Народна Освіта » Російська мова » § 7. Спряжение глаголов

НАРОДНА ОСВІТА

§ 7. Спряжение глаголов

47. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните задания.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
глаголы. Они жили в одном домике на Морфологической улице.

Однажды жители этого дома поссорились, потому что не
знали, в каких глаголах писать безударную гласную Е, а в ка-
ких — И. На шум пришла госпожа Орфография и сказала: «Не
ссорьтесь! Успокойтесь! Я расположу вас в самой простой неопре-
делённой форме. Все глаголы, которые оканчиваются на -АТЬ,
-ЕТЬ, будут I спряжения, а те, которые оканчиваются на -ИТЬ,
будут II спряжения! I спряжение станет любить безударную глас-
ную Е, II спряжение — И!»

А в это время два глагола Брить и Стелить спрятались от гос-
пожи Орфографии. Она нашла их за углом дома и сказала, что
позволит им жить во II спряжении как самым непослушным и ху-
лиганистым среди Исключений. Вскоре глаголы Гнать, Держать,
Терпеть, Обидеть, Слышать, Видеть, Ненавидеть и Зависеть,
и Вертеть, а ещё Дышать, Смотреть убежали во II спряжение.

Этим одиннадцати глаголам госпожа Орфография тоже как са-
мым непослушным разрешила жить во II спряжении в качестве
Исключения.

И в самый последний момент, когда госпожа Орфография уже
уходила в учебник, увидела четыре глагола, каждый из которых
кричал: «Не хочу! Не буду жить ни в I, ни во II спряжении!» Это
были самые капризные и непослушные глаголы во всём царстве:
Дать, Бежать, Есть, Хотеть. Орфография рассердилась, дотрону-
лась до них волшебной палочкой и строго сказала: «Ну что ж,
с сегодняшнего дня вы не будете жить во дворце. Вас будут назы-
вать Разноспрягаемыми глаголами».

С тех пор все глаголы объединяются в I и II спряжения и жи-
вут в двух прекрасных дворцах, а четрые разноспрягаемых глаго-
ла Дать, Бежать, Есть, Хотеть не имеют отдельного дворца. Они
ходят в гости то к I, то ко II спряжению, и в них пишут безудар-
ные гласные — то Е, то И.

(Из журнала)

Какое правило спряталось в этой сказке? Что вы узнали о спря-
жении глагола? Сопоставьте текст сказки с правилом.

Изменение глагола по лицам и числам называют спряже-
нием. Спряжение глагола определяют по его неопределён-
ной форме (инфинитиву).

II спряжение

I спряжение

1.    Все глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ (кроме
брить и стелить).

2.    Семь глаголов на -ЕТЬ: терпеть, вертеть, оби-
деть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

3.    Четыре глагола на -АТЬ: держать, слышать, ды-
шать, гнать.

Все остальные
глаголы

При выборе безударного личного окончания глагола рассу-
ждаем:

бор..шъся (что делаешь?), что делать? — бороться — глагол
на -ОТЬ(СЯ), значит, это глагол I спряжения, пишем -ЕШЬ — бо-
решься;

серд..шъся (что делаешь?), что делать? — сердиться — глагол
на — ИТЬ(СЯ), значит, это глагол II спряжения, пишем -ИШЬ —
сердишься.

48. Озаглавьте текст. Спишите, деля текст на абзацы, встав-
ляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая
скобки. Определите спряжения глаголов. Выделите личные оконча-
ния глаголов.

Солгать — это значит сказать не то, что есть на самом деле.
Люди, которые лгут, почему(то) думают, что лож., пр..несёт им
пользу. Но всегда оказывается, что (н..)чего, кроме вреда, лож..
(не)пр..нос..т. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и дру-
гой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и (н..)кто больше
(не)будет верить даже тогда, когда он скаж..т правду. А рано
или поз..но любой, даже самый искус..ный лжец непременно
попадётся, потому(что) правду невозможно скрыть. Она всегда
станов..тся извес.-ной, потому(что) она сильнее любой лжи.

(Дж. Родари)

В каком предложении заключена основная мысль текста?
Определите стиль текста, тип речи.

Объясните лексическое значение слов прослывает, искус..ный.

Подберите и запишите антонимы к словам ложь, лжец, лгут.

Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете высказы-
вание «Ложь во спасение».

49. Прочитайте лингвистическую сказку. Выпишите глаго-
лы-исключения, определите их спряжения. Выпишите гла-
голы с НЕ, объясните их правописание.

Откуда появились глаголы-исключения

Давным-давно, когда нас с тобой ещё (не)было на свете,
в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим
глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным:
всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I Спряжение и II Спряжение. Призвал
однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством.
Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи,
чтобы вы решили, как вам царствовать.— И после этих слов от-
пустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II Спряжение будет
править теми глаголами, которые в неопределённой форме закан-
чиваются на -ИТЬ, а I Спряжение — всеми остальными. Пришли
сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался,

что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении цар-
ства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.
Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных
царствах. Это были глаголы: Гнать, Держать, Смотреть, Видеть,
Дышать, Слышать, Ненавидеть, Зависеть, Вертеть, Обидеть, Тер-
петь. Пришли они к царю с просьбой:

—    Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

—    Что случилось?

—    По твоему указу оказались мы в царстве I Спряжения,
а наши старые родители — в царстве II Спряжения. Разреши нам
остаться с ними.

—    Рад бы вам помочь, но (не)могу нарушить свой указ.

