Народна Освіта » Російська мова » § 3. Стили речи. Типы речи

НАРОДНА ОСВІТА

§ 3. Стили речи. Типы речи

Стилистика — наука о стилях русского языка.

Стили речи: разговорный, научно-популярный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Типы речи

22. 1) Рассмотрите репродукцию картины Ф. А. Васильева
«Мокрый луг». Познакомьтесь с биографией художника.
Определите тип и стиль речи приведённого текста.

Фёдор Александрович Васильев — талантливый русский ху-
дожник-пейзажист, современник Саврасова, Шишкина, Репи-
на и других замечательных мастеров 2-й половины XIX века.

 

Искусствоведы отмечают, что
он был художником-самоуч-
кой, а начал создавать талан-
тливые произведения в 18 лет.

В 1872 году в Крыму Ва-
сильев написал картину «Мо-
крый луг», ставшую одним из
шедевров русской пейзажной
живописи. В 1872 году «Мо-
крый луг» был представлен на
конкурс Общества поощрения
художников в Петербурге и получил II премию (I премия при-
суждена картине И. Шишкина «Сосновый бор»).

(Из интернета)

Фёдор Васильев. Мокрый луг

...чу *    2) Запишите тексты, встав-

пяя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфо-
грамм. Определите стиль и тип ре-
чи каждого текста.

1. Не пугай меня гр..зою:
Весел грохот вешних бурь!
После бури над з..млёю
Светит радостней лазурь,
После бури, М..ЛОДЄЯ
В блеске новой крас..ты,
Ароматней и пышнее
Распускают..ся цв..ты!

(И. А. Бунин)

Алекс Гебел. Дождь

2. Мелкие осе..ие дождики с..всем (не)похожи на летние
гр..зовые дожди: они идут бе..преста..о и з..мля уже (не)пр..сы-
хает скоро, как бывало летом. Ветер дует (без)устали, далеко
разн..ся с..зревшие сем..на деревьев и трав и доставляя маль-
чику удовольствие высоко запустить бумажного змея.

(К.Д. Ушинский)

У 23. Опишите любой из дождей. Постарайтесь передать чув-
ства, которые рождает картина то ли летнего ливня, то ли
мелкого осеннего дождичка, то ли первой весенней грозы. Вспомните,
как об этом явлении сказано у поэта: «Люблю грозу в начале мая...»

J&fiL 24. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль,
'cJIJt тип и стиль речи. Выполните задания к тексту. Подготовь-
тесь писать текст под диктовку учителя.

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь кру-
то поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, за-
глядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лёд синеет, низко над озером тянутся на се-
вер широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут
крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь
тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осто-
рожных птиц.

Как только лёд вздувается, крошится, а на берег выступа-
ют широкие языки весенней воды, из холодных озёрных глубин
к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные бо-
лота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов
рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние
седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы
после долгой северной зимы поздороваться с другими озёрами
и поздравить их с наступившей весной.

(Из журнала)

Сделайте фонетический разбор слов: языки, седые.

Сделайте разбор слов по составу: приземистые, разносятся.

Сделайте морфологический разбор слов: всплесками, глухих.

Сделайте синтаксический разбор, составьте схемы выделенных предложений.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 08:57, Переглядів: 1849