Народна Освіта » Російська мова » § 30. О — Е после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий

НАРОДНА ОСВІТА

§ 30. О — Е после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих под ударением пи-
шут букву О, без ударения — Е: свежо, певуче. Исклю-
чение: ещё.

200. Спишите сочетания слов с гласными О и Е после ши-
пящих, распределив их втри столбика.

В корне

В суффиксе

В окончании

     

За большой тучей; играть с малышом; ситцевое платье; ку-
мачовый флаг; тихий шорох; быть молодцом; жёлтым листом;
жёсткий диван; выпал снежок; мягкая ручонка; приглушённый
шёпот; окружённый деревьями.

®201. Спишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные бу-
квы и недостающие знаки препинания. Объясните условия
выбора орфограмм и пунктограмм.

На горизонте сумрачно зловещ.. . В южном небосклоне
нет почти звёзд. А цикады поют поют. Им тоже хорош.. . Ещ..

царственнее и грознее стал необъятный храм полнозвёздного
неба. Волнующ., тихий покой царил ещ.. в городе.

(По И. А. Бунину)

202. Замените словосочетания данными наречиями — си-
нонимами, оканчивающимися на гласные О — Е после ши-
пящих. С 3-4 наречиями составьте предложения.

1. Взяться за дело усердно — ... . 2. Работу выполнить пре-
красно — ... . 3. Любить сильно — ... . 4. Говорить напевно — ... .

5. Вести себя дерзко — ... . 6. Смотреть неодобрительно — ... .
7. Двигаться неловко — ... .

Слова ДЛЯ справок: хорош..; блестящ..; горяч..; певуч..; вы-
зывающ..; осуждающ..; неуклюж.. .

203. Рассмотрите таблицу. Выполните задания к ней.
Ь после шипящих в разных частях речи

Часть речи

Пишут

Не пишут

Имя существи-
тельное

Ж. р., ед. ч., 3-є склон:
рожь, ночь, глушь, вещь

М. р., ед. ч.: нож, врач,
шалаш, товарищ.

Мн. ч.: много дач

Краткие имена
прилагательные

 

Свеж, пахуч, хорош

Глаголы

2-е л., ед. ч.: умываешь —
умываешься; повелит, на-
клон.: спрячь — спрячьте;
неопр. ф.: испечь, зажечь

 

Наречия

Настежь, навзничь, сплошь

Замуж, невтерпёж, уж

Когда пишут Ь после шипящих на конце имён существительных?
Когда пишут Ь на конце имён прилагательных и глаголов?

Что можно сказать о правописании Ь после шипящих на конце
наречий?

204. Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте
• правило правописания Ь после шипящих на конце наре-
чий.

В огромной и удивительной стране Русский Язык было очень
много городков — один краше другого! И в одном из них жили-
были наречия. Жили они дружно да весело.

Как-то пришёл к ним в город Мягкий Знак и представился
путником. Наречия очень обрадовались: не часто к ним кто-ни-
будь захаживал. И начали Наречия наперебой к себе очарова-
тельного странника приглашать. Договорились, что он ко всем

М

по очереди придёт. Но НЕВТЕРПЕЖ непременно хотело, чтобы
Мягкий Знак поселился только у него. И так ему стало невтер-
пёж, что оно напрочь забыло о других наречиях, чем очень оби-
дело мягкого и обходительного гостя. А Наречие УЖ всё вздыха-
ло и говорило: «Уж надо ли мне гостей?». И даже не пригласило
Мягкий Знак на чай. Но ещё одно наречие даже не знало о появ-
лении новичка в городе. Наречие ЗАМУЖ целый день проводило
перед зеркалом, пудрило носик, сурьмило брови, малевало щёч-
ки и принимало настойки для похудания.

С тех пор Мягкий Знак дружит со всеми наречиями, кроме
ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ, УЖ. Чтобы ненароком не обидеть слова
из этого городка, написав их неправильно, помните эту историю.

205. Спишите сочетания слов, распределив их в два стол-
бика.