—    Смилуйся, государь, сделай исключение.

(Не)смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим гла-
голам остаться в царстве II спряжения, хотя они и (не)заканчи-
ваются на -НТВ. И по сей день эти глаголы в виде исключения
относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

(Ф. Д. Кривин)

Спряжение глаголов

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1-е

-у, -ю

-ем

-у, -ю

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-є

-ет

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

50. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
условия выбора гласных Е и И в личных окончаниях гла-
голов; обозначьте вид глаголов. Какой из глаголов обозначает
цвет?

1. Раста..л в поле снег, леса повеселели. Даль заливных лу-
гов лазурна и ясна. Белая берёза зелене..т. Проход..т облака всё
выше и нежней. А ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т теплом
апрел-.ских дней.

(И. А. Бунин)

2. Чтобы знать, надо любить книгу и уметь её читать. Книга
помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты
узна..шь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хо-
рошей книгой — это праздник.

(Из журнала)

51. Выразительно прочитайте стихотворение. Спишите, встав-
ляя пропущенные буквы. Выделите личные окончания
глаголов. Объясните условия выбора орфограмм.

Какова роль глаголов в поэтическом тексте?

Сегодня с рассвета
Бесну..тся море,
Вороча..т камни,
Встаёт на дыбы.

И ПЄН..ТСЯ волны
В широком просторе,

Иван Айвазовский. Шторм

Шторм

С разбега дробясь
О гранитные лбы.
Как будто бы вызов
Природою брошен,

И листья шуршат
На крутом берегу.

И ветер мохнатое
Небо ерош..т
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос..тся вихри,

И тополь стоит
Весь до веточки гол.
(И. Н. Рубцова)

•ччу %    52. Спишите, вставляя пропущенные буквы, распределяя

в две колонки глаголы I и II спряжения соответственно. Вы-
делите личные окончания глаголов. Объясните условия выбора
орфограмм.

Наслаждаемся красотой гор; увлекается теннисом; при-
ближаешься к станции; объединяются в группы; напрасно
тревожется; чу..т опасность; ищет и нахоДеТ в зарослях; рас-
полагаемся на аллее; рееТ на здании; проСеШЬ о помощи; на-
правляемся к опушке; окажешься в оранжерее; спусТеШься на
парашюте; побываете в Греции, в Турции; участвует в демон¬

страции; полеЖеШЬ в постели; отыщете в предложении; увид..м
восход; располоЖеШься вдоль дороги; выскажешь предположе-
ние; рассчитываешь на друга.

чу *    53. Прочитайте. Выпишите в две колонки глаголы I и II спря-

жения с безударными личными окончаниями. Выделите
личные окончания глаголов. Рядом с формой единственного чи-
сла напишите форму 3-го лица множественного числа. Объясните
условия выбора орфогрмм.

Смотр..шь иной раз на заграничные красоты, ухоженные,
пр..красные сами по себе, вдыха..шь тр..пический запах, и вдруг
как наяву встанут перед глазами мя..кие зал..вные луга с кол..-
кольчиками, ивы над тихой в..дой, и внутри что(то) защем..т,

Проспрягайте выделенный глагол. В каких личных формах про-
исходит чередование М — МЛ?

54. Прочитайте. Определите стиль и тип речи. Спишите,

• вставляя пропущенные буквы. Выделите личные оконча-
ния глаголов. Объясните условия выбора орфограмм.

Утро только наступа..т. Лёгкий туман стел..тся по низине.
Тонкие желтоголовые берёзки колышется в его прозрачных
струях. Ветерок трон..т их — и полетят листья. Они кружатся,
трепещ..т и тихо ложатся на влажную землю.

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

и трудно ..держивать слезы.

Чу..ство это з..вётся любовью к родине...

(Ю. В. Грибов)

(Из журнала)

37

55. 1) Переведите текст на русский язык. Перевод запи-
шите. Сравните правописание личных окончаний глаголов
в русском и украинском языках.

М’ята — наш друг

З якими рослинами ти стикаєшся щодня?

Давай полічимо разом. Щодня ти п’єш чай із цукром, їси білий
і чорний хліб. Отже: чай, цукровий буряк, пшениця, жито, м’ята.

Давні греки вірили, що кожен лісовий струмок, кожна га-
лявинка має своє божество — німфу. І ось одна з німф назавжди
оселилася в ботаніці й медицині. Мента — наукова назва м’яти.
Мента-м’ята подарувала людям ментол.

Ментол — основна частина олії, яка міститься у квітах і ли-
сті м’яти, ментол надає їм особливого смаку й аромату.

{H. Н. Надєждіна)

56. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите личные

окончания глаголов, определите спряжение. Объясните условия выбора орфограмм.

Определите тему и основную мысль текста.

Сколько существу..т в мире людей, столько существу..т и ха-
рактеров. Однако психология называет только четыре основных
типа людей — четыре темперамента. Каждый из четырёх типов
по-разному реагирует на одно и то же событие. К какому типу
относит..сь вы? Давайте проведём небольшой тест. Например,
кто-то случайно сядет на вашу любимую панаму и испорт..т её.
Какова буд..т ваша реакция?

Вы обнаруживаете, что ваша панама помята, вскакиваете со
скамейки, взрыва..тесь, хвата..те обидчика за лацканы пиджака,
негоду..те, подпрыгива..те, угрожа..те, брызж..те слюной. Одна-
ко вскоре остыва..те и просите прощения. Вы холерик.

(Из журнала)

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 09:03, Переглядів: 3168