Народна Освіта » Історія України » Культура Руси-Украины

НАРОДНА ОСВІТА

Культура Руси-Украины

Прочитав этот параграф, вы узнаете: о возникновении восточнославянской письменности и развитии украинского языка; как развивались устное народное и музыкальное творчество; о достижениях архитектуры и изобразительного искусства; что такое «кириллица», «церковнославянский язык» «былины», «скоморохи», «архитектура», «фреска», «мозаика», «икона», «иконопись».

1. Когда и как было введено христианство на Руси? 2. Какие народные сказки, легенды и былины времен Руси вы знаете? 3. Какие архитектурные памятники Руси, сохранившиеся до наших дней, вы можете назвать?

Возникновение восточнославянской письменности. Школы. Появление собственной письменности имело очень важное значение для развития восточнославянского сообщества. Сохранились сведения о том, что в XI в. у восточных славян была своя письменность,

или «руськие письмена». Так, в сочинении «Сказание о письменах» болгарского монаха и книжника, известного под именем Черноризца Храбра (IX—X вв.), упоминается, что до принятия христианства славяне пользовались для письма «чертами и резами». Славянский просветитель Кирилл Солунский сообщал, что в начале 60-х гг. IX в. он видел в Херсонесе писанные «руськими письменами» Евангелие и Псалтырь.

После введения христианства на Руси Кирилл и его брат Мефодий создали славянскую азбуку, которую впоследствии назвали кириллицей. В это же время возник церковнославянский (или старославянский) язык, ставший церковным и книжным языком. Вместе с тем в повседневной жизни использовался живой народный язык.

 

 

 

Кириллица — славянская азбука. Названа по имени славянского просветителя Кирилла, который вместе с братом создал первую славянскую азбуку из 38 букв (глаголицу); его ученики усовершенствовали азбуку и назвали ее кириллицей. Она состояла из 43 букв (но была и более короткая азбука — из 27—32 букв). Кириллица стала основой для современных славянских систем письменности: белорусской, болгарской, русской, сербской, украинской и т. д.

 

В период правления Владимира в Киеве для княжеских и боярских детей была открыта первая школа. Князь Ярослав Мудрый основал школу, где учились 300 детей старост и священников. Основу образования составляли богословие, философия, риторика и грамматика. Изучали на Руси и иностранные языки. На нескольких языках говорил Ярослав Мудрый, а его сын Всеволод самостоятельно освоил пять иностранных языков.

Центрами образования на Руси были церкви и монастыри, которые также способствовали развитию литературы и искусства.

 

 

Былина — древнерусская эпическая песня-сказание о знаменательных событиях из жизни народа и героических подвигах богатырей.

 

И2 Устное народное и музыкальное творчество. Духовная жизнь восточных славян отображена в устном народном и музыкальном творчестве времен Руси. Устное народное творчество этого периода весьма разнообразно: былины, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки. В былинах воспевались военные победы киевских князей и их дружин. К самым древним относится группа былин о князе Владимире Красное Солнышко, который с богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем защищал Русь от врагов. Интересную информацию можно почерпнуть из легенд.

К самым древним восточнославянским народным песням, возникшим еще в дохристианские времена, относятся обрядовые. Они были связаны с празднованием наступления весны и нового года, праздниками урожая и солнца, обрядами свадьбы и похорон.

Загадки, пословицы и поговорки в краткой и остроумной форме передают жизненный опыт и мудрость народа.

В эпоху Руси возникли известные всем сказки о Бабе-Яге, Змее Горыныче, Кирилле Кожемяке, Котигорошке и др. В них русичи отражали свои взгляды на добро и зло, правду и несправедливость.

Народные сказки могут быть источником информации о реальных исторических событиях. Например, в сюжете сказки «Летучий корабль» можно найти много общего с рассказом в «Повести временных лет» о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа.

Имена героев сказок часто помогают понять, как относились к их поступкам русичи. Так, имя известного сказочного персонажа Кощея Бессмертного происходит от русского слова «кощей», которое на Руси означало «кочевник».

Существует немало свидетельств о том, что на Руси было хорошо развито музыкальное творчество. Упоминания о нем есть в летописях, на фресках Софийского собора в Киеве. Были распространены песни, танцы, игра на музыкальных инструментах — гуслях, свирелях, гудках и бубнах. На одной из стен Софийского собора в Киеве изображен целый ансамбль из семи исполнителей. На городских площадях и в княжеских дворцах выступали скоморохи. Однако после введения христианства церковь начала осуждать и преследовать скоморохов, связывая их деятельность с пережитками язычества.

Православная церковь способствовала распространению на Руси хорового пения, стала известна нотная система. Обучение пению было одним из обязательных школьных предметов того времени.

Н3 Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Археологические находки и летописи свидетельствуют о высоком уровне развития архитектуры на Руси. Так, каждый из великих русских «градов» имел довольно сложную для своего времени систему обо-

 

Скоморохи — странствующие средневековые актеры и музыканты на Руси, обычно ряженые (маски, костюмы). Архитектура — искусство проектирования, сооружения и художественного оформления зданий.

