Народна Освіта » Російська мова » Русский язык как развивающееся явление

НАРОДНА ОСВІТА

Русский язык как развивающееся явление

Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь

не свободен он, ибо принадлежит прошлому.
Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности...

А ведь русский язык жив. Он живёт
для будущего. Он может обогащаться всеми
новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть...

Н. К. Рерих

1. Прочитайте, сформулируйте основную мысль текста.

Самое удивительное и мудрое, что создало человече-
ство,— это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят
на разных языках, но у всех языков одна общая задача — помо-
гать людям понимать друг друга при общении.

Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие на-
уки, техники, искусства.

В мире насчитывается более двух с половиной тысяч язы-
ков. Русский — в числе самых распространённых, на нём говорит
примерно четверть миллиарда человек, это один из шести офици-
альных языков ООН (Организации Объединённых Наций), а зна-
чит, он используется для написания различных международных
соглашений, договоров, деклараций.

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков
мира. Он звучен и мелодичен, располагает большим запасом слов.
С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки и чувства.

Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы
и поговорки: «Мал язык, да всем телом владеет»; «Без языка
и колокол нем»; «От доброго слова язык не усохнет»; «Челове-
ческое слово стрелы острее»; «Хорошую речь хорошо и слушать»;
«Пулей попадёшь в одного, а словом — в тысячу»; «Ветер горы
разрушает, слово народы поднимает»; «Живое слово дороже мёр-
твой буквы»; «Не бросай слов на ветер!».

(Из журнала)

Запишите пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете
смысл этих высказываний?

2. Выразительно прочитайте стихотворение. Спишите, встав-
ляя пропущенные буквы, объясните условия выбора ор-
фограмм.

С благоговей..ем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и уп..вайся
Бе..брежным ру..ким языком.

Во..душно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин у..кий,

И междометный в..дох, и клич,
Гордись, что понимаешь ру..кий,
Старайся глубину постичь.

<...>

(С. Скачко)

О каких качествах русского языка говорит поэт? Определите
тему и основную мысль стихотворения. Сравните произведение
С. Скачко и высказывание Н. К. Рериха о русском языке. Докажите,
что оба автора говорят о богатстве русского языка. Ответ аргумен-
тируйте примерами из текста.

3. Прочитайте и спишите, вставляя пропущенные буквы, три
текста о дожде. Объясните условия выбора орфограмм.

1)    Стекля..ый, редкий и ядрёный,

С весёлым ш..рохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.

(И. А. Бунин)

2)    Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы уд..вились друг другу;

В чашеч..ках лист..ев на каждой тр..пинке
По огонёч..ку, по сер..бринке.

(А. Я. Яшин)

3) Спорый дождь л..ётся отвес..но, сильно. Он всегда прибли-
жается с наб..тающим шумом. Особенно хорош., спорый дождь

на реке. Каждая его капля выбивает на воде круглое углубление,
подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит сте-
кля..ый звон.

{К. Г. Паустовский)

Найдите в толковом словаре значение слова спорый.

В каких отрывках описывается звонкий, дробный дождь? Шур-
шащий?

За счёт чего создаётся это впечатление?

Найдите средства выразительности речи во всех текстах. Сде-
лайте вывод о словарном богатстве русского языка.

4.    Прочитайте высказывания о русском языке. На какие
особенности русского языка указывают писатели? Спиши-
те понравившееся вам высказывание.

1. Главное в нашей речи — слово. Чудеснее слова ничего нель-
зя найти на земле... Оно и только оно позволяет человеку думать,
без него невозможна была бы мысль... (А. В. Митяев) 2. Русский
язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких
ощущений и оттенков мысли (А. М. Горький). 3. Если в мире есть
вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая
и самая чудесная из них (Л. Н. Успенский). 4. Дивишься драго-
ценности нашего языка: что ни звук, то подарок... (Н. В. Гоголь)

о. Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя
было бы передать русским словом (К. Г. Паустовский).

В чём заключается богатство русского языка?

5.    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните усло-
вия выбора орфограмм. Подберите 3-4 слова, которые по-
хожи по звучанию и написанию как в русском, так и в украинском
языках.

Все славянские языки бли..ки друг другу. Ру..кий язык осо-
бенно близок к украинскому и белору..кому. Ру..кий, украинец
и белорус, говоря каждый на своём языке, свободно поймут друг
друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грам-
матических формах. Но и вслушиваясь внимательно в реч.. пред-
ставителей других с л. .в янских народов, мы тоже её понимаем,
узнаём много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых
предложений.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 08:52, посмотрело: 1460