Народна Освіта » Російська мова » § 23. Деепричастный оборот

НАРОДНА ОСВІТА

§ 23. Деепричастный оборот

 

Деепричастие может иметь при себе зависимые слова.
Вместе с ними оно образует деепричастный оборот. На-
пример, в предложении Суда в море не выходили, отстаиваясь
в гавани (А. С. Новиков-Прибой) при деепричастии отстаива-
ясь есть зависимое слово в гавани: отстаиваясь (где?) в гавани;
отстаиваясь в гавани — деепричастный оборот.

Деепричастный оборот в предложении является одним чле-
ном предложения — обстоятельством.

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сто-
рон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения,
и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Эврика!

155. Проанализируйте схемы, расскажите по ним правила
постановки знаков препинания при деепричастных оборо-
тах и одиночных деепричастиях.

156. Обозначьте деепричастие и деепричастные обороты
как члены предложения.

1. Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым сереб-
ром. 2. Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река.

3. Я стою у дороги, прислонившись к иве. 4. Отражаясь, берёзы
ломались в пруду. 5. В поле, склоняясь к побегам, ходят грачи
в полосе. 6. А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам.
7. Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.

(По С. А. Есенину)

Сделайте морфологический разбор деепричастий прислони-
вшись, склоняясь.

ЧХС*    157. Спишите пословицы, раскрывая скобки и расстав-

ляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «НЕ
с глаголами» и «НЕ с деепричастиями». Подчеркните непереход-
ные глаголы как члены предложения. В каком наклонении они упо-
треблены? Подберите к выделенному слову однокоренные слова
и запишите их. Записанные слова разберите по составу, поставьте
в них ударение.

1. (Не)зная броду (не)суйся в воду. 2. (Не)убив медведя шку-
ры (не)прод..ют. 3. (Не)погл..дев на пирог (не)говори, что сыт.

4. (Не)поклонясъ до земли гри..ка (не)подым..шь. 5. (Не)работая
сыт (не)будешь.

158. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препи-
нания. Составьте схемы предложений с деепричастными
оборотами.

Волки медленно поднялись и поджав хвосты пошли в поле.
Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни
завыла жалобно не спуская глаз с месяца. Вой её слушали вол-
ки, и в сердцах их холодя на спинах шерсть просыпалось чув-
ство злой тоски. Волчица пела свою песню высоко задрав голову
и глядя на месяц. Заслышав её зайцы вышедшие в поле откапы-
вать зелёную озимь испуганно поднимались на лапках. Волкам
было тоскливо, они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. С. Соколову-Микитову)

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Приготовьтесь писать диктант по данному тексту.

«Ст 159. Переведите текст с украинского языка на русский. Пе-
V uf ревод запишите. Выделите деепричастные обороты, обос-
нуйте постановку знаков препинания при них. Составьте схемы
к предложениям с деепричастными оборотами.

Сравните постановку знаков препинания при деепричастных
оборотах в русском и украинском языках.

Шуміло море, виграючи на сонці, ваблячи зір заспокійливим
синім простором... Марія все стояла на причалі, мовчки прово-
джаючи катер очима. Потім, мовби схаменувшись, оглянулась
і помітила, що біля неї нема вже нікого. Мати клопоталася біля
будинку, перемиваючи посуд, батько з хлопцями перетягували
балони на склад.

(Олесь Гончар)

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:41, посмотрело: 2071