 

ронительных укреплений. Она состояла из валов, насыпанных на деревянные клети и окруженных глубоким рвом. На валах возводились деревянные стены с башнями.

Первым каменным церковным сооружением Руси считается Десятинная церковь, построенная на Старокиевской горе в конце X в. Она стала лучшим строением «города Владимира». Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что это был большой храм, внутреннее пространство которого перекрывалось сводами в форме креста, а летопись сообщает, что у него было много куполов. Пол был украшен мозаикой из цветного мрамора необычайной красоты, а стены расписаны фресками.

На стенах церквей часто изображались граффити — разнообразные надписи и рисунки.

В Киеве также были найдены остатки двух княжеских дворцов с продольными фасадными галереями, построенных в конце X — начале XI в.

 

Граффити — старинные надписи и рисунки различного содержания, выполненные острыми предметами на посуде, стенах и т. д.

Икона — в православии и католицизме живописное, мозаичное или рельефное изображение Христа, Богородицы, святых и событий из Священного Писания, которому поклоняются верующие.

Мозаика — изображение или узор, выполненное из отдельных, плотно прилегающих друг к другу и закрепленных на специальном растворе разноцветных кусочков стекла, мрамора, камешков и др.

Фреска — картина, написанная водными красками по свежей сырой штукатурке.

 

Настоящим шедевром архитектуры Руси считается Софийский собор в Киеве, основанный в 1037 г. Это был величественный крестово-купольный храм, состоявший внутри из пяти нефов — продольных пространств между рядами колонн. С севера, запада и юга его окружал двойной ряд галерей. Собор был увенчан 13 куполами.

 

 

Мозаики и фрески поражают разнообразием образов Софийского собора. На самых видных местах в храме были расположены мозаики Христа Пантократора (Вседержителя) и Марии Оран-ты (Богоматери-Заступницы).

В мозаиках Софийского собора русские мастера использовали смальту (цветное стекло) 177 оттенков. Около 3000 м2 в соборе занимают фрески. Особенностью Софийского собора стало то, что его украшают одновременно мозаики и фрески: по византийской традиции их не совмещали в одном храме.

Вокруг Софийского собора в честь святых защитников князя Ярослава Мудрого и его жены Ингигерды были основаны монастыри с храмами Георгия и Ирины.

По образцу Софийского собора были возведены одноименные соборы в городах Полоцк и Новгород.

В X — начале XI в. в строительстве храмов Руси преобладали византийские традиции. Их можно разглядеть в зданиях Десятинной церкви в Киеве и Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1031—1036 гг.). Возведение Софийского собора стало своеобразной переходной чертой и ознаменовало появление новых славянских традиций в архитектуре Руси.

К ярким и неповторимым явлениям изобразительного искусства Руси, кроме мозаик и фресок, относится иконопись.

Сначала иконы завозили из Византии и Болгарии, но со временем на Руси сформировались

местные традиции иконописи. Русские мастера всегда придерживались византийского канона (твердо установленного правила, которое служило образцом) иконописи, который охраняла православная церковь, но никогда не копировали византийские иконы. На Руси иконы писали на досках.

О! Выводы. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства. После крещения Руси князем Владимиром существующая система письма стала вытесняться кириллицей.

К важным достижениям культуры Руси относится ее устное народное и музыкальное творчество. В нем усматривают истоки современного украинского фольклора.

Архитектура и изобразительное искусство Руси достигли высокого уровня развития. Русские зодчие и художники в своем творчестве использовали опыт византийских мастеров, развивая и совершенствуя их творческие приемы.

XI — конец XIII в.

 

завершающий период формирования украинского языка.

Вопросы и задания

1. К какому веку относятся первые упоминания о письменности у восточных славян? 2. Что такое кириллица? 3. В период правления какого князя на Руси была открыта первая школа для княжеских и боярских детей? 4. О чем рассказывали русские былины? 5. Кто такие скоморохи? 6. Как называлась первая каменная церковь на Руси? 7. Что такое мозаика? 8. Что такое фреска?

9. Как возникла восточнославянская письменность? 10. Какую роль в изучении духовной жизни Руси играет устное народное и музыкальное творчество? 11. Охарактеризуйте развитие русской архитектуры и изобразительного искусства.

12. Составьте таблицу «Культурные достижения Руси» (в тетради).

 

13. Используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, подготовьте сообщение на тему «София Киевская — жемчужина архитектуры Руси».

1. Составьте перечень событий истории Руси конца X — первой половины XI в., которые вы считаете наиболее важными. Обоснуйте свой выбор.

2. Объясните значение понятий и терминов: христианство, священник, митрополит, монастырь, монах, граффити, мозаика, фреска, икона, сословия, бояре, церковнославянский язык, былина, «Змиевы валы», брачная дипломатия, «Русская правда».

