизмов
и объясните их.
Попались на удочку
Пр..гласил как-то нас сын лесника к себе. За грибами, говорит,
сходим, поохот..мся, рыбу удить будем. Уху свар..м — пальчики
оближеш.. . Мы, конечно, обрадовались, уши развес..ли, слуша..м.
Мой братишка так голову потерял от счаст..я. Как же! В лесу
заночу..м, палатку разоб..ём, костёр разлож..м, из ружья палить
будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят,
он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле с..ел». Не знаю,
каких собак он ел. А вот мы попал..сь на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
Уехал, говорят, к тётке.
— Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,— растеря-
лись мы.
— Вот пустомеля,— возмутился дед,— всё время кому-ни-
будь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, не в своей тарелке.
— Ничего, ребятишки,— успокоил нас дед,— со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была — ни
в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дедушка
не дал. Малы ещё.
Проведите морфемный разбор слов: отшагали, растерялись.
293. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставляя,
где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки и рас-
ставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксиче-
ский разбор первого предложения, составьте его схему.
Ярко-рыжий бельч..нок мелькнул в густой зелени ел..,
зам..р на суку, глядя на меня. Я подош..л поближе к дереву.
И бельч..нок перебрался на суч..к, р..стущий пониже.
Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности.
Этот бельч..нок был очень любопытен и доверч..в. Ведь маленькие
бельчата не понимают, где может таит..ся опас..ность, не знают
ещё своих врагов. Им всё интерес..но в этом огромном мире.
Я смотрел на бельч..нка и думал о том, как хорошо было бы,
если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь
оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтобы
человек (ни)когда не обманывал их доверия.
(Из журнала)
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:57, Переглядів: 1659