Народна Освіта » Російська мова » § 1. Части слова. Состав слова. Орфограммы в корне слова: правописание безударных гласных и сомнительных согласных

НАРОДНА ОСВІТА

§ 1. Части слова. Состав слова. Орфограммы в корне слова: правописание безударных гласных и сомнительных согласных

(Частини слова. Склад слова. Орфограми в корені слова: правопис ненаголошених голосних і сумнівних приголосних)

4.    Сгруппируйте слова. Подумайте, являются ли они однокоренными. Разберите их по составу. Назовите способы образования слов.

Дарёный, смотреть, смотритель, даровитый, подарок, просмотр, задарить, рассмотреть, одарённость, предусмотрительный, дарить, смотровой.

5.    К приведённым словам подберите 2-3 однокоренных • слова.

Море, дом, лес, сад, вода.

6.    Найдите суффиксы в словах, предварительно выделив ■ окончание, основу и корень.

Рыжик, соломка, игрушка, ягодный, беленький, тягучий, сырный.

7.    Переведите текст с украинского языка на русский. Выделенные слова разберите по составу. Сравните состав слова в русском и украинском языках.

Під дуплом старого дуба миша собі ще влітку нірку вирила, наносила тоненьких травинок й сухого моху. Виспалася миша і вирішила погуляти. Засипав сніг стежечку, що миша протоптала. Вилізла вона на пеньок та раптом перелякалася. Що за страхіття впало на стовбур? Роздивилася миша — аж то дятел прилетів жуків шукати.

(За О. І. Копиленком)

8.    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.

Зарумянилась вишня и слива, Нал..лась з..лотистая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в тр..ве на лугах не пр..йдёшь. Со..нце ходит высоко над сводом Раскалённых от зноя н..бес. Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес.

(Ф. И. Тютчев)

9. 1) Не записывая слова, составьте их структурные схемы.

1.    Пригорки, грибника, волчица, хохотушка, соломка.

2.    Лесная, серебристого, дождевые, гусиный, болотный.

3.    Засветит, налечу, перебегают, бросала, заскрипит.

4.    Комариный, хвостик, затрещит, развесистого, сохранишь.

2) Запишите слова в колонки в соответствии с их строением.

Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растёт, аллея, гляжу, задрожать.

3) Подберите слова к данным схемам.

Дидактическая игра

10. Решите лингвистические задачи.

1.    Возьмите тот же корень, что в слове клонится. Добавьте приставку, которая есть в слове слезет. Суффикс возьмите из слова обращение. Добавьте к слову окончание сущ. ср. р., И. п.

2.    Возьмите корень из слова полагать, приставку — из слова приложение, суффиксы — из слова восклицательный, а окончание — из слова числительное. Подсказка: получится слово — часть речи, обозначающая признак предмета.

3.    Возьмите приставку из слова подруга, корень — из слова игрушка, суффиксы — из слова читал, а окончание в этом слове будет такое же, как в слове стул.

4.    Это будет слово, однокоренное со словом лётчик. Добавьте к корню такую же приставку, как в слове перепрыгнул. Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе слышать.

11.    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выполните задания к нему.

ГІОЗ..НЯЯ ос..нь

Поз..няя ос..нь. По серому небу плывут ни..кие, т..жёлые обл..ка. Голы и прозрач..ны становятся сады, рощи и л..са. Всё видно насквозь в самой глухой древесной ч..ще.

Старые дерев..я давно обл..тели, и только молодые б..рёзки сохр.-няют ещё свои ж..лтоватые лист..я. Ярко з..ленеют сквозь сеть б..рёзовых ветвей ели и сосны.

Сн..гири выбрались из леса и появились в садах и ог..родах. Др..зды ещё не ул..тели. Их манят в сады и рощи яркие кисти рябины и калины.

Я люблю позднюю ос..нь во всех её проявлениях.

(По С. Т. Аксакову)

Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Каждый пример пишите с красной строки. Объясните графически условия выбора орфограммы. Запишите по два примера однокоренных слов к словам облетели, сохраняют.

Выполните фонетический разбор слов деревья, листья.

Выпишите из текста пары однокоренных слов.

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 14:30, посмотрело: 1696