Народна Освіта » Російська мова » § 26. Степени сравнения наречий

НАРОДНА ОСВІТА

§ 26. Степени сравнения наречий

 

Наречия на -О (-Е), образованные от качественных имён
прилагательных, могут иметь степени сравнения: взле-
тел высоко — взлетел выше, взлетел более высоко, взлетел
выше всех. У наречий имеются две степени сравнения: сравни-
тельная и превосходная.

Сравнительная степень наречий имеет две формы — простую
и составную. Простая форма сравнительной степени образуется
с помощью суффиксов -ЕЕ (-ЕИ), -Е, -ШЕ от исходной формы на-
речий, от которой отбрасываются конечные -О (-Е), -КО: сделал
больно — больней ( ее), стало легко — легче, очинил тонко —
тоньше.

Составная форма сравнительной степени наречий — это соче-
тание слов более и исходной формы наречия, например: очинил
более тонко, относился более внимательно.

Превосходная степень наречий имеет, как правило, состав-
ную форму, которая представляет собой сочетание двух слов —
сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): сде-
лал лучше всех.

181. Образуйте от данных наречий формы простой сравни-
тельной степени. Выделите суффиксы, с помощью которых
образована сравнительная степень. Подчеркните чередующиеся
согласные в корнях слов.

Образец: высоко — выше.

1.    Грациозно, уверенно, необузданно, устойчиво, величествен-
но, красиво, взволнованно, энергично, удобно.

2.    Жарко, громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо,
просто, резко, ярко, круто, твёрдо, часто, дёшево.

3.    Близко, гладко, жидко, коротко, низко, редко, узко, слад-
ко, высоко, широко.

vV *    182. Выпишите пословицы сначала со сравнительной сте-

пенью имён прилагательных, а потом со сравнительной
степенью наречий. Подчеркните слова, употреблённые в форме
сравнительной степени, как члены предложения. Выделите в срав-
нительной степени суффиксы.

1. Человеческое слово стрелы острее. 2. Больше слушай, по-
меньше говори. 3. Ле..че друга пот..рять, чем найти. 4. Живое
слово д..роже мёртвой буквы. 5. И лес шумит дружней, когда де-
ревьев много. 6. Дым отечества св..тлее чуж..го огня. 7. На чу-
жой стороне родина м..лей вдвойне.

Обратите внимание!

Формы сравнительной степени наречий и качественных
прилагательных совпадают в произношении и написании.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо
учитывать, что:

 

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

признак предмета

признак действия

Относится

к имени существительному

к глаголу

Отвечает на
вопрос

какой? какая? какое?

как? каким образом?

В предложе-
нии является

сказуемым

обстоятельством

Пример

Наше озеро (какое?) глуб-
же реки

Аквалангист нырнул (как?)
глубже расставленных сетей

183.    Спишите предложения, определите, какой частью речи
являются выделенные слова в предложениях.

1. Мой брат выше меня. 2. И лес шумит дружней, когда де-
ревьев много. 3. Пароход не стоит уже на месте, а идёт дальше.

4. Клюв у пеликана вместительнее, чем у других птиц. 5. Всё
выше и выше поднимались альпинисты. 6. Иллюстрации в новой
книге красивее, чем в предыдущей. 7. Ваша улыбка печальнее
моей. Вы рассказываете печальнее, чем я. Печальнее всех девуш-
ка, сидящая у окна. Печальнее всех чувствовал себя я.

184.    Составьте и запишите со следующими словами пред-
ложения с наречиями и прилагательными в сравнительной
степени.

Тяжелее, дружней, громче, ниже, шире, прозрачнее, светлее.

185.    1) Напишите сочинение-миниатюру, сравните зиму
? и лето. В своём тексте используйте наречия и прилага-
тельные в форме сравнительной степени.

2) Составьте небольшой текст «Мой друг и я» («Моя подруга
и я»), употребив прилагательные и наречия в сравнительной или
превосходной степени.

f!£Je 186. Переведите текст с украинского языка на русский. Пе-
V ? ревод запишите. Определите степени сравнения наречий,
их форму и способ образования. Сравните способы образования
степеней сравнения наречий в русском и украинском языках.

Сходження на Говерлу нам здалося спочатку приємною про-
гулянкою. Милуючись краєвидами Карпат, ми дихаємо на повні
груди запашним повітрям, жартуємо. Але чим вище піднімаємо-
ся, тим повільніше починаємо рухатись. Лямки рюкзаків щодалі
сильніше в’їдаються в плечі, а ноги, здається, поволі наливають-
ся свинцем.

Найважче долаються останні півкілометра. До вершини вже
зовсім близько, але сили вичерпалися: тяжко дихати, колотить-
ся в грудях серце, тремтять ноги. Дехто не витримує і сідає.

І ось — вершина. Найтяжче позаду. Ми стаємо в коло і радіс-
но співаємо «Червону калину». Відсталі поспішають до нас.

(Із журналу)

Сделайте морфологический разбор 2-3 наречий.

НЕ с наречиями на О и Е пишется слитно:

1) если слово не употребляется без НЕ: нелепо',

2) если наречие с НЕ может быть заменено синонимом без
НЕ или близким по значению выражением: говорил неискренне
(фальшиво).

НЕ с наречиями на О и Е пишут раздельно:

1)    если в предложении есть противопоставление с союзом А:
не хорошо, а плохо',

2)    если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем
не, ничуть не, нисколько не, никогда не: вовсе не интересно; не
по-товарищески (не на О, Е).

Ш187. Спишите сочетания слов, раскрывая скобки. Объясни-
5 те условия выбора орфограмм.

