Народна Освіта » Світова література » Библейские предания и притчи: Притча о блудном сыне, Притча о добром самарянине читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Библейские предания и притчи: Притча о блудном сыне, Притча о добром самарянине читать онлайн

 

Библейские предания и притчи

 

Библия — одна из древнейших памяток мировой письменности. Это собрание разных но содержанию и форме текстов, созданных в период с XII в. до н. э. до II в. н. э.

Библия в переводе с греческого означает «книга». Название происходит от сирийского порта Библ, откуда в Грецию завозили папирус. Названная Книгой Книг, Библия является величайшим памятником духовности и культуры. Это — Священная книга, собрание древних текстов (66 книг), состоящее из двух частей: Ветхого (Старого) Завета и Нового Завета.

Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира, великих исторических событиях, взаимоотношениях древних народов с Богом, содержит 39 книг. Новый Завет включает собрание из 27 христианских книг. Сюда входят четыре Евангелия, написанные учениками Иисуса — Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, а также истории о деяниях, то есть действиях, поступках святых апостолов (так называют учеников Христа), их послания, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.

Священное Писание несёт свет истины, утверждает ценность человеческой жизни, учит следовать принципам добра, любви, милосердия и прощения.

Главной темой Нового Завета является Божественное учение Иисуса Христа и Его земная жизнь. Евангелия (в переводе с греческого — «радостная (благая, хорошая) весть» рассказывают

о рождении Иисуса в Вифлееме (сейчас это одно из наиболее почитаемых христианами мест), о Его служении людям,

о распятии на кресте за людские грехи1.

Но самое главное — они сообщают человечеству радостную весть о чудесном воскресении Христа.

1 Грех — 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) то, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины; 3) предосудительный поступок.

Иисус жил среди рыбаков, плотников, сборщиков податей, проповедуя своё учение простым людям. Духовные истины Он излагал в понятной для них форме житейских историй. Чаще всего ими становятся притчи — поучительные рассказы с иносказательным духовным содержанием. В Евангелиях их насчитывается более тридцати, среди которых — притча о блудном сыне, притча о добром самарянине.

 

 

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. В буквальном переводе с греческого притча означает «сравнение явлений и вещей». Это история, в которой за бытовым сюжетом скрывается глубокий мудрый смысл. Его и нужно «разгадать» читателю.

В притче персонажи обычно безымянны и лишены черт характера. Главное для них — ситуация выбора. Например, блудный сын не хочет жить праведно в родительском доме и выбирает разгульный образ жизни. Учителя Закона4 делают свой выбор между ложным благочестием и истинным милосердием. Задача читателя или слушателя — оценить этот выбор с точки зрения добра и зла, жизни и смерти, правды и лжи и сделать правильные выводы.

Благочёстие ложное — соблюдение христианских заповедей и исполнение внешних правил поведения в противоположность благочестию истинному, которое проявляется в заботе о ближних, неравнодушии к чужой беде.

Вопросы и задания

1.    Что представляет собой Библия? Почему её называют также Книгой Книг?

2.    Что называется притчей?

1    Проповедь — 1) произведение ораторского тина, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера; 2) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.

2    Блудный по евангельской притче это младший сын, который ушёл из родительского дома, а после скитаний и беспутной (легкомысленной) жизни раскаялся и вернулся к отцу.

3    Самарянин (самаритянин) - житель Самарии, одной из частей Иудеи. К самаря-намиудси относились с презрением, считая их язычниками, нарушителями Закона.

4    Учитель Закона, законник человек, знающий и строго соблюдающий религиозные правила и обряды иудеев.

Притча о блудном сыне

(читать онлайн)

У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Отдай мне часть имущества, что мне причитается». И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далёкую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошёл и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в своё имение пасти свиней. Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали. И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и ещё остаётся, а я тут погибаю с голоду! Пойду вернусь к отцу и скажу ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников”». И он немедля пошёл к отцу.

Он был ещё далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном». Но отец сказал слугам: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного телёнка. Будем есть и веселиться. Ведь это мой сын: он был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся». И они устроили праздник.

А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошёл к дому, услышал музыку и пляску и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: «Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что он вернулся жив и здоров». Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу: «Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А вернулся этот сын твой, — и ты зарезал для него откормленного телёнка!» Но отец сказал ему:

«Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твоё. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Библия была переведена на все языки мира. Ее сюжеты остались жить в веках и во все времена питали воображение мастеров искусства. Библейские сюжеты и образы вдохновляют писателей, художников и композиторов на создание великих произведений. Одним из таких шедевров мировой культуры является картина голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Она находится в музее Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург). Темой для написания картины послужила евангельская притча о том, как после долгих скитаний в жестоком мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В эту картину автор вложил весь свой жизненный опыт человека и художника.

Вопросы и задания

1.    Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?

2.    Как он распорядился добром, которое ему дал отец?

3.    Расскажите, о чём стал думать блудный сын, когда понял пагубность своих дел. Какое решение он принимает?

4.    Как вы думаете, что заставило его раскаяться в недостойных поступках?

5.    Какие действия отца показывают, что он рад возвращению сына и прощает его?

6.    Как вы думаете, почему старший брат обиделся на отца? Не проявляются ли в этом такие черты его характера, как зависть, неблагодарность и неумение прощать?

7.    Можно ли утверждать, что в «Притче о блудном сыне» воплощается любимая тема Христа — отеческая нежность и бесконечная милость Бога к грешнику?

8.    Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

9.    Подготовьте чтение в лицах. Какие интонации будут преобладать в речи отца, блудного сына, старшего брата?

10.    Какие слова и выражения из текста подсказывают ту или иную интонацию?

11.    Рассмотрите картину Рембрандта. Как вы думаете, почему художник выделяет на картине руки отца и босые ноги сына?

12.    Один из искусствоведов считает главным героем картины «Возвращение блудного сына» отца и предлагает для неё такое название «Отец, прощающий блудного сына». Согласны ли вы с его мнением? Предложите своё название картины.

13.    Прочитайте другие библейские истории или притчи.

Иудейские старейшины завидовали Иисусу Христу. Желая поставить Его в сложную ситуацию, они задавали каверзные вопросы1. Особенно часто Иисуса обвиняли в том, что Он не различал людей по национальности, происхождению или богатству, общаясь со всеми па равных. В ответ на вопрос, кого следует считать своим ближним, Христос рассказывает притчу о добром самарянине.

Оказалось, что священник и левит2, то есть ближние, которые просто обязаны помочь иудею (очевидно, жителю Иерусалима3 или Иерихона4), на самом деле таковыми не оказались. В то же время са-марянин - традиционный враг евреев - спасает путнику жизнь. Важно понимать, что этот добрый человек подвергает себя опасности с нескольких сторон. Во-первых, разбойники могут также напасть и на него. Во-вторых, если самарииина увидят вместе с израненным иудеем, то могут обвинить в преступлении, которого он не совершал. В-третьих, он мог бы навлечь на себя гнев самарян тем, что помогает врагу. Добрый самарянин совершает поступок, невиданный по отваге и милосердию. Но глубинный смысл притчи не лежит на поверхности. Она несет в себе загадку, которую нужно разгадать.

Притча о добром самарянине

(читать онлайн)

Некий учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?

—    А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь?

—    «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами». И «люби ближнего, как самого себя», — ответил тот.

1    Каверзный вопрос — вопрос, содержавши каверзу, то есть хитрость, подвох.

2    Левит у древних евреев священнослужитель низшего разряда.

3    Иерусалим — столица Иудеи.

4    Иерихбн — город, расположенный недалеко от Иерусалима

—    Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить.

Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:

—   А кто мне ближний?

Иисус в ответ сказал:

—    Шёл человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. И случилось так, что шёл той же дорогой священник, но, увидев его, перешёл на другую

сторону. Так же поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого человека, он перешёл на другую сторону. Л самарянин, который тоже путешествовал той же дорогой, натолкнулся на него и, увидев, пожалел, подошёл к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привёз в гостиницу и гам за ним ухаживал. Л па следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься

о нём, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам». Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?

—    Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот.

—    Иди и поступай так же, — сказал Иисус.

Вопросы и задания

1.    Что необычного в этой притче? Часто ли враги приходят на помощь своим недругам?

2.    Какие слова Иисуса являются в этой притче главными?

3.    Как вы думаете, знает ли самарянин Закон или он совершает добрый поступок по зову сердца?

4.    Кто выполняет божественные заповеди?

5.    Чему учит притча о добром самарянине?

6.    Почему христиане называют Иисуса добрым самарянином?

7.    Прочитайте в словаре различные определения слова милосердие и проиллюстрируйте примерами из «Притчи о добром самарянине».

8.    Встречались ли вам люди, которых можно назвать добрыми самарянзми?

9.    Посмотрите фильм «библейские притчи». Что вы дополнительно узнали из этого фильма об Иисусе Христе?

Послушайте и оцените красоту музыки И. С. Баха, которая звучит в фильме.

Автор: admin от 15-10-2014, 21:52, посмотрело: 8492