Народна Освіта » Світова література » «Правда - воздух, без которого дышать нельзя»

НАРОДНА ОСВІТА

«Правда - воздух, без которого дышать нельзя»

Глава 4

«ПРАВДА - ВОЗДУХ, БЕЗ КОТОРОГО ДЫШАТЬ НЕЛЬЗЯ»

«У нас всех есть один якорь, с которого,
если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга»

Литературная разминка

Какие произведения из курса украинской литературы, направленные против кре-
постного права, вы можете назвать?

Иван Сергеевич Тургенев стал достойным преемником лучших гумани-
стических традиций русской литературы, заложенных А.С. Пушкиным,
М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем. Известный писатель М.Е. Салтыков-
Щедрин отмечал: «Литературная деятельность Тургенева имела для на-
шего общества руководящее значение. Тургенев был человек высокораз-
витый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих
идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным
постоянством, которое составляет его главную и неоценённую заслугу пе-
ред русским обществом. В этом смысле он явился прямым продолжателем
Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что
ежели Пушкин имел полное основание сказать о
себе, что он пробуждал “добрые чувства”, то же
самое и с такою же справедливостью мог сказать
о себе Тургенев. Это были не какие-нибудь услов-
ные “добрые чувства”, согласные с тем или дру-
гим преходящим веянием, но те простые, всем до-
ступные, общечеловеческие “добрые чувства”, в
основе которых лежит глубокая вера в торжество
света, добра и нравственной красоты».

 

Этими «добрыми чувствами» И.С. Тургенев из-
мерял и оценивал общественную жизнь России.

Наделённый необычайной чуткостью к её неду-
гам и прогрессивным течениям, он в своих рома-
нах, повестях и рассказах затрагивал острые со-
циальные проблемы. В том числе - проблему
общественного неравенства, узаконенного кре-
постным правом, с которым писатель смолоду поклялся «бороться до кон-
ца». Не принимая идеи революции, популярной в кругах передовой интел-
лигенции его эпохи, Тургенев в то же время признавал необходимость
обновления общественного устройства страны, его преобразования на
основе принципов разума, справедливости и гуманности. Стремление к
такому обновлению отчётливо проявляется во многих его произведениях.
И так же отчётливо проступают в них антикрепостнические настроения
писателя. Они выражаются и в критике бесчеловечного произвола «силь-
ных мира сего», и в проникновенно-человечном отношении к угнетённым
людям из народа.

Основа для глубокого знания народной жизни и столь же глубокой люб-
ви к русскому крестьянству в сознании писателя была заложена с детских
лет. Они прошли в имении Спасское-Лутовиново, принадлежавшем матери
И.С. Тургенева Варваре Петровне. Имение было расположено в живопис-
ном уголке Орловской губернии. Трепетные пейзажи родного края навсег-
да запечатлелись в душе будущего художника слова. С ранних лет Турге-
нев, бывший свидетелем жестоких расправ и издевательств, которые
учинялись над крепостными по прихоти деспотичной Варвары Петровны,
проникся острым состраданием к участи подневольного народа. Это чув-
ство со временем побудило Тургенева - человека мягкосердечного и дели-
катного - вступить в непримиримое единоборство с матерью, защищая от
её гнева крестьян и дворовых.

Отвращение к насилию, порождаемому помещичьим своеволием, сочув-
ствие подневольному крестьянству, восхищение лучшими чертами народа,
вера в ценность человеческой личности - таковы были нравственные уроки
детства, определившие главное направление духовного развития Тургене-
ва - писателя и человека. Важным этапом этого развития стало обучение
в университетах Москвы, Петербурга и Берлина. К тридцати годам И.С. Тур-
генев уже был признан в России талантливым автором поэм, повестей и
драм, с успехом ставившихся на сцене. И всё же настоящая известность
пришла к нему с появлением в печати рассказов, составивших впоследст-
вии сборник «Записки охотника». Они покорили современников естествен-

ной, безыскусной манерой изложения, создававшей впечатление, будто
перед глазами читателя разворачиваются картины самой действительно-
сти, в которых лица людей разных сословий, природа и быт, случайные
встречи и будничные происшествия сливаются в многокрасочный, много-
голосый хоровод русской жизни.