1. (Не)допустимо резкий тон; ответить (не)обдуманно;
решение (не)продуманно; рассчитать (не)точно; рассчитать
(не)точно, а приблизительно; спросить (не)громко, а тихо;
(не)безынтересно отметить; (не)виданно торжественный парад;
писать (не)брежно; приехать (не)ожиданно; (не)истово сопро-
тивляться врагу.

2. Никому (не)известно; приблизиться (не)заметно; (неис-
кренне вздохнуть; (не)вполне серьёзно относиться к делу; вести
себя (не)принуждённо; (не)организованно провести собрание;
отвечать (не)уверенно; говорил (не)громко, но тихо; держаться
(не)возмутимо; поступить (не)обдуманно; (не)медленно принять
меры; (не)узнаваемо измениться; (не)высоко, а низко.

Составьте 4-5 предложений с данными словосочетаниями.

188. Составьте предложения с парами слов. Объясните
условия написания НЕ с наречиями.

Не ярко — неярко; не долго — недолго; не ясно — неясно; не
хорошо — нехорошо; не разумно — неразумно; не справедливо —
несправедливо.

^'л 189. Подчеркните слова с приставкой НЕ- как члены пред-
I &■' ложения. Какой частью речи является каждое из них? Сде-
лайте фонетический разбор слова возражение.

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково встретил лес ребя-
тишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно
на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Мо-
лод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возражение (не)уб..дительно.
Коля оправдывался (не)убедительно.

190. Спишите пословицы и народные приметы, вставляя
пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните усло-
вия выбора орфограмм.

1. Если кулик летит с болота в поле и (не)умолчно кричит,
скоро буд..т дождь. 2. (Не)долго думал, да хорошо молв..л. 3. Пе-
ред (не)настьем коршуны кружат..ся (не)спокойно. 4. Полёвки
ро..т свои норы (не)далеко от поверхности земли — к снежной
зиме. 5. (Не)много синичка ест-п..ёт, а весело живёт. 6. Соловей
(не)умолчно всю ночь поёт — к ясной погоде.

191. Переведите текст на русский язык. Перевод запишите.
Подчеркните слова с НЕ, определите, какими частями речи
являються эти слова.

Отаким був мій дідусь

Коли я їздив на канікули до дідуся й бабусі, мене щоранку
пробуджувало гупання рухавки. Дідусь і мене навчив деяких ре-
чей, а особливо — присідати на одній нозі. Недарма він це лю-
бив показувати іншим, навіть коли вже мав за 85 років. На жаль,
я не займався рухавкою з таким завзяттям, як він. У ті часи ді-
дусь сидів цілий день за робочим столом у своїй малюсінькій кім-
наті й цокав невпинно на старій друкарській машинці.

Я завжди дивувався дідусевій дисципліні. Навіть у глибо-
кій старості, маючи вже за 90, він незмінно сідав за робочий стіл
і працював неабияк. Відволікався хіба що на поїздки на пошту,
на догляд за садком-городом чи на прийняття гостей.

(За Ю. Ткачем)

Расскажите о способах образования наречий, употреблённых
в тексте.

В отрицательных наречиях под ударением пишут при-
ставку НЕ-, а без ударения — НИ-: некогда (под удар.);
никогда (без удар.).

192.    Спишите, раскрывая скобки. Объясните условия вы-
бора орфограмм.

1.    (Н..)где не встретишь; (н..)чем не интересовался; (н..)с кем
не советовался; (н..)как не мог понять; (н..)чуть не волновался;
(н..)о ком не рассказывал; (н..)когда (н..)кому ни в чём не отка-
зывал.

2.    (Н-.)сколько не удивился; (н..)мало не сожалел о своей
поездке; (н..)когда (н..)откуда не получал писем; помощи ждать
(н..)от кого; (н..)к кому не обращаться; (н..)с кого спрашивать;
(н..)когда ни на кого не обижался; (н-.)сколько не беспокоился;
(н..)почём не забыть; шагу (н..)где ступить.

193.    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы
и раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ и НИ.

Объясните условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический
разбор предложений.

1. Ни косточкой (н..)где (не)мог я поживит..ся (И. А. Кры-
лов). 2. Сторож (н..)чего (не)слышал. 3. Ветер (н..)как (не)сорвёт
последний л..сток с дуба. 4. (Н..)какой звук снаружи (не)дох..дил
в дальнюю комнату. 5. Вороб..и (н.-)сколько (не)б..ялись насту-
пивших холодов. 6. (Н..)(у)кого из туристов (не)ок..залось за-
пас..ной коробк.. спич..к.

194. Переведите с украинского языка на русский. Перевод
запишите. Сравните написание НЕ и НИ в наречиях и ме-
стоимениях в украинском и русском языках.

Ніде нікого не побачив; нема де зупинитись; ні про що не роз-
питував; анітрохи не шкодував; ні з ким не зустрівся; нема куди
податися; ні від кого не чув; нізвідкіля не чути голосів.

С 2-3 словосочетаниями составьте предложения.

Ш195. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы
s и раскрывая скобки. Вставьте подходящие по смыслу от-
рицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте при-
ставки. Объясните условия выбора орфограмм. Какие предложе-
ния соответствуют данным схемам?

[ ]’ (когда...).

Сделайте синтаксический разбор первого предложения; най-
дите слово, в котором все согласные твёрдые.

1. Петя заблудился в лесу, но ... (не)и..пугался. (Н.^сколь-
ко групп р..бят пошли на поиски Пет.. . 2. Мальчик р..шил ...
(не)идти, а ждать, когда наступ..т утро. Сп..шить было ..., и Петя
устро..л себе ночлег. 3. Пет., всё ... было учит..ся ориентировать-
ся на местност......больше он (не)пойдёт в лес, пока (не)науч..тся

находить дорогу.

Слова ДЛЯ справок: нисколько, нисколько; никуда, некуда;
некогда, никогда.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:43, посмотрело: 2238