Народна Освіта » Історія України » Культура Руси-Украины во второй половине XI — первой половине XIII века

НАРОДНА ОСВІТА

Культура Руси-Украины во второй половине XI — первой половине XIII века

Прочитав этот параграф, вы узнаете: как развивалась культура Руси-Украины во второй половине XI — первой половине XIII в.; какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства Руси сохранились до наших дней; какую роль сыграла Русь в истории средневековой Европы.

1. Что такое политическая раздробленность? 2. Какие могущественные княжества возникли на южных землях Руси? 3. Назовите архитектурные сооружения времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого. 4. Что такое летопись, икона, мозаика?

Пя образование. Развитие научных знаний. Во второй половине XI — первой половине XIII в. на Руси продолжали развиваться государственные и церковные школы, частное обучение. В летописи

говорилось: «...Кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами».

В государственных школах обучались дети ближайшего окружения князя, чтобы воспитать грамотных государственных деятелей. Церковные школы готовили дьячков и священников.

Ведущим образовательным центром на Руси оставался Софийский собор, при котором продолжала действовать школа, основанная Ярославом Мудрым. В 1068 г. дочь князя Всеволода Ярослави-ча Янка открыла при Андреевском монастыре школу для девочек, в то время как в Западной Европе женщины вообще не получали образование. Зарождалось и частное обучение.

Существующие исторические источники свидетельствуют о широком распространении грамотности среди населения Руси. Это подтверждают берестяные грамоты, найденные преимущественно

Берестяные грамоты — надписи на березовой коре, сделанные с помощью специальных писал — заостренных металлических палочек.

 

в северных городах Руси (в Новгороде — более тысячи), граффити на стенах культовых сооружений (наиболее ценные — на стенах Софийского собора), надписи на ремесленных изделиях, предметы для письма. На территории современной Украины берестяные грамоты были обнаружены в селе Звенигород Львовской области.

Развитию образования способствовали библиотеки, которых на Руси было много (в Киеве, Чернигове, Переяславе, Галиче, Владимире и других городах). По подсчетам ученых, книжный фонд Руси составлял не менее 130—140 тыс. томов. Библиотеки существовали при соборах, монастырях, княжеских палатах, были и частные книжные собрания. Однако первая и самая большая библиотека находилась в Софии Киевской.

Для распространения книг в Киеве, Новгороде, Галиче, Чернигове, Владимире-Волынском, Переяславе, Ростове и других городах действовали центры по переписыванию книг (скриптории). На Руси возникла своеобразная отрасль ремесла. Помимо книгописцев и переплетчиков над созданием книги работали редакторы, переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры.

Из древнерусских школ и библиотек вышло много выдающихся летописцев и литераторов, богословов и философов, публицистов. Это летописцы Никон Великий, Нестор, Сильвестр, митрополиты Иларион и Клим Смолятич, епископ Кирилл Туровский, Даниил Заточник и другие.

Хотя на Руси, как и во всей Европе, не существовало такой области человеческой деятельности, как наука, люди нуждались в достоверных и точных научных знаниях. Как правило, эти знания передавались устно из поколения в поколение как профессиональные секреты мастеров определенной специальности.

Знания черпали и из книг. В основном это были переводные книги античных и средневековых авторов из различных областей знаний: истории, географии, философии, биологии, математики и т. д. Особенностью научных знаний того времени было сочетание реальных и вымышленных событий.

В письменных источниках сохранились сведения о деятельности врачей, в частности монаха Киево-Печерского монастыря Агапита. В 1076 г. Святославу Ярославичу даже была сделана хирургическая операция по удалению опухоли на шее. А внучка Владимира Мономаха Евпраксия написала медицинский трактат «Мази».

И Устное народное творчество. В народном творчестве периода второй половины XI — первой половины XIII в. прослеживаются те же тенденции, что и в предыдущие годы. Продолжают развиваться такие виды устного народного творчества, как сказания и легенды, былины, песни, колядки и щедровки, сказки, пословицы и поговорки. Из всей совокупности народных произведений, дошедших до наших дней, довольно сложно выделить образцы, относящиеся именно к этому периоду, так как на произведения раннего периода наслаиваются более поздние сюжеты. Например,

в языческих по сути колядках, щедровках, сказках появляются христианские мотивы.

В народном творчестве данного периода следует выделить дружинный эпос, в котором были воспеты победы князя и его дружины. Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Под именем былинного персонажа Владимира Красное Солнышко уже следует понимать Владимира Мономаха, в отличие от предыдущего периода, когда этим же именем называли крестителя Руси Владимира Великого.

Немало сказок посвящено борьбе героев со злыми силами.

 

 

Ко второй половине XI — первой половине XIII в. относятся сказки о змее Горыныче. Летописец неоднократно называет половецкого хана Тугоркана «змиевичем», а повествуя о победе русичей в 1103 г. над половцами, говорит, что Владимир Мономах «сокрушил головы змиям». Таким образом, ученые считают змея Горыныча собирательным образом половцев.

 

Книжные памятники. Летописание. Как вы уже знаете, книжная культура Руси формировалась по византийским и болгарским канонам. Расцвет собственной литературы приходится на период второй половины XI — первой половины XIII в.

 

До настоящего времени сохранилась лишь небольшая часть творческого наследия той эпохи.

 

Самой древней книгой на Руси считается Остромирово Евангелие, созданное в 1056— 1057 гг. в Киеве дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Этот памятник имеет огромное художественное значение благодаря своему богатому оформлению.

Своеобразной энциклопедией различных знаний тех времен были «Изборники» — собрания различных по тематике произведений преимущественно византийских ученых. В них авторы объясняют некоторые сложные для понимания библейские сюжеты, а также поучают и дают наставления. В «Изборнике» 1076 г. значительное внимание уделяется правилам, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Здесь впервые затрагивается вопрос о противостоянии между бедными и богатыми, и автор призывает следовать принципам христианской морали, проповедуя всеобщую любовь и всепрощение.

Жемчужиной древнерусской художественной литературы по праву считается «Слово о полку Игореве». Главная идея произведения — призыв к единству русских князей в борьбе с внешней опасностью.

Важный исторический материал содержит составленный в начале XIII в. «Киево-Печерский патерик» — сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря. Так, в нем есть интересная информация о строительстве Успенской церкви Печерского монастыря, живописце Алимпие и о жизни Киева того времени.

Наиболее оригинальной формой древнерусской литературы были летописи. Традиции летописания сложились в Киеве, но со временем распространились на все регионы Руси. Летописи Руси стали одним из наиболее характерных историко-литературных явлений Средне-

вековья. В отличие от европейских хроник, они создавались на родном языке, что делало их популярными. Их читали и переписывали в течение нескольких столетий, благодаря чему они сохранились до наших дней. Авторами летописей были монахи, священники, игумены придворных монастырей, приближенные князей и сами князья. Практически все летописи в своей основе имеют общий киевский летописный свод, известный под названием «Повесть временных лет» (конец XI — начало XII в.). Предположительно датой окончания написания «Повести...» считается 1113 г. В середине XII в. летопись распадается на ряд хроник о местных событиях.

Свою главную задачу летописец определил в названии: рассказать потомкам, «откуда есть пошла Земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская Земля стала». Летописец рассказывает, как возникли славянские племена и города, как появились на Руси первые князья, сложилось и развивалось государство, повествует о героической борьбе наших предков с врагами. Летопись представляет и художественную ценность как литературное произведение, написанное совершенным стилем и преисполненное патриотического пафоса.

Продолжением «Повести.» является Киевский летописный свод конца XII в. Составленный игуменом Моисеем в Выдубицком монастыре, он представляет собой собрание летописей, написанных разными авторами и для разных князей. В Киевском своде нашли

 

отражение летописные традиции Чернигова, Владимира-Волынского и Галича. К произведениям мемуарного жанра относится «Поучение детям» Владимира Мономаха.

Архитектура. Во времена Ярославичей и Владимира Мономаха

на Руси продолжает развиваться архитектура. Архитектурный вид городов и сел по-прежнему определялся деревянными богато украшенными зданиями. Из дерева строили укрепления городов и возводили храмы. В летописи говорится о том, что в начале XII в. в Киеве существовало не менее 600 деревянных храмов. Однако главные храмы строили из кирпича и камня.

Со второй половины XI в. наблюдается настоящий подъем монументального строительства. Образцовым в этом плане сооружением считается Успенский собор Киево-Печерской лавры (1078 г.). Во второй половине XI — начале XII в. в Киеве были построены соборы Дмитриевского, Михайловского Златоверхого, Выдубицко-го, Кловского монастырей. В этот период получает распространение новый тип монастырского храма — шестистолпное строение с одним куполом.

 

 

С принятием христианства Киевская держава приобщилась к восточноевропейской христианской цивилизации. Церковь стала играть ведущую роль в развитии культуры и духовной жизни Руси, центрами которых были монастыри. В них работали переписчики книг, художники, учителя, действовали больницы, иконописные и другие мастерские.

 

Начиная с 30-х гг. XII в. архитектура Руси приобретает новые черты. Это было связано с усилением политической роли удельных княжеств и развитием их столиц. Растет число сооружений, но умень-

 

шаются их размеры; упрощаются и архитектурные формы. Шестистолпные строения постепенно вытесняют четырехстолпные. Изменяется техника кладки стен. Формируется ряд архитектурных школ — киевская, черниговская, переяславская, объединенных общим стилевым направлением. Характерные памятники этого периода — храм Федоровского монастыря (1131 г.), церковь Богородицы Пирогощи (1132 г.), Кирилловская (1146 г.) и Васильевская (1183 г.) церкви в Киеве, Юрьевская церковь (1144 г.) в Каневе, Борисоглебский (1128 г.) и Успенский (40-е гг. XII в.) храмы в Чернигове.

Формируется и собственная галицкая архитектурная школа, которая многое заимствует из западноевропейской архитектуры: колонны, углубления в стенах, витражи и т. д.

В конце XII — начале XIII в. внешние формы монументальных сооружений снова усложняются, получают распространение более высокие конструкции. Новый архитектурный стиль ярче всего проявился на примере Пятницкой церкви в Чернигове.

 

 

 

Искусство. С архитектурой церквей тесно связана монументальная живопись, представленная мозаиками и фресками.

Мозаиками были украшены храмы Михайловского Златоверхого монастыря и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Мозаика этих храмов по композиционной схеме напоминала Софийский собор. Одеако в XX в. храмы были разрушены, и поэтому многие произведения древнего искусства безвозвратно утрачены. Хотя кое-что все же удалось спасти. В Михайловском храме сохранились композиция «Евхаристия», изображения Дмитрия Солунского, Стефана и Фаддея. Мозаики Михайловского Златоверхого собора насыщены яркими цветами, отличаются четкими линиями, динамичностью, а их персонажи наделены индивидуальными чертами.

С начала XII в. храмы украшают преимущественно фресками, которые по своему стилю исполнения напоминают мозаики. Во фресковой живописи прослеживаются изменения: изображения обретают тонкие линии, фигуры становятся более динамичными, краски — яркими.

 

 

Наиболее интересны фрески Кирилловской церкви, церкви Спаса на Берестове.

Выдающимся достижением искусства Руси является иконопись. Икона — это не просто картина. Это предмет религиозного культа, перед которым верующий человек возносит молитву Иисусу Христу, Богоматери, святым. На иконах изображен, как правило, один образ.

Композиция иконы «Благовещение» (XII в.) построена на сопоставлении двух фигур — архангела Гавриила и девы Марии. Мария, склонив голову в сторону Гавриила, будто вслушивается в его слова. Правая рука архангела устремлена к Марии, а пытливый взгляд его больших глаз прикован к ее лицу. Это взаимонаправленное движение концентрирует внимание на композиционном и в то же время содержательном центре иконы — руке архангела, тонкие пальцы которого словно застыли в благословляющем жесте. Безупречные пропорции фигур очерчены легкими плавными линиями. Архангел на иконе олицетворяет образ внеземной красоты. Его золотые волосы подчеркивают утонченность черт лица. Тщательно прорисованные крылья будто создают ореол вокруг его тела, облаченного в светлые одежды. Архангел изображен красками, которые говорят о его внеземном происхождении: мы находим оттенки желтого, коричневого, красного, зеленого цветов. дева Мария написана в «земных» синих и пурпурных тонах. Их объединяет золотой фон, который подчеркивает божественный смысл изображенного.

Икон времен Руси сохранилось очень мало. Каждая из них является высокодуховным произведением искусства мирового значения.

Украинские ученые доказали, что все иконы этого периода написаны в Киеве. Стиль выполнения киевских икон напоминает мозаику и фрески. Все они отличаются большими размерами, что также объединяет их с монументальным искусством.

Выдающимся живописцем Руси был Алипий (Алимпий, Олимпий) Печерский (ок. 1050—1114). Живописи он учился у византийских мастеров, которые работали над украшением храмов Киева. Алипий участвовал в росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Со временем он стал монахом и прославился написанием икон, некоторые из них считаются чудотворными. По преданию, именно Алипий выполнял мозаичные работы для Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

На Руси развивалась книжная миниатюра. Она была неотъемлемой составляющей искусства рукописной книги. Говоря современным языком, миниатюра — это иллюстрация к книге. Самые древние миниатюры, сохранившиеся со времен Руси, включены в Остромирово Евангелие. Здесь на отдельных листах размещены три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художнику, который придерживался всех канонов того времени, удалось создать яркие психологические образы. Все линии выполнены золотом, а фон заполнен яркими красками. Это напоминает перегородчатую эмаль ювелиров Руси. Миниатюры обрамлены орнаментами, подобными тем, которые можно увидеть в Софийском соборе Киева.

 

Свидетельством высокого мастерства книжного письма и иллюстрирования является также «Изборник» 1073 г., созданный для великих киевских князей Изяслава и Святослава Ярославичей. Книга начинается красочным разворотом, на левой стороне которого изображен князь Святослав с семьей — первый групповой портрет реальных людей в древнерусском искусстве, на правой —

Спас на престоле. На третьем листе изображен трехглавый храм, украшенный орнаментом, далее — четыре портретные миниатюры.

Особое внимание привлекают миниатюры Радзивилловской летописи начала XV в., являющейся копией Владимирского летописного свода 1206 г. Книга содержит 618 цветных миниатюр, иллюстрирующих события времен Руси.

Рисунки, выполненные в произвольной манере, содержат ценные сведения об архитектурных сооружениях Руси, одежде, оружии, предметах домашнего обихода. В них отражены со-

бытия, происходившие в течение трех веков: поход русичей на Царьград (Константинополь), строительство Софийского собора, восстание киевлян в 1068 и 1147 гг., битвы с кочевниками, княжеские междоусобицы и т. д.

В XIII в. появляется вязь — особое декоративное письмо, которое использовалось в рукописях, на фресках, иконах и т. д.

Также была распространена резьба по камню. Ею украшали преимущественно наружные части храмов. Сохранилось несколько резных шиферных плит Спасского собора Чернигова, Михайловского Златоверхого собора и Печерского монастыря. На них высечены орнаменты, изображения «святых воинов», античные и библейские сюжеты. Выдающимся достижением древнерусских резчиков являются небольшие каменные иконы. Чаще всего на них были изображены первые русские святые Борис и Глеб, а также Дмитрий Со-лунский, Богородица, Спас, Святой Николай.

Высокого уровня развития на Руси достигло прикладное искусство. Его особенностью было сочетание элементов языческой и христианской символики. Прикладное искусство представлено ювелирными изделиями, декорированием предметов быта, оружия, резьбой по кости.

В XI—XIII вв. продолжали развиваться ювелирные техники русских мастеров — перегородчатая эмаль, зернь и чернь.

 

 

К шедеврам ювелирного искусства относится золотая диадема, найденная у села Сахновка Черкасской области в 1900 г. диадема была частью княжеской парадной одежды и состояла из девяти золотых пластин. На центральной пластине белой, синей, зеленой, красной и желтой эмалью изображен человек с короной на голове и два мифических существа. Считается, что это Александр Македонский, взмывающий в небо на колеснице, запряженной грифонами.

 

Техника зерни предусматривала напаивание на изделие небольших золотых шариков, образующих определенный орнамент.

Лучшими изделиями, изготовленными в технике черни в XII— XIII вв., являются широкие пластинчатые браслеты-наручи из серебра. На их створках, разделенных на несколько частей, изображали фантастических зверей и птиц, цветы, растительные плетения, сюжетные композиции с языческой символикой и т. д. Сюжетные изображения на браслетах-наручах напоминают сцены на башнях Софии Киевской.

Резьба по дереву и кости также была распространенным видом художественного ремесла на Руси. Ею украшали деревянные жилища, вещи домашнего обихода, ладьи, сани и др. Резьба была плоская, орнамент — геометрический, иногда растительно-геометрический.

Древнерусские мастера — резчики по кости получили международное признание. Их изделия были известны во всех странах Европы. Особой популярностью пользовались резные сундучки, иконы, рукояти ножей, зеркал, ложки, шахматы и шашки.

□6 киевская держава (Русь-Украина) в истории Европы. Русь внесла огромный вклад в политическую, экономическую, общественную и культурную жизнь Средневековья. От военных столкновений с соседними странами Киевская держава постепенно перешла к равноправному участию в политической жизни Европы и Ближнего Востока. Русь играла важную роль в межгосударственных отношениях в Восточной Европе тех времен.

Киевские князья заключали договоры с Византией и Священной Римской империей, Польшей и Венгрией, Литвой и ятвягами, иногда скрепляя их династическими браками, что было нормой международных отношений в Средневековье. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией, Византией.

Большой международный авторитет и военная мощь государства сочетались с высоким уровнем экономического развития. Наряду с развитием земледелия и скотоводства, ремесел и промыслов важное место занимали международные торговые связи Руси. Через ее территорию проходил главный торговый путь «из варяг в греки». Русские купцы были известны всему миру. Киев оставался признанным центром международной торговли. Иностранные купцы торговали в русских городах.

Как считают ученые, по уровню развития городов и торговли в X—XI вв. Русь даже опережала страны Западной Европы.

Следует обратить внимание на веротерпимость, свойственную населению Руси. В частности, во многих русских городах жили колонии евреев, немцев, поляков, армян, варягов и других народов.

Жители Руси создали богатую духовную и материальную культуру. Своеобразная и неповторимая, она вобрала в себя лучшие достижения Запада и Востока и вместе с тем оказывала существенное влияние на культурное развитие стран мира. Далеко за пределами своей родины были известны древнерусские ювелиры, иконописцы, оружейники и другие мастера.

П! Выводы. Хотя со времен Руси до нас дошла лишь малая часть культурного наследия, все же по этим образцам можно судить о высоком уровне развития культуры того периода.

Под влиянием христианства на Руси появились новые виды искусства: строительство каменных христианских храмов, монументальная живопись — фрески и мозаики, иконопись и книжная миниатюра.

Литература времен Руси подарила произведения мирового значения («Слово о полку Игореве» и др.).

В XI—XIII вв. достигли расцвета техники русских ювелирных мастеров — перегородчатая эмаль, зернь и чернь.

1056—1057 гг.

создание Остромирова Евангелия.

1068 г.

дочь князя Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре школу для девочек.

1078 г.

строительство Успенского собора Киево-Печерской лавры.

1108 г.

строительство Михайловского златоверхого собора в Киеве.

1113 г.

вероятная дата завершения создания «Повести временных лет».

Вопросы и задания

1. Где на Руси можно было получить образование? 2. Кто и когда основал на Руси первую школу для девочек? 3. Назовите основные книжные памятники Руси второй половины XI — начала XIII в. 4. Как называется главный летописный свод Руси, ставший основой для всех последующих? 5. Назовите выдающиеся памятники архитектуры Руси второй половины XI — начала XIII в., сохранившиеся до наших дней. 6. Какие техники использовали ювелирные мастера Руси?

7. О чем свидетельствуют находки берестяных грамот, предметов быта с надписями? 8. Какой памятник архитектуры можно считать символом этого периода в истории Руси? 9. Опишите один из памятников культуры Руси второй половины XI — начала XIII в. 10. Составьте план ответа по теме «Искусство Киевской державы (Руси-Украины) второй половины XI — начала XIII в.». 11. Определите основные особенности культуры Руси второй половины XI — начала XIII в. 12. Определите, что нового появилось в культуре Руси в сравнении с предыдущим периодом.

+ 13. Чем были обусловлены изменения в храмовом строительстве во второй половине XI — первой половине XIII в.? 14. Что объединяет различные жанры искусства Киевской державы (Руси-Украины)?

Практическое занятие «"Поучение детям" Владимира Мономаха — кодекс наставлений княжеской семьи»

Цель: ознакомиться с выдающимся литературным произведением Киевского государства, дать ему оценку как историческому источнику.

Задание для подготовки к практическому занятию: используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, узнайте об истории создания «Поучения детям».

Ход занятия

1. Ознакомьтесь с предложенным материалом.

1) Прочитайте текст.

Владимир Мономах оставил о себе память не только как о талантливом полководце и дальновидном государственном деятеле, но и как выдающемся писателе своего времени. Его перу принадлежит высокохудожественное литературно-публицистическое произведение «Поучение».

Под одним названием в «Поучении» объединены несколько отдельных литературных произведения: «Поучение детям» Моно-маха, его жизнеописание, письмо к двоюродному брату князю Олегу Святославичу (Гориславичу). Наиболее интересным в собрании является «Поучение детям». В нем старый князь вспоминает прошлое, описывает военные походы и не боится говорить об ошибках, которые совершил на своем долгом жизненном пути. Произведение пронизано нотками скорби. Это, вероятно, объясняется тем, что Мономах понимал недосягаемость того морального и политического идеала, к которому стремился. Реалии того времени вынуждали князя участвовать в междоусобицах, поступаться своими принципами. Однако Мономах пытается предостеречь потомков от повторения его ошибок.

Осознавая, что сыновьям предстоит управлять княжествами, он хотел дать им ценные советы. Прежде всего князь призывал придерживаться христианских ценностей, оставаться милосердными и ценить жизнь.

Мономах учил сыновей заботиться о родной земле и своих подданных. Будучи мудрым человеком, Владимир Мономах стремился убедить их в важности образования: «А когда хорошо что-то умеете — того не забывайте, а чего не умеете — то тому учитесь... Леность же — всему [плохому] мать: что [человек] умеет — то забудет, а чего ж не умеет — то тому не научится».

2) Прочитайте отрывок из исторического документа.

Из «Поучения детям» Владимира Мономаха

...И это слабого ума моего поучение. Послушайте меня, если не все примите, то хотя бы половину. Всего же паче убогих не забывайте, но по силе возможностей своих кормите, заботьтесь о сироте, и вдовицу сами поддержите, и не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте [и] не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, а души не губите никого из христиан.

.Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме.

.Старых чтите, как отца, а молодых — как братьев. В доме своем не ленитесь, а за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни сну.

.Нездорового посетите, за мертвецом идите, потому что все мы смертные есть. И не пройдите мимо человека, не поздоровавшись с ним, доброе слово ему молвите.

1. С какой целью было написано это произведение? 2. Чему учил своих детей Владимир Мономах? 3. Почему именно такими хотел видеть сыновей Владимир? 4. Какие слова князя не утратили своей актуальности и сегодня?

2. Сформулируйте выводы согласно цели работы, ответив на вопросы.

1) Какая мысль была ведущей в произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха?

2) Что хотел донести князь своим потомкам?

3) Какую историческую информацию можно почерпнуть из произведения?

обобщение по разделу «киевская держава (Русь-Украина) во второй половине XI — первой половине XIII в.»

1. Объясните значение понятий и терминов: княжеский съезд, вотчина, вече, политическая раздробленность, феодальная раздробленность, удельное княжество, междоусобные войны, династия, престолонаследование, летопись, монументальная живопись.

2. Определите роль княжеских съездов в истории Руси.

3. Составьте исторический портрет князя Владимира Мономаха.

4. Прекратила ли свое существование Русь с появлением самостоятельных княжеств? Свое мнение обоснуйте.

5. Выполните задания по исторической карте.

1) Покажите, с какими государствами граничила Русь во второй половине XI — начале XIII в.

2) Покажите на карте княжества, образовавшиеся на территории Руси в начале XIII в.

3) Определите главные политические и культурные центры Руси в период раздробленности.

4) Определите, происходили ли территориальные изменения Руси во второй половине XI — начале XIII в.

5) Покажите княжества, которые подвергались опустошительным набегам половцев.

6) Покажите города, где происходили княжеские съезды.

6. Почему в период раздробленности велась острая борьба отдельных князей за киевский престол?

7. Какова роль половцев в истории Руси? Можно ли говорить только об их негативном влиянии?

8. Как можно оценить период правления Ярославичей в истории Руси?

9. Составьте сравнительную характеристику периодов правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха по самостоятельно выбранным критериям.

10. Сравните события, произошедшие на Руси после смерти Ярослава Мудрого, с событиями во Франкской империи после смерти Карла Великого. Назовите причины упадка этих государств. Определите общее и различное в их развитии.

тематическое оценивание по разделу «киевская держава (Русь-Украина) во второй половине XI — первой половине XIII в.»

1. Киевский князь Владимир Всеволодович известен как

А Великий Б Мудрый

В Мономах Г Окаянный

2. После смерти Ярослава Мудрого образовали триумвират А Вячеслав, Владимир, Олег

Б Святополк, Ярослав, Мстислав В Изяслав, Всеволод, Святослав Г Роман, Данило, Василько

3. В каком году состоялся Любечский съезд князей?

А 1068 г. Б 1072 г.

В 1086 г. Г 1097 г.

4. Какой город в XII — первой половине XIII в. находился в центре противостояния князей, стремившихся установить свое превосходство на Руси?

А Киев Б Галич

В Владимир Г Переяслав

5. Великим киевским князем по приглашению народного веча стал

А Владимир Великий Б Ярослав Мудрый

В Владимир Мономах Г Мстислав Великий

6. Политическая раздробленность Киевского государства в XII — первой половине XIII в. вызвала

А рост могущества отдельных удельных княжеств Б подъем Киева как хозяйственного центра В падение роли вотчинного землевладения Г упадок городской жизни и торговли

7. Какое из перечисленных положений было одной из причин раздробленности Киевского государства?

А рост влияния на политику князей народного веча Б развитие и рост вотчинного землевладения В монгольское нашествие и установление золотоордынского господства

Г введение христианства как государственной религии

8. Деятельность князя Ярослава Осмомысла способствовала подъему А Волынского княжества

Б Киевского княжества В Переяславского княжества Г Галицкого княжества

9. В каком из отрывков приведено одно из решений Любечского съезда князей?

А «Если не появится кто завтра на реке — богатый, или убогий, или старец, или раб, — то мне тот противником будет» Б «Отныне соединимся в одно сердце и будем беречь Русскую землю. Каждый пусть держит вотчину свою»

В «Кто убьет княжеского человека... а община убийцу не ищет, то виру за него 80 гривен платить той общине»

Г «.кто хочет верить волхву — пусть идет за ним, а кто верует во Христа — пусть идет к нему»

10. Прочитайте отрывок из исторического документа и дайте ответ на вопрос.

«Пришли иноплеменники на Русскую землю. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на реку Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог врагов за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы».

С кем сошлись в битве русские князья?

А с хазарами Б с печенегами

В с монголами Г с половцами

11. Установите соответствие между событиями и именами князей.

1

Инициировал Любечский съезд

А

Владимир Мономах

 

князей

Б

Ярослав Осмомысл

2

Образовал Галицко-Волынское

В

Роман Мстиславич

 

государство

Г

Данило Романович

3

Признал власть Золотой Орды

Д

Юрий I Львович

4

Основал Галицкую православную митрополию

   

12. Установите последовательность событий.

А Первое упоминание названия «Украина» в письменных источниках

Б Образование Галицкого княжества В Любечский съезд князей

Г Разорение Киева князем Андреем Боголюбским

 

Это материал учебника История Украины за 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Категорія: Історія України

Автор: admin от 15-01-2017, 00:03, Переглядів: 10592