Народна Освіта » Російська мова » § 2. Части речи (Частини мови)

НАРОДНА ОСВІТА

§ 2. Части речи (Частини мови)

 

13. Заполните схему, добавив в неё недостающие элементы.

Ш14. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
5 условия выбора орфограмм. В выделенном предложении
определите все части речи.

Пр..шла в..сна, пр..красная, дружная. Последи.. н..дели
cm..яла ясн.. морози.. п..года. Днём та..ло на солнц.., а ночью
до..дило до семи градусов. Потом вдру.. пон..сло тёпл., ветром,
надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурн.. и тёпл.,
дождь. В четверг ветер затих. Надвинулся густ., сер., туман.
В туман., полились воды, затр..щали и ..двинулись льдины.
Быстро двинулись мутн.., вспенившиеся п..токи.

(По Л. Н. Толстому)

l 15. Переведите текст на русский язык. Найдите имена су-
ществительные, определите их род, число, падеж. Сравни-
те, совпадают ли морфологические признаки имён существитель-
ных в обоих языках.

На Десні — повінь. Навколо вода, берегів не видно. Верби
у воді стоять, гілля полощуть. Поміж вербами човен пливе. Над
водою, на вербовій гілці, пухова рукавичка гойдається.

(В. В. Ч у хліб)

16.    Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия вы-
бора гласных в окончаниях имён существительных.

1.    Идти по алле.., шагать к станции.., бежать по дорог.., идти
по насып.., отдыхать на взморь.., быть на лекции.., писать в объ-
яснении.., говорить о создании.., отметить в доклад.., отдыхал
в санатории.. .

2.    Выйти к опушк.., на планет.., к цел.., на местност.., по
карт.., на листьях сирен.., у края рощ.., идти по лестниц.., спек-
такль в театр.., в юност.., в здании.. .

17.    Спишите текст, раскрывая скобки. Сформулируйте пра-
вило правописания НЕ с именами прилагательными.

В шахте

Мы спустились в шахту. Шли по низкому проходу. Вдруг
я увидел низко на стене (не)большую клетку с канарейкой, а на
земле другую — с белыми мышками. Они имели (не)обычный
весёлый вид, а скучноватый, грустный. Зачем это? — подумал я.
Инженер понял мой (не)доуменный взгляд и пояснил (непонят-
ное для меня присутствие птицы и мышей.

Канарейка и мыши составляют здесь (не)праздную забаву,
а несут государственную службу. В шахте есть (не)умолимый
ужасный враг — угарный газ, смертоносный газ (не)видимка. Ни
тонкий нюх, ни зоркий глаз не могут его обнаружить. Как же его
обнаружить? Ведь гибель людей (не)избежна, если газ распро-
странится по шахте. Угарный газ тяжёл, он течёт на (не)большой
высоте. Канарейки и мыши очень чувствительны к угарному газу
и быстро выдают его присутствие своим поведением. Они сиг-
нальщики бедствия.

ямптж

(Из журнала)

18. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический
разбор выделенных предложений.

1. Алёнке на день рождения подарили розового плюш..вого
медвеж.-нка. 2. Чтобы добраться к месту назначения, нам при-
шлось перейти болото, пробираясь через камыш..вые заросли.

3.    За поворотом мы увидели родник со свеж.м ключевой водой.

4.    Пальто с песц..вым воротником было ей впору. 5. Письмо было
написано на глянцевой бумаге с гербовой печатью. 6. Я мечтал
заниматься рукопашным боем, и мама купила мне борц.-вский
костюм. 7. Он был награждён грамотой за отличную успева-
емость и образцовое поведение. 8. Букеты первых цветов стояли
повсюду: на столе, на комоде, на трюмо и даже на холодильнике.
Ландышевый запах заполнил всю квартиру.

19. Переведите текст на русский язык. Объясните право-
писание сложных прилагательных в русском и украинском
языках.

Парило на грозу... Напливаючи з-за верховіть, хмари поволі
клубочилися, стаючи то гранітно-сивими, то голубуватими з лі-
ловим сяянням, то пір’їсто-прозорими. По воді засоталися брижі,
вони то гналися табунцями, то вистелилися доріжкою, і на їхніх
гребінцях котилася білясто-зеленувата тривога... Вода й дуби по-
думали про щось лякливо-неминуче...

(Є. П. Гуцало)

-%    20. Спишите, записывая числительные словами. Расставь-

те недостающие знаки препинания. Объясните условия
выбора пунктограмм.

Эйфелева башня, построенная в Париже в 1889 году, имеет
высоту 300 метров. Высота самого известного небоскрёба в Нью-
Иорке, имеющего 106 этажей, достигает 380 метров. А пирамида
Хеопса, построенная фараоном, жившим в XXV веке до нашей
эры, может свободно поместить внутри себя Исаакиевский собор
Санкт-Петербурга. Все эти сооружения были возведены в конце
XIX и в XX веке, а пирамида Хеопса стоит уже почти пять ты-
сяч лет. Высота её достигала 147 метров (сейчас из-за обвала вер-
шины её высота равна 137 метрам), а каждая из сторон по длине
составляет 233 метра. Для того чтобы обойти пирамиду кругом,

надо пройти один километр. Вплоть до конца XIX века пирамида
Хеопса считалась самым высоким сооружением в мире.

(По А. А. Нейхардт, И. А. Шишовой)

21. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как
члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, рас-
кройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных
местоимений.

Тибул залез на кольцо, окружавшее ф...нарь. «Н..чего\ —
кричали гвардейцы.— Он пойдёт по другой проволоке, там мы
и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н..)кто (н-.)ожидал.
Полосатая фигурка пр..села на железном кольце, пов..рнула
какой(то) рычаг, что(то) щ..лкнуло, звякнуло, и ф..нарь потух.
(Н..)кто (н..)успел сказать ни слова. А в следующею м..нуту все
громко закр..чали, что(то) стукнуло и зазв..нело.

(Ю. К. Олеша)

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 08:56, Переглядів: 1969