Народна Освіта » Підручники, книги » Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

НАРОДНА ОСВІТА

Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

Традиции народной живописи

Разновидностью народного искусства, популярным способом декоративного оформления предметов быта и жилья является народная роспись. Издавна украинцы расписывали печи, сундуки, посуду.

 

Позднее возникла станковая живопись, уже не связанная с бытом, в частности, прославленная петриковская роспись, а также роспись по стеклу.

Петриковская роспись возникала в удивительном по красоте и щедрости степном крае, в селе Петриковке на Днепропетровщине. Сюда издавна съезжались на ярмарку, чтобы приобрести деревянную и глиняную посуду, сундуки, музыкальные инструменты, украшенные растительным орнаментом и узорами, яркими фантастическими цветами и плодами, ажурной листвой. Из них создавали симметричные вазон», «букет») или несимметричные («веточка») композиции; использовали изображения животных и птиц.

Любуясь яркими, сочными красками на рисунках народных мастеров, мы будто ощущаем аромат трав, цветов, ягод. По мановению кисти мастера-чародея распускаются удивительные цветы, вспыхивают спелые гроздья калины, взлетают невиданные птицы, шествуют причудливые звери.

Украинские традиции народной живописи передавались из поколения в поколение. Обогащались сюжеты, приёмы петриковской росписи. Постепенно на основе народной живописи сформировалось профессиональное мастерство. К числу выдающихся мастеров народной живописи принадлежат Г. Собачко-Шоетак, Е. Белокур, М. Примаченко, М. Тимченко. Картины украинских народных мастеров поражают своеобразием воплощения природы, буйством фантазии, богатством палитры. Творить красоту, творить для людей — в этом они видели смысл своей жизни.

Уникальным композициям народной художницы Ганны Собач-ко-Шоетак присуще виртуозное владение линией, ритмом, цветом. Сюжеты её картин навеяны древними мотивами и вместе с тем созвучны современности.

Рассмотрите композиции Г. Собачко-Шостаки сделайте вывод: композиции художницы динамичны или статичны? Расскажите, какие чувства у вас вызывают эти удивительные цветы.

Яркая индивидуальность присуща творчеству Екатерины Белокур из села Богдановка на Полтавщине, замечательной представительнице украинского «наивного искусства». Художница изображала в основном цветы, нередко объединяя на одном полотне весенние и осенние. Кроме цветов в её наследии есть пейзажи и портреты. Три картины Белокур — «Царь-Колос», «Берёзка» и « Колхозное поле» — были включены в экспозицию Международной выставки в Париже (1954). Там их увидел выдающийся испанский художник Пабло Пикассо. Весь мир облетели его слова: «Если бы у нас была художница такого уровня, мы бы заставили говорить о ней весь мир!»

Какие сочетания цветов использует художница для создания в своих картинах различных настроений?

Поразмышляйте, в чём состоит оригинальность композиций Е. Белокур.

В основе творчества народной художницы Марии Примаченко — углублённое ощущение природы и мира в целом. Она с детства постоянно училась у родной полесской природы. На её картинах — удивительный мир сказочных животных, фантастических существ, цветов, птиц. Рождённые воображением гениальной художницы, они глубоко связаны с традициями украинского народного творчества. По мнению исследователей, Мария Примаченко удивитель-

ным образом объединила в своём творчестве рисунок и живопись. Это одновременно и живописная графика, и графическая живопись. Художница мечтала: «Вот если бы собрать со всей Украины народных мастеров, что за чудо они бы сотворили — цвёл бы Киев не только садами. Дом& бы улыбались людям...»

Каким образом, по вашему мнению, художница достигаетяркого «солнечного» звучания красок в цветочной композиции? Как применяет ритм? Охарактеризуйте соединение пластики линий и форм в изображении птиц и животных.

 

Народная художница Украины Марфа Тимченко стала первым лауреатом премии им. Екатерины Белокур.

Художница трепетно берегла и плодотворно развивала традиции народного творчества, обогащала их достижениями профессиональной школы декоративной живописи. В основе её творчества — глубинная связь с творческими традициями её родного села — Петриковки. В наследии художницы можно увидеть бесконечные вариации мотивов пе-триковской росписи. Цветы и птицы будто оживают в её оригинальных композициях, выполненных на бумаге, картоне, полотне, фарфоре.

Охарактеризуйте рисунок М. Тимченко (композиционное и цветовое решение, ритм, манера исполнения).

Нарисуйте композицию «Кот Баюн». Попробуйте выразить в образе котика своё отношение к домашнему любимцу. В работе над изображением используйте приёмы стилизации и традиции украинской народной живописи. Подумайте, какие изделия можно украсить этим рисунком.

СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Асимметрия — отсутствие симметрии.

Симметрия—размещение одинаковых частей целого относительно центра.

Украинское народное искусство достигло широкого признания в мире. В образах этого искусства содержатся символы природы, доброта и щедрость души украинского народа. Опыт народных мастеров нередко используют в современных дизайнерских разработках. Наследие народных художников Украины занимает одно из наиболее почётных мест среди выдающихся мастеров «наивной» живописи.

Виртуальная экскурсия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ УКРАИНСКОГО НАРОДНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Национальный музей украинского народно-декоративного искусства — один из крупнейших музеев Украины.

 

Музей был открыт в 1899 п, тогда его собрание составляло одну из частей коллекции новообразованного Городского музея древностей и искусства, переименованного в 1904г. в Киевский художественно-промышленный и научный музей. Сейчас коллекция музея насчитывает 75 тыс. произведений традиционного народного и профессионального декоративного искусства Украины от XV в. до наших дней.

Посетите Национальный музей украинского народно-декоративного искусства: http://www.Mund т. Kiev.ua/

1.    Назовите известных вам украинских народных художников.

2.    Что такое «петриковская роспись»? Откуда черпали вдохновение мастера петриковской росписи?

3.    Перечислите известные вам элементы петриковской росписи («зёрнышко», «бегунок», «колоски», «луковка», «листья», «ягодка») и отыщите их на иллюстрациях в учебнике.

4.    Сравните применение средств симметрии и асимметрии в живописных композициях и музыкальных произведениях (двухчастная, трёхчастная).

 

5.    Поясните на примере живописи, как осуществляется связь народного и профессионального искусства,

в. Проведите самостоятельное исследование на тему «наивного» искусства на материале наследия украинских мастеров и зарубежных художников Анри Руссо (Франция) и Нико Пиросмани (Грузия).

Коллективная работа. Рассмотрите образец современной украинской одежды, выполненный по мотивам творчества Марии Примаченко.

Проведите дискуссию на тему « В чём заключается самобытность украинской моды?».

 

Это статья из учебника  Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол

 

Автор: admin от 23-10-2013, 22:40, посмотрело: 6243