Народна Освіта » Російська мова » § 25. Наречие как часть речи

НАРОДНА ОСВІТА

§ 25. Наречие как часть речи

Разряды наречий по значению

Расширяем кругозор!

169. Прочитайте лингвистическую сказку.

Монолог наречия

Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода!..

Обратите внимание на величавый корень -РЕЧЬ-. Он суще-
ствовал уже в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со
значением «говорить». От него произошли такие слова, как изре-
чение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести моё имя на современный язык,
получится «наглаголие». А на латыни я называюсь «приглаго-
лие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом.
Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу по-
могаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю
чёткость его значению. Хотя я родился позже других частей речи,
моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — не-
изменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни
перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня
его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

{Из интернета)

О каких морфологических признаках наречия рассказывается
в сказке?

Дидактическая игра

170. Вставьте пропущенные слова в приведённых предло-
жениях.

1.    Наречие — это ... часть речи.

2.    Наречие никогда не ... .

3.    У наречия никогда не бывает ... .

4.    В предложении наречие чаще всего является ... .

Наречие обозначает признак действия, если присоединя-
ется к глаголу и деепричастию: режим соблюдать (как?)
строго —режим соблюдая (как?) строго. Наречие обозначает при-
знак предмета, если присоединяется к имени существительно-
му: яйцо (какое?) всмятку. Наречие обозначает признак другого
признака, если присоединяется к прилагательному, причастию
и другому наречию: чрезвычайно интересную книгу (насколько
интересную?) — здесь прилагательное интересную обозначает
признак предмета, а наречие чрезвычайно — признак этого при-
знака; уехавшая (когда?) вчера делегация; долго (насколько?)
слишком.

Наречия, в отличие от других знаменательных частей речи,
не изменяются.

В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами:
Солнце невысоко поднялось над горизонтом. Могут быть и опре-
делениями: Аптека находится в доме напротив. И сказуемыми:
В комнате душно.

Вывод

1.    Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозна-
чает признак действия, признак предмета или признак другого
признака.

2.    Наречие не изменяется.

3.    В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством.

■ШШ®; 171. 1) Выразительно прочитайте текст. Выпишите наречия
тЦЬУ со словами, к которым они относятся. В скобках укажите
вопросы, на которые отвечают наречия. Определите роль наре-
чий в тексте. С какой частью речи схожи наречия по своей роли
в тексте?

Образец; говорил (как?) шёпотом.

Тёмное, чистое небо торжественно и необычно высоко стояло
над нами во всём своём таинственном великолепии. Сладко сте-
снялась грудь, вдыхая тот особенный, таинственный и свежий
запах — запах русской летней ночи.

Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изред-
ка в близкой реке с внезапной звучностью блеснёт большая рыба
и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный на-
бежавшей волной... Одни огоньки тихо потрескивали.

2) Выразительно прочитайте слова, составьте с ними словосо-
четания.

Неистово, буйно, безудержно, неукротимо, необузданно,
яростно.

Эврика!

172. Спишите, вместо пропусков употребите подходящие по
значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ... палило солнце. На горизонте появилась чёр-
ная туча, которая ... двигалась с запада на восток. ... подул ветер.
Молодая берёзка ... затрепетала. Порывистый ветер усиливался.
Вдали сверкнула молния, ... раздался первый удар грома. Спеша
укрыться, ... заметались птицы.

173. Подберите к данным глаголам подходящие по смы-
слу наречия. Запишите словосочетания, указывая в скоб-
ках вопрос к наречиям.

Говорить, петь, работать, ехать, читать, смотреть.

Слова ДЛЯ справок: спокойно, верхом, вежливо, сильно,
внятно, тяжело, морозно, вслух, далеко, втроём, сидя, иногда,
всегда, часто, вместе, дружно, по-другому, грязно, низко, умело,
аккуратно, долго, много, быстро, вкусно, рядом, близко, ласко-
во, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоём, медленно.

174. Прочитайте диалог. Какие случаи неправильного упо-
требления наречий вы заметили в речи героев и как ска-
зать правильно?

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

—    В каком классе ты учишься, молодой человек?

—    В седьмом «Б».

—    Ну и как у вас там, в вашем 7-«Б»? Дружно живёте?

—    Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

—    Жутко дружно... Ужасно весело?! А учитесь-то хорошо?

—    Нормально... Обратно девчонки стараются. Очень прекрас-
но учатся. Их учительница жутко хвалит.

—    Да... Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не
поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт —
учебник русского языка.

Запишите диалог в исправленном виде.

175. Спишите текст. От прилагательных образуйте наречия
и добавьте в предложения вместо точек подходящие по
смыслу. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

Крупные, красивые птицы летели ... махая выпуклыми
крыльями. Вытянув голову и ноги, ... выставив грудь, они стре-
мились до того ..., что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть
на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую го-
рячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая
победоносно рассекать пространство, журавли ... перекликались
с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важ-
ное, что-то ... самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

(И. С. Тургенев)

Слова ДЛЯ справок: сильный, переливчатый, высокий, бы-
стрый, необыкновенный.

176. Рассмотрите таблицу. На какие разряды по значению
делятся наречия? На какие вопросы они отвечают? Каким
членом предложения являются?

Разряды наречий по значению

Разряды

наречий

Вопросы наречий

Примеры

Времени

Когда? с каких пор? до
каких пор? как долго?

Всегда помнить; издавна извест-
ный; гулять дотемна; долго гото-
виться

Места

Где? куда? откуда?

Идти впереди; отправить туда;
приехать издалека

Причины

Почему? отчего?

Ударить сгоряча; герой поневоле

Цели

Зачем? для чего?
с какой целью?

Уронить нарочно; сказать в на-
смешку; встретиться специально

Меры
и степени

Сколько? на сколько?
во сколько? в какой
степени? в какой мере?

Много работать; вдвое быстрее;
слишком громко; чуть-чуть под-
нять

Образа
и способа
действия

Как? каким образом?

Идти пешком; разбить вдребезги;
смотреть исподлобья; смело отве-
тить; быстро приехать; кое-как сде-
лать; трепетно мерцающая звезда

Сравните наречия с другими частями речи. Сделайте выводы.

•ччу %    177. Выпишите словосочетания, в которых наречия обо-

значают: 1) причину, 2) цель, 3) меру и степень действия,
затем остальные словосочетания. Над наречиями надпишите во-
просы, на которые они отвечают. Вставьте, где необходимо, про-
пущенные буквы, раскройте скобки. Объясните условия выбора
орфограмм.

Присутствовать иногда; тотчас явит..ся; к..снуться невзна-
чай; разгораться медленно; (не)разобрать спросонья; обидеть сго-
ряча; размашисто шагать; трижды пытаться; очень волноваться;
гулять дотемна; произрастать издавна; ра..положит..ся вблизи;
остановиться здесь; наткнут..ся сослепу; разорвать назло; мало
трен..роваТьСя; увеличить нагрузку вдвое; слегка изменить;
слишком запустить болезнь; совершенно выздороветь; сломать
нарочно; много сделать.

Составьте предложение со словосочетанием, которое можно
использовать при описании походки человека.

178.    Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы
и раскрывая скобки. Объясните условия выбора орфо-
грамм. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются
предложения. Определите разряды наречий.

1. Тропинка спускалась вни.. . Здесь начинает..ся стари..ый
парк. 2. База находиться в Крыму. Сюда прие..жают ребята из
разлиЧьНых уголков страны. 3. Вечером школа уд..вительно из-
менилась. Какой(то) дер..кий весёлый волшебник совершил здесь
самый наст..ящий переворот.

179.    Спишите текст, заменяя повторяющиеся слова наре-
чиями и местоимениями. Определите, какое изменение вы-
звала эта замена. Объясните, что соединяют наречия.

Рано утром я пошёл в сарай. Вдруг что-то прошмыгнуло мимо
моих ног и бросилось в сарай. Я вошёл в сарай. Из угла, где ле-
жало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не
успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за
ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель

под сараи.

Слова ДЛЯ справок: туда же, там, оттуда, она.

103

Эврика!

180. Как вы думаете, почему эти предложения записаны
попарно?

1. Молния ударила в верх дерева. Ветви тянулись вверх.

2.    В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум.

3.    В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился.

4.    С начала весны установилась солнечная погода. Сначала на-
до выучить правило. 5. Я шёл на встречу с писателем. Я шёл
навстречу ветру.

Что нужно знать и о чём помнить, чтобы отличить наречия от
похожих на них слов?

Как называют одинаково звучащие, но разные по значению
слова?

Спишите предложения. Фонетические омонимы (омофоны) под-
черкните.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:42, Переглядів: 3067