Народна Освіта » Російська мова » § 12. Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

НАРОДНА ОСВІТА

§ 12. Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

83. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните задания.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ОВА-, -ЕВА-,
-ЫВА-, -ИВА-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но
вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ЫВА- и -ИВА- были очень преданными. Они ни-
когда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место
другим суффиксам.

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности —
просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с па-
лочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ЫВА- и -ИВА- всегда остава-
лись верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ОВА- и -ЕВА- таким постоянством не отли-
чались и уступали своё место суффиксам -У-, -Ю-, оставаясь толь-
ко в некоторых формах.

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё
место, это -ЫВА- и -ИВА-, а если стремится убежать, как коло-
бок, то это суффикс с «круглыми» буквами О, Е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

(В. В. Волина)

Какой урок даёт эта сказка? Сформулируйте правило правопи-
сания суффиксов глаголов -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-.

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчи-
вается на -ЫВА(Ю) (-ИВА(Ю)), то в неопределённой форме
и в прошедшем времени надо писать суффикс -ЫВА- (-ИВА-).

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчива-
ется на -УЮ (-ЮЮ), то в неопределённой форме и в прошедшем
времени надо писать суффикс -ОВА- (-ЕВА-): советовать — сове-
тую, опаздывать — опаздываю (не на -УЮ), баловать — балую.

84.    Запишите глаголы в неопределённой форме. Обозначь-
те условия выбора изучаемой орфограммы.

Образец: участвую — участвовал, участвовать.

Рассказываю, беседую, советую, балую, просматриваю, чув-
ствую, требую, потчую, заведую, рассчитываю, досадую, исполь-
зую, мобилизую, укладываю, командую.

85.    Спишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы.

Разглядывать иллюстрации; польз..ваться успехом; на-
вьюч..вать на лошадь; доклад..вать директору; треб..вать от-
вета; развевать мысль; оглядываться вокруг; корч..вать пни;

Ж?іШ

запут-.вать следствие; дружески совет..вать; внимательно рас-
сматривать; преслед..вал по пятам; обыск..вать преступников;
зап..вать песню; заведовать библиотекой; воспит..вать волю;
потч..вать гостей; бесед..вать с приятелем; завидовать чужому
счастью; увещ..вать непокорного буяна; честв..вать победителя.

86.    От имён существительных образуйте глаголы с суф-
фиксами -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-.

Образец: прыжок — выпрыгиваю.

Прыжок, атака, зависть, проба, расчёт, праздник, жалоба,
танец, день, ночь, расспросы, зима, лак, риск, совет, опоздание,
тоска, жертва, радость, аплодисменты, участие, чувство.

87.    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объяс-
ните условия выбора орфограмм. Укажите способ обра-
зования выделенных глаголов. Один из глаголов разберите как
часть речи.

Но вот мы от..ехали версты четыре. Край неба але..тп,
в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки, вороб..и
ч..рикают около тёмных скирд. Светле..т воздух, видней дорога,
ясне.лп небо, белеют тучи, зеленеют поля.

(И. С. Тургенев)

Подчеркните грамматические основы предложений.

88.    Переведите словосочетания с украинского языка на

■    <? русский. Запишите их. Сравните суффиксы глаголов в двух

языках. Определите время глаголов.

Відстоювати права; хвилюватися за товариша; висловлювати
думки; підкопував землю; надрукував книжку; намалював кар-
тину; перечитав твір; атакував ворога.

.    % 89. 1) Спишите предложения, вставляя пропущенные бук-

вы. Объясните условия выбора орфограмм. Сделайте синта-
ксический разбор выделенных предложений.

1. На лесных тропинках провал..вался под ногами снег.
2. В густой еловой чащобе тихо посвист..вает рябчик. 3. Тихо
потрескивает костёр. 4. Алым золотом отсвечивают мач-
ты. 5. Рассказ..вают, как на ежей охотят..ся хитрые лисицы.

Свернувшегося в колючий клубоч..к ежа лисица тихонько
скат..вает с крутого берега в воду, где ёж быстро ра..вёрт..вается.
Лисица быстро расправляется с ним. Такое продел..вают с ежами
и умные собаки. 6. Ежи забирались передними лапами в собачью
чашку и тихонько пофырк..вали. Они не боялись людей, спокой-
но бегали по комнатам и не пытались свёртываться в клубо-
чек. 7. Они устра.-вали из еловых густых лап удобные шалаши.
8. Потрескивают от мороза в лесу стволы деревьев. Я вглядыва-
юсь в снежную глубину леса.

(По И. С. Соколову-Микитову)

2) Допишите нужную форму того же глагола, который дан
в предложении. Вид глагола не меняйте. Обозначьте орфограмму.

1. Я часто задумываюсь над этим, хотя чего тут ... . 2. Я при-
ветствую вас, весьма рад .... 3. Сама себя воспитываю, хотя нелег-
ко ... . 4. Никогда никому не завидую, глупо ... . 5. Испытываю
робость перед компьютером, а ... нужно компьютер.

3) Спишите текст, употребляя данные в скобках глаголы в про-
шедшем времени и вставляя пропущенные буквы и знаки препина-
ния. Объясните условия выбора орфограмм и пунктограмм..

Мы вышли к озеру. Вода (поплёск..вать) в корнях старых де-
ревьев. Пробыли мы ..десь два дня слышали крики диких гусей
и звуки НОЧ..НОГО дождя. Он тихо (позван..вать) по озеру, будто
(протяг..вать) между ч..рным небом и водой тонкие, как паутин-
ки, дрожащие струнки. (Пописк.-вать) лесные пичуги распевали
песни.

Если будеш., исслед-.вать какой(нибудь) клочок нашей страны,
то поймёш.. , как она хороша. Увлечённо станеш., рассказывать об
увиденном.

(Из журнала)

90. Прочитайте теоретический материал § 4-12. Составьте
сложный план сообщения о глаголе как части речи. Рас-
скажите о глаголе по этому плану, приводя свои примеры.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 09:15, посмотрело: 2009