3. Какое значение для Руси имело введение христианства?

4. Раскройте роль княжеской власти в государственной жизни Руси конца X — первой половины XI в.

5. Как вы считаете, на основании чего можно утверждать, что культура Руси достигла высокого уровня развития?

6. Выполните задания по исторической карте.

1) Как изменилась территория Руси в конце X — первой половине XI в. по сравнению с предыдущим периодом ее развития?

2) Назовите территории, присоединенные к Руси в период княжения Владимира и Ярослава.

3) Покажите на карте основные походы Владимира и Ярослава.

7. Назовите годы правления князей Владимира и Ярослава. Сравните их внутреннюю и внешнюю политику. Определите ее значение и последствия.

8. Составьте характеристики Владимира и Ярослава как личностей и исторических деятелей.

9. Приведите факты, подтверждающие мнение, что в период княжения Владимира и Ярослава Русь достигла своего расцвета.

10. Почему на Руси в письменной речи использовали древнеболгарский язык?

11. Как пришли к власти князья Владимир и Ярослав? Чем была обусловлена их острая борьба за власть?

12. Благодаря чему борьба Владимира и Ярослава с печенегами завершилась победой?

1. Что было общим во внешней политике Владимира Великого и Ярослава Мудрого?

А походы на Константинополь Б борьба за червенские города В приглашение миссионеров из Рима Г отпор агрессии варягов

2. Какие кочевые племена нападали на южные рубежи Руси в период правления князя Владимира Великого?

А хазары Б печенеги В половцы Г монголы

3. В каком году великий князь Владимир крестил Русь?

А 862 г. Б 882 г.

В 911 г. Г 988 г.

4. Территории каких племенных союзов славян вошли в состав Руси в период княжения Владимира Великого и Ярослава Мудрого?

А тиверцев и уличей Б волынян и белых хорватов В северян и древлян Г полян и вятичей

5. Что помешало Ярославу Мудрому занять престол великого князя киевского сразу после смерти отца?

А отсутствие его имени в завещании отца Б начало массовых набегов печенегов на Русь В война с варягами за контроль над торговым путем «из варяг в греки»

Г борьба с братьями за право княжения

6. Что было введено в период правления великого князя Ярослава Мудрого?

А христианство как государственная религия Руси Б писаный сборник древнерусских законов В система сбора дани с подвластных племен — полюдье Г традиция созыва съездов (снемов) русских князей

7. Благодаря каким обстоятельствам великий киевский князь Ярослав Мудрый в 1036 г. «стал единовластным правителем Русской земли»?

А наследование земель Мстислава Владимировича Б создание свода законов «Русская правда»

В основание Киево-Печерского монастыря Г победа над печенегами в битве под Киевом

8. При каком князе Русь начала чеканить собственную монету?

А Олег Б Святослав

В Ярослав Мудрый Г Владимир Великий

9. «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве, убивая братьев своих...» — отрывок из источника оправдывает вступление в междоусобную борьбу за киевский престол князя

А Владимира Великого Б Ярослава Мудрого

В Владимира Мономаха Г Святослава Игоревича

10. Дочери какого киевского князя писал такое письмо Папа Римский Николай II: «Слух о ваших добродетелях, прекрасная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве [Франции] свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом»?

А Святослава Б Владимира Великого

В Ярослава Мудрого Г Владимира Мономаха

11. Установите соответствие между событиями и их последствиями.

1

Присоединение кня-

А

Распространение власти киев-

 

зьями Владимиром

 

ского князя на племя вятичей,

 

и Ярославом червен-

 

образование Тмутараканского

 

ских городов

 

княжества

2

Первый Балканский

Б

Распространение власти киев-

 

поход князя Свято-

 

ского князя на племена волы-

 

слава

 

нян и белых хорватов

3

Разгром князем Свя-

В

Распространение власти киев-

 

тославом Хазарского

 

ского князя на племена ули-

 

каганата

 

чей и тиверцев

4

Поход новгородского

Г

Объединение Северной и Юж-

 

князя Олега на Киев

 

ной Руси

   

Д

Объединение полян, древлян

     

и северян под властью киев-

     

ского князя

12. Установите последовательность событий становления Руси.

А «...Пошел... [он] на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, беря дань с греков.»

Б «Жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта. по смерти своего мужа прибыла в Константинополь. Крещенная. она была достойно почтена»

В «.И великий князь наш Игорь, и князья, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, и к Константину, и к Стефану, к великим царям греческим заключить союз любви с самими царями, и со всем боярством, и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит.»

Г «.мы, [мужи] от народа русского. посланные от Олега, великого князя русского. к вам, Льву, Александру и Константину, великим по воле божьей самодержцам, царям греческим.»

 

 

Это материал учебника История Украины за 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Категорія: Історія України

Автор: admin от 15-01-2017, 00:01, Переглядів: 2316