Мчатся вскачь; открывается настежь; сплошь усыпано; вый-
ти замуж; уйти прочь; ударить наотмашь; упасть навзничь; тя-
гуч; колюч; скрипуч; настежь; невмочь; уж; точь-в-точь; смерч;
врач; брошь; полночь; сторож; срежь; уберечься; стеречь; удив-
ляешь.

На конце наречий после шипящих Ж, Ч, Ш пишут Ь: на-
стежь, вскачь, невмочь, наотмашь, прочь, сплошь и др.
Исключения: замуж, невтерпёж, уж.

206. Спишите сочетания слов, вставляя, где нужно, пропу-
щенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.

1.    Ринуться проч..; ударить наотмаш..; вернуться заполноч..;
ждать невтерпёж..; сплош.. покрыться тучами; медленно теч..;
огромная теч.., образовавшаяся в лодке; копчёный лещ..; день
хорош..; сделать шалаш.. .

2.    Показаться из-за туч..; жаренная дич..; увлеч..ся интерес-
ной работой; решить много задач..; исполнить точ..-в-точ..; рас-
крытое настеж.. окно; невмоч.. продолжать путь; день хорош..;
расжеч.. костёр; сплош.. увешанная серёжками берёза.

207. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные
буквы. Объясните условия выбора орфограмм.

1. Настеж.. ворота тяжёлые (А. А. Блок). 2. Уж., сколько раз
твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок
(И. А. Крылов). 3. Под гору вскач.., а как на гору — хоть плач..
(Пословица). 4. Офицер ударил Остапа наотмаш.. хлыстом по-
перёк лица (Н. В. Гоголь). 5. Какой-то зверь одним прыжком из
чащи выскочил и лёг, играя, навзнич.. на песок (М. Ю. Лермон-
тов). 6. Мы шли дорогой, сплош.. покрытой бурыми прошлогод-
ними листьями (И. А. Куприн). 7. Как ни часто приходилось мо-
лодице невтерпёж.., под косой трава валилась, под серпом горела
рожь (Н.А. Некрасов).

* .4І,

Ш 208. Выразительно прочитайте тексты. Выпишите на-
речия, оканчивающиеся на шипящие. Объясните их
правописание, определите синтаксическую роль. Какие изо-
бразительно-выразительные средства использует автор в своих
произведениях?

1. Но меркнет день — настала ноч..;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает проч.. .

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,

И не преград меж., ей и нами —
Вот отчего нам ноч.. страшна!

(Ф. И. Тютчев)

2. Ещё земли печален вид,

А воздух уж., весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

(Ф. И. Тютчев)

» Г 209. Рассмотрите репродукцию картины К. Ф. Юона «Конец
« зимы. Полдень». Используя опорные словосочетания с на-
речиями на шипящие, напишите миниатюру «Ожидание весны».
Объясните правописание наречий.

Слова ДЛЯ справок: терпеть невмоч.., залито сплош.., гонит
проч.., распахнутые настеж.., уж.., невтерпёж.., томиться вза-
перти, несутся вскач.. .

о О/

Г Расширяем кругозор!

Константин Фёдорович Юон — коренной москвич, и толь-
ко иностранная фамилия напоминает, что предки художника ро-
дом из Швейцарии.

Рисовать Юон начал с во-
сьми лет и всю жизнь посвятил
живописи. Он учился у вели-
ких художников: В. А. Серова,
К. А. Коровина, И. И. Левита-
на. Особое влияние на Юона
оказал Левитан, его одухотво-
рённая живопись, его умение
выбирать пейзажный мотив.

Юон очень любил весну
и зиму. Он писал: «Я искал но-
вые краски в природе — в рус-

Константин Юон.
Конец зимы. Полдень

скои весне и зиме».

Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается в том,
что самый обычный пейзажный мотив он умеет претворить в ху-
дожественный образ. Яркий пример тому — одна из лучших кар-
тин художника «Конец зимы. Полдень».

На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке
Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:45, Переглядів: 3018