Выход книги в 1852 г. стал крупным событием литературной жизни
России. «Записки охотника» отметили собой прорыв русской литературы
в народную тему. По словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, они «положили на-
чало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» и -
наряду с другими тургеневскими произведениями - способствовали повы-
шению «нравственного и умственного уровня русской интеллигенции».
Книга получила широкий общественный резонанс, завоевав сердца про-
свещённых читателей. Выступив в ней с протестом против крепостного
права и проповедью гуманного отношения к крестьянам, И.С. Тургенев
нанёс удар по всему государственному устройству России. Царское прави-
тельство ответило на появление «Записок охотника» жёсткими мерами:
цензор, допустивший сборник в печать, был отстранён от должности, а сам
писатель, уже давно вызывавший раздражение властей, был сослан в
Спасское-Лутовиново. Впрочем, гонения лишь прибавили популярности
Тургеневу и его книге. Она сыграла значительную роль в подготовке обще-
ственного мнения к будущим реформам и приближении часа освобождения
крестьян от крепостной зависимости. К этому следует прибавить, что
именно «Записки охотника», оказавшие влияние на многих писателей, в
том числе и на украинских - Марко Вовчок, Ивана Франко, Панаса Мир-
ного, ввели И.С. Тургенева в мировую литературу.

Однако в своём творчестве Тургенев не ограничивался исключительно
общественными проблемами. Не менее значимой особенностью его творче-
ской натуры было лирическое начало, проявлявшееся в поэтичных пей-
зажных картинах, тонком психологическом анализе, размышлениях о
вечных вопросах человеческого бытия. «Певец чистой, идеальной женской
любви, г. Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу,
так полно охватывает её и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром
любви рисует её лучшие мгновенья, что... и наше собственное сердце млеет
и замирает от томного чувства и благодатные слёзы не раз подступают к
глазам», - писал литературный критик Н.А. Добролюбов.

Ещё при жизни писателя (Тургенев жил в основном в Европе) его про-
изведения получили широкое признание западных читателей, он удосто-
ился почётного звания доктора права Оксфордского университета. Не слу-
чайно мировое признание русской литературы началось именно с Тургенева.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.    Какие впечатления детства и юности оказали наибольшее воздействие на фор-
мирование мировоззрения И.С. Тургенева?

2.    Раскройте связь творчества писателя с жизнью его народа и страны. Охарактери-
зуйте общественную позицию И.С. Тургенева.

3.    Назовите книгу, с которой началась широкая известность писателя. Чем это из-
дание привлекло внимание публики в России и за рубежом? Что нового этот сборник
привнёс в русскую литературу? Как отреагировало на него царское правительство?

4.    Кратко охарактеризуйте основные темы, принципы и художественные особенно-
сти тургеневской прозы.

«Кто стремится к великой цели, уже не должен
думать о себе»

Литературная разминка

Вспомните, каковы особенности лирического произведения.

В конце жизни Тургенева появился сборник, состоявший из изящных
по форме и пронзительных по содержанию миниатюрных зарисовок, на-
сыщенных лирическими переживаниями и философскими раздумьями
над жизнью. Эти зарисовки были написаны в жанре стихотворения в
прозе, который и дал заглавие сборнику.

ЛШеРАЖуРвитееХАЯ ЗАХЛА0ХА

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической фор-
ме. Стихотворение в прозе сохраняет ряд характерных для поэзии особен-
ностей: высокую эмоциональность, лиризм, установку на выражение чувств
и мыслей автора, однако при этом лишено ритма и рифмы.

Тургенев считал свои стихотворения в прозе этюдами с натуры, которы-
ми пользуется живописец, работая над большой картиной. Действительно,
сочинения, вошедшие в сборник «Стихотворения в прозе», напоминают
беглые эскизы мгновений жизни, озарённых вспышками чувств и мыслей
автора. Каждое из них с тематической, сюжетной и общехудожественной
точек зрения представляет собой отдельное и завершённое произведение.

Но вместе они образуют единую картину, отражающую пройденный писа-
телем жизненный путь и пронизанную размышлениями о быстротечности
бытия, о возвышенных и низких проявлениях человеческой души, о счастье
и страдании, о любви и искусстве, о природе и родине. В этом сборнике,
ставшем «лебединой песней» Тургенева, раскрылись те черты писателя, на
которые, обращаясь к нему, указывала известная французская романист-
ка Жорж Санд: «Вы - реалист, который способен всё увидеть, поэт, кото-
рый может всё украсить, и обладаете великим сердцем, чтобы всех пожа-
леть и всё понять».

Перед чтением

Читая стихотворения в прозе, определите их темы.

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди
меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв
перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около
клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы
аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её
мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким пи-
ском прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его малень-
кое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-
таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей,
перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.

ПАМЯТИ Ю.П. ВРЕВСКОЙ

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на ско-
рую руку превращённого в походный военный госпиталь, в разорённой
болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на неё;
больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться
на ногах, поочерёдно поднимались со своих заражённых логовищ, чтобы
поднести к её запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разби-
того горшка.

Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись
даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились...

два-три человека тайно и глубоко любили её.

 

Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже
слёз.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая
жажда жертвы! Помогать нуждающимся в по-
мощи... она не ведала другого счастия... не веда-
ла - и не изведала. Всякое другое счастье про-
шло мимо. Но она с этим давно помирилась -
и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась
на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в
глубине души, в самом её тайнике, никто не
знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сде-
лано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу - хоть
она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который
я осмеливаюсь возложить на её могилу!

Хемментарий архивариуса

Баронесса Юлия Петровна Вревская (урождённая Варпаховская, 1841-
1878) семнадцатилетней девушкой вышла замуж за генерала И.А. Врев-
ского, вскоре убитого на Кавказе. Тургенев был знаком с этой женщиной
с 1873 г. и состоял с ней в переписке вплоть до её смерти. Вревская при-
езжала к нему в имение Спасское-Лутовиново и гостила там пять дней.
В день её отъезда Тургенев написал: «...В моей жизни с нынешнего дня
одним существом больше, к которому я искренне привязался, дружбой
которого я всегда буду дорожить, судьбами которого я всегда буду инте-
ресоваться». В 1877 г. Ю.П. Вревская добровольно отправилась сестрой
милосердия в действующую армию на Балканы. 24 января 1878 г. она
умерла от тифа в госпитале, находившемся в городе Бялы (Болгария). Её
смерть глубоко потрясла И.С. Тургенева. В письме к другу он писал: «Она
получила тот мученический венец, к которому стремилась её душа, жад-
ная жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо. Её
жизнь - одна из самых печальных, какие я знаю».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Какое из стихотворений в прозе произвело на вас наиболее сильное впечатле-
ние? Подготовьтесь к его выразительному чтению в классе. Определите черты,
сближающие это произведение с поэтическим текстом.

2.    Чем поразило рассказчика поведение черногрудого воробья в стихотворении
«Воробей»? Испытывал ли воробей страх за свою жизнь? Какая сила заставила его
преодолеть этот страх? Как эта сила подействовала на собаку и самого рассказчи-
ка? Ответьте на вопросы цитатами.

3.    Согласны ли вы с финальными строками этого произведения? Обоснуйте свою
точку зрения примерами из прочитанных художественных произведений зарубеж-
ной литературы.

4.    Охарактеризуйте чувства, которые вызывает у рассказчика героиня стихотворе-
ния в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». В чём проявляется её высшее благородство и
бескорыстие? Понимают ли окружающие цену её самопожертвования?

5.    Какие темы Тургенев поднимал в своих стихотворениях в прозе? Каковы особен-
ности этого жанра?

«Только... любовью держится и движется жизнь»
Литературная разминка

Какие произведения русской литературы о любви вы читали? Чем они вам запом-
нились?

Таланту Тургенева был свойствен глубокий лиризм, особенно наглядно
проступавший в эмоционально насыщенных пейзажах, анализе внутрен-
ней жизни героев, щемящих размышлениях о вечных вопросах бытия,
иными словами, - в передаче поэтичных проявлений жизни. Эта особен-
ность принесла Тургеневу славу художника, чьё слово проникает в самую
сердцевину человеческой души. Вершинного выражения «лирическое» на-
чало тургеневского дарования достигло в области художественного изобра-
жения любовных отношений.

Любовь в произведениях Тургенева предстаёт могущественной, тайной
и таинственной силой, которая переворачивает жизненные устои, человека
и, полностью овладевая его душой, нередко приводит к трагедии. Как пра-
вило, писатель изображает, как терпят крушение надежды на счастье или
их несовместимость с идеей служения общему благу. Вместе с тем любовь
в тургеневских произведениях является испытанием для человека: любовью
измеряется и его соответствие провозглашаемым идеалам, и масштаб его
личности. Своеобразную любовную трилогию составляют повести Тургенева
«Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872), принадле-
жащие к числу самых проникновенных его лирических произведений.

Повесть «Ася» была опубликована в 1858 г. в журнале «Современник»
и сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некра-
сов в письме к Тургеневу писал: «...Она [повесть] прелесть как хороша. От
неё веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяж-
ки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло
что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».

Повесть написана в форме рассказа Н. Н. о том, как много лет назад он
путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и
подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сооб-
щает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное,
воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое. Один из
исследователей творчества Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и
рассказы Тургенева объединяет одна черта - в каждой из них есть «психо-
логическая загадка». Такую же тайну душевных переживаний таит в себе
и повесть «Ася». Читатель открывает для себя психологическую историю
любви, которая оказалась для героя источником и сладких мечтаний, и
мучительно горьких терзаний. В повести присутствуют не только любовные
переживания, но и философские раздумья о жизни: сожаление о прошед-
шей молодости, воспоминания об обманувшем счастье, печаль о будущем.

И.С. Тургенев - настоящий мастер пейзажа. В повести пейзажу отво-
дится особая роль. Источник любого человеческого чувства - природа,
поэтому и любовь - это сущность и внутренний закон природы. Бесконеч-
ная, загадочная красота природы незаметно направляет судьбу героев.

Перед чтением

Читая произведение, обратите внимание на описание процесса зарождения
любви.

АСЯ

(В сокращении)
I

Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н. Н., - дела давно минувших
дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для
того, чтобы «кончить моё воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне
захотелось посмотреть на мир Божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у
меня не переводились, заботы ещё не успели завестись - я жил без оглядки,
делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не прихо-
дило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. (...)

Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где
мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал жела-
ние видеть новые лица - именно лица. (...) Природа действовала на меня
чрезвычайно, но я не любил так называемых её красот, необыкновенных
гор, утёсов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы
она мне мешала. Зато лица, живые, человеческие лица - речи людей, их
движения, смех - вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда
особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кри-
чать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти
другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей. да я даже не наблюдал
их - я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопыт-
ством. Но я опять сбиваюсь в сторону.

Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом го-
родке З., на левом берегу Рейна. (...)

Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух
высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липа-
ми, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн. (...) Я любил
бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с
чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь
облитый её светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волну-
ющим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным
золотом; таким же золотом переливались струйки по чёрному глянцу реч-
ки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах
под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали
свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около
старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сон-
ливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса,
а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь по-
неволе всё глубже и глубже дышала (...)

Может быть, не всякий знает, что такое коммерш. Это особенного рода
торжественный пир, на который сходятся студенты одной земли или брат-
ства. (...)

На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа:
добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на за-
езжих гостей. Я тоже вмешался в толпу зрителей. Мне было весело смот-
реть на лица студентов; их объятия, восклицания, невинное кокетничанье
молодости, горящие взгляды, смех без причины - лучший смех на свете -
всё это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперёд - куда
бы то ни было, лишь бы вперёд, - это добродушное раздолье меня трогало
и поджигало. «Уж не пойти ли к ним?» - спрашивал я себя.

-    Ася, довольно тебе? - вдруг произнёс за мною мужской голос по-русски.

-    Подождём ещё, - отвечал другой, женский голос на том же языке.

Я быстро обернулся. Взор мой упал на красивого молодого человека в
фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого ро-
ста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть её лица.

-    Вы русские? - сорвалось у меня невольно с языка.

Молодой человек улыбнулся и промолвил:

-    Да, русские.

-    Я никак не ожидал.. в таком захолустье, - начал было я.

-    И мы не ожидали, - перебил он меня, - что ж? тем лучше. Позвольте
рекомендоваться: меня зовут Гагиным, а вот это моя. - он запнулся на
мгновенье, - моя сестра. А ваше имя позвольте узнать?

Я назвал себя, и мы разговорились. Я узнал, что Гагин, путешествуя,
так же как я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в горо-
док Л. да и застрял в нём. Правду сказать, я неохотно знакомился с рус-
скими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою
платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презритель-
ное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности
и робости. (...) Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас.
Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно
они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ла-
сковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса
чувствовали, что он улыбается.

Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показа-
лась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её сму-
гловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёч-
ками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как
будто не вполне ещё развита. Она нисколько не походила на своего брата.

-    Хотите вы зайти к нам? - сказал мне Гагин, - кажется, довольно мы
насмотрелись на немцев. (...)

-    Вот и наше жилище! - воскликнул Гагин, как только мы стали при-
ближаться к домику, - а вот и хозяйка несёт молоко. Guten Abend,
Madame!..76 Мы сейчас примемся за еду; но прежде, - прибавил он, - огля-
нитесь. каков вид?

Вид был, точно, чудесный. Рейн ле-
жал перед нами весь серебряный, меж-
ду зелёными берегами; в одном месте
он горел багряным золотом заката.

 

Приютившийся к берегу городок пока-
зывал все свои дома и улицы; широко
разбегались холмы и поля. Внизу было
хорошо, но наверху ещё лучше: меня
особенно поразила чистота и глубина
неба, сияющая прозрачность воздуха.

Свежий и лёгкий, он тихо колыхался и
перекатывался волнами, словно и ему
было раздольнее на высоте.

-    Отличную вы выбрали квартиру, -
промолвил я.

-    Это Ася её нашла, - отвечал Га-
гин, - ну-ка, Ася, - продолжал он, - распоряжайся. Вели всё сюда подать.
Мы станем ужинать на воздухе...

Ася (собственное имя её было Анна, но Гагин называл её Асей, и уж вы
позвольте мне её так называть) - Ася отправилась в дом и скоро вернулась
вместе с хозяйкой. Они вдвоём несли большой поднос с горшком молока,
тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом. Мы уселись и принялись
за ужин. Ася сняла шляпу; её чёрные волосы, остриженные и причёсан-
ные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала
она дичилась меня; но Гагин сказал ей:

-    Ася, полно ёжиться! он не кусается.

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не
видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смир-
но; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто
смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что
слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза
глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда
взор её внезапно становился глубок и нежен.

Мы проболтали часа два. (...)

-    Пора! - воскликнул я, - а то, пожалуй, перевозчика не сыщешь.

-    Пора, - повторил Гагин.

Мы пошли вниз по тропинке. Камни вдруг посыпались за нами: это Ася
нас догоняла.

-    Ты разве не спишь? - спросил её брат, но она, не ответив ему ни сло-
ва, пробежала мимо. (...)

Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком. Я прыгнул
в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить
меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она
только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понес-
лась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погру-
жал вёсла в тёмную воду.

-    Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, - закричала мне Ася.

Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны.

-    Прощайте! - раздался опять её голос.

-    До завтра, - проговорил за нею Гагин.

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на
противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом
через всю реку. (...) Я отправился домой через потемневшие поля, медленно
вдыхая пахучий воздух, и пришёл в свою комнатку весь разнеженный
сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чув-
ствовал себя счастливым. (...)

На следующий день Н. Н. снова встретился с Гагиным. Узнав от хозяйки, что Ася
ушла к развалинам старинного замка, молодые люди поспешили туда же.

(...) Каменистая тропинка вела к уцелевшим воротам. Мы уже подходили
к ним, как вдруг впереди нас мелькнула женская фигура, быстро перебежала
по груде обломков и поместилась на уступе стены, прямо над пропастью.

-    А ведь это Ася! - воскликнул Гагин, - экая сумасшедшая!

Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины
заросшем дикими яблонями и крапивой. На уступе сидела, точно, Ася.
Она повернулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места. Гагин
погрозил ей пальцем, а я громко упрекнул её в неосторожности.

-    Полноте, - сказал мне шёпотом Гагин, - не дразните её; вы её не зна-
ете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся. (...)

Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав
голову кисейным шарфом; стройный облик её отчётливо и красиво рисо-
вался на ясном небе; но я с неприязненным чувством посматривал на неё.
Уже накануне заметил я в ней что-то напряжённое, не совсем естествен-
ное. «Она хочет удивить нас, - думал я, - к чему это? Что за детская вы-
ходка?» Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый
и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со
стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды.

-    Ты думаешь, я хочу пить? - промолвила она, обратившись к брату, -
нет; тут есть цветы на стенах, которые непременно полить надо.

Гагин ничего не отвечал ей; а она, с стаканом в руке, пустилась караб-
каться по развалинам, изредка останавливаясь, наклоняясь и с забавной
важностью роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце. Её
движенья были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё,
хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном
месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала. Мне стало ещё досад-
нее. (...)

Наконец, Ася опорожнила весь свой стакан и, шаловливо покачиваясь,
возвратилась к нам. Странная усмешка слегка подёргивала её брови, ноз-
дри и губы; полудерзко, полувесело щурились тёмные глаза.

«Вы находите моё поведение неприличным, - казалось, говорило её
лицо, - всё равно: я знаю, вы мной любуетесь».

-    Искусно, Ася, искусно, - промолвил Гагин вполголоса.

Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и
скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько
рассмотрел её лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Не-
сколько мгновений спустя оно уже всё поблед-
нело и приняло сосредоточенное, почти печаль-
ное выражение; самые черты её мне показались
больше, строже, проще. Она вся затихла. Мы
обошли развалину кругом (Ася шла за нами
следом) и полюбовались видами. (...)

 

На возвратном пути она пуще хохотала и ша-
лила. Она сломала длинную ветку, положила её
к себе на плечо, как ружьё, повязала себе голо-
ву шарфом. Помнится, нам встретилась много-
численная семья белокурых и чопорных англи-
чан; все они, словно по команде, с холодным
изумлением проводили Асю своими стеклянны-
ми глазами, а она, как бы им назло, громко за-
пела. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в
комнату и появилась только к самому обеду,
одетая в лучшее своё платье, тщательно причё-
санная, перетянутая и в перчатках. За столом
она держалась очень чинно, почти чопорно, едва
отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей
явно хотелось разыграть передо мною новую
роль - роль приличной и благовоспитанной ба-
рышни. Гагин не мешал ей: заметно было, что
он привык потакать ей во всём. Он только по
временам добродушно взглядывал на меня и
слегка пожимал плечом, как бы желая сказать:

«Она ребёнок; будьте снисходительны». (...)

Помнится, я шёл домой, ни о чём не раз-
мышляя, но с странной тяжестью на сердце.

(...) «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чу-
жой стороне, между чужими?» - воскликнул я,
и мертвенная тяжесть, которую я ощущал на
сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгу-
чее волнение. Я пришёл домой совсем в другом
настроении духа, чем накануне. (...) Я начал ду-
мать. думать об Асе. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора
намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению
в Россию. «Полно, сестра ли она его?» - произнёс я громко.

Я разделся, лёг и старался заснуть; но час спустя я опять сидел в по-
стели, облокотившись локтем на подушку, и снова думал об этой «каприз-
ной девочке с натянутым смехом.» (.)

VI

Прошли целые две недели. Я каждый день посещал Гагиных. Ася слов-
но избегала меня, но уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей,
которые так удивили меня в первые два дня нашего знакомства. Она каза-
лась втайне огорчённой или смущённой; она и смеялась меньше. Я с любо-
пытством наблюдал за ней.

Она довольно хорошо говорила по-французски и по-немецки; но по все-
му было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание
получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием
самого Гагина. (...) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на
свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и
смелой, что ей не всегда удавалось. Я несколько раз заговаривал с ней об
её жизни в России, об её прошедшем: она неохотно отвечала на мои рас-
спросы; я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в де-
ревне. Я застал её раз за книгой, одну. Опершись головой на обе руки и
запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки.

-    Браво! - сказал я, подойдя к ней, - как вы прилежны!

Она приподняла голову, важно и строго посмотрела на меня.

-    Вы думаете, я только смеяться умею, - промолвила она и хотела уда-
литься. (...)

Словом, она являлась мне полузагадочным существом. Самолюбивая до
крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на неё. В одном
только я более и более убеждался, а именно в том, что она не сестра Гаги-
на. Он обходился с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисхо-
дительно и в то же время несколько принуждённо.

Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.

Однажды вечером, подходя к винограднику, где жили Гагины, я нашёл
калитку запертою. Недолго думавши добрался я до одного обрушенного
места в ограде, уже прежде замеченного мною, и перескочил через неё.
Недалеко от этого места, в стороне от дорожки, находилась небольшая
беседка из акаций; я поравнялся с нею и уже прошёл было мимо. вдруг
меня поразил голос Аси, с жаром и сквозь слёзы произносивший следую-
щие слова:

-    Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу
любить - и навсегда.

-    Полно, Ася, успокойся, - говорил Гагин, - ты знаешь, я тебе верю.

Голоса их раздавались в беседке. Я увидал их обоих сквозь негустой

переплёт ветвей. Они меня не заметили.

-    Тебя, тебя одного, - повторила она, бросилась ему на шею и с судо-
рожными рыданиями начала целовать его и прижиматься к его груди.

-    Полно, полно, - твердил он, слегка проводя рукой по её волосам.

Несколько мгновений остался я неподвижным. Вдруг я встрепенулся.

«Подойти к ним?.. Ни за что!» - сверкнуло у меня в голове. Быстрыми
шагами вернулся я к ограде, перескочил через неё на дорогу и чуть не
бегом пустился домой. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, вне-
запно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновенье не усомнился
в их справедливости), а между тем на сердце у меня было очень горько.
«Однако, - думал я, - умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охо-
та меня морочить? Не ожидал я этого от него. И что за чувствительное
объяснение?»

Несколько следующих дней Н. Н. провёл на природе, избегая Гагиных. Но затем
он получил записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н.

по-приятельски и рассказал историю своей сестры. Родители Гагина жили в своей
деревне. После смерти матери мальчик учился в Петербурге, а затем поступил
в гвардейский полк. Гагин часто навещал отца в деревне и однажды встретил в
доме маленькую девочку Асю. Юноша не обратил на неё никакого внимания, ус-
лышав от отца объяснение, что она сирота и взята им «на прокормление». Умирая,
отец завещал сыну заботиться об Асе, не раскрыв её тайну. После смерти отца слуга
рассказал Гагину, что Ася - дочь отца Гагина и горничной.

(...) Мать, пока была жива, держала её очень строго; у отца она пользо-
валась совершенной свободой. Он был её учителем; кроме его, она никого
не видала. Он не баловал её, то есть не нянчился с нею; но он любил её
страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед
ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала,
что барин её отец; но она так же скоро поняла своё ложное положение;
самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привыч-
ки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призна-
лась в этом) заставить целый мир забыть её происхождение; она и стыди-
лась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею. Вы видите,
что она многое знала и знает, чего не должно бы знать в её годы. Но раз-
ве она виновата? Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а
вблизи ни одной руки, которая бы её направила. Полная независимость во
всём! да разве легко её вынести? Она хотела быть не хуже других бары-
шень; она бросилась на книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно
начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум
уцелел.

И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девоч-
кой на руках! В первые дни после смерти отца, при одном звуке моего го-
лоса, её била лихорадка, ласки мои повергали её в тоску, и только поне-
многу, исподволь, привыкла она ко мне. Правда, потом, когда она убедилась,
что я точно признаю её за сестру и полюбил её, как сестру, она страстно
ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину.

Я привёз её в Петербург. Как мне ни больно было с ней расстаться, -
жить с ней вместе я никак не мог; я поместил её в один из лучших панси-
онов. Ася поняла необходимость нