Народна Освіта » Основи здоров'я » Общение юношей и девушек

НАРОДНА ОСВІТА

Общение юношей и девушек

Узнаете о важности равноправного общения юношей и девушек Вспомните

Какие советы следует соблюдать, чтобы общение было эффективным?

Отношения между людьми разного пола формируются с детства и проходят несколько этапов.

Детство

Мальчики и девочки играют и общаются вместе. Постепенно осознают половые отличия. Дети начинают играть в различные игры. Мальчики больше дружат с мальчиками, девочки — с девочками. Важно, чтобы дети научились доброжелательно общаться, помогать друг другу, защищать тех, кто слабее, независимо от пола.

Подростковый возраст

Период интенсивного физического и интеллектуального развития. Подростки должны осознать, что каждый из них — уникальная личность. И хотя все отличаются чертами характера и способностями, каждый ценен для общества независимо от пола. У девочек и мальчиков меняется поведение, появляется больше отличий в предпочтениях. Однако они вместе учатся и проводят досуг. Подростки интересуются внутренним миром другого человека. Ребята впервые влюбляются.

Юность

Период перехода от подростковой зависимости к взрослой ответственности и самостоятельности. Продолжается биологическое и социальное созревание молодёжи. Круг общения со сверстниками расширяется. В то же время возникает симпатия к кому-то одному противоположного пола. Эмоциональная близость со временем может перерасти в любовь. Важно, чтобы каждый понимал, что мужчина и женщина — это половой признак, биологическая характеристика организма. Однако, независимо от своего пола, каждый может выполнять в обществе любую социальную роль в соответствии со своим призванием и желанием.

Зрелость

Молодёжь достигает биологической и социальной зрелости и может создать семью. Социально зрелый человек соблюдает моральные и этические нормы общества. Действует ответственно, понимает, что мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности в обществе.

В средствах массовой информации всё чаще используется слово «гендер». Чем же гендер отличается от пола?

Пол — понятие биологическое, то есть определяет, кем является человек: мужчиной или женщиной.

Гендер (от английского слова gender — «пол», от латинского genus — «род») — это понятие социальное и культурное. Это слово характеризует социальное поведение женщин и мужчин. Поэтому гендер называют ещё «социальным полом».

Признаки гендера:

присущи людям обоих полов; меняются в разных странах; зависят от культурных традиций;

могут со временем меняться.

 

Признаки пола:

мужчины и женщины имеют соответствующие биологические признаки;

не зависят от страны и культуры; не зависят от внешнего воздействия;

не изменяются со временем.

Поскольку отношения людей издавна строились прежде всего как общение женщин и мужчин, половые отличия преобладали над индивидуальными характеристиками людей. От них ожидали определённого поведения, соответствующего их полу. Поэтому сформировались гендерные стереотипы — представление о том, как должны вести себя мужчины и женщины.

На гендерные стереотипы влияют факторы социальной среды: семья, учителя, средства массовой информации. Девочкам традиционно дарят куклы, мальчикам — машинки. Во время игр девочки чаще бывают медсёстрами и учительницами, мальчики — командирами, капитанами, пилотами. Так закладываются различные стандарты поведения, постепенно формируя гендерные стереотипные роли мужчины и женщины, которые в обществе считают присущими только мужчине или женщине. Например, женщина должна быть заботливой, хозяйственной, нежной, чувствительной, эмоциональной и скромной. Для мужчин характерны мужество, сила, сдержанность, настойчивость, уверенность в себе и честолюбие.

Однако поведение каждого человека может сочетать черты, свойственные не только своему, но и противоположному полу. Так, женщины могут быть хозяйственными, чувствительными, но и честолюбивыми и настойчивыми, мужчины — заботливыми, нежными, эмоциональными и одновременно мужественными и сильными.

В современном мире уже никого не удивляют женщины-политики, женщины-академики, женщины, которые занимаются бизнесом. В то же время увеличилось количество мужчин, работающих в сфере услуг.

Когда речь идёт о гендере, имеется в виду возможность для самореализации человека независимо от пола. Для полноценного развития и самореализации человеку нужно избавляться от стереотипов мышления о поведении мужчин и женщин. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) даёт человеку возможность сохранить здоровье. В современном мире женщины и мужчины имеют равные права и возможности для самореализации, а также равные права на использование результатов труда.

Г Л Г    л г    ЛЛг.    л

Равноправные

Равные    Равные права на

Равные    отношения

+ возможно- + использование    =

права    (гендерное

сти    результата труда    РавенсТво)

равенство)

Советы по равноправному общению юношей и девушек

Могут ли дружить девушки и парни? Конечно! Дружба между юношами и девушками естественна. Чтобы отношения между ними были равноправными, необходимо соблюдать правила трёх «К».

К    Кооперация    К    Р    ^

Коммуника-    Компро-    Равноправные

+ (сотрудниче- +    =

ция    мисс    отношения

ство)

Чтобы быть верными и надёжными друзьями, следует формировать качества и черты характера, способствующие дружеским отношениям.

Настоящая дружба обычно предполагает уверенный демократический стиль общения и гендерное равенство. Друзья уважают друг друга независимо от пола. И юноши, и девушки свободно высказывают мнения, обсуждают их и совместно принимают решения с учётом интересов и желаний друг друга. Равноправное общение способствует хорошему настроению и успешному выполнению социальных ролей.

Отношения между людьми разного пола формируются с детства. Важно, чтобы отношения и общение между юношами и девушками были равноправными.

| Задания

1.    Что такое пол?

2.    Что такое гендер?

3.    Назовите признаки пола и гендера.

4.    Что такое гендерные стереотипы? Приведите примеры.

5.    Какие качества и черты характера следует развивать подросткам, чтобы дружба была прочной и равноправной?

6.    Объясните, что такое гендерное равенство. Приведите примеры.

7.    Какой стиль общения важен для равноправных отношений? Почему так думаете?

8.    Объясните, почему в обществе до сих пор существуют гендерные стереотипы.

9.    Могут ли, по вашему мнению, искренне дружить девушка и парень? Почему? Ответ обоснуйте.

10.    Объясните высказывания политического деятеля США Бенджамина Франклина: «Выбирай друга не спеша, ещё меньше торопись променять его».

11.    Вспомните художественные произведения, кинофильмы или мультфильмы (на выбор), в которых речь идёт о дружбе юношей и девушек. Какие черты характера им присущи? Как их отношения помогают им преодолевать трудности, решать жизненные ситуации?

Ситуационные задачи

Есть ли, на ваш взгляд, в описанных ситуациях признаки гендерного неравенства и гендерных стереотипов? Почему? Ответ обоснуйте.

1.    Объявление о приёме на работу содержит требования относительно возраста, пола и внешности будущего работника.

2.    Работу в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере считают «женскими» профессиями.

3.    Руководящие высокооплачиваемые должности обычно предлагают мужчинам, не принимая иногда во внимание опыт работы и профессиональные качества.

Поработайте в паре или группе

1.    Обсудите принципы равноправного общения юношей и девушек. Приведите аргументы в пользу гендерного равенства.

2.    Обсудите, можно ли считать гендерным неравенством ситуации, когда мужчины пропускают женщин вперёд в дверях и помогают выйти из транспорта. Почему так думаете? Обоснуйте свою точку зрения.

3.    Обсудите, зависит ли успех в учёбе от пола школьника.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

Есть ли, на ваш взгляд, в описанных ситуациях признаки гендерного неравенства и гендерных стереотипов? Что посоветуете подросткам в этих ситуациях? Как действовали бы вы?

1.    Девушка посещает кружок по авиамоделированию. Другие девушки не хотят дружить с ней, считая, что у них нет общих интересов.

2.    Юноши не хотят играть в шахматы с девушками, считая, что игра в шахматы «не женское дело».

3.    Домашнее хозяйство — дело женщин, а не мужчин.

4.    Парень занимается танцами. Другие ребята из класса считают танцы «не мужским занятием».

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:42, Переглядів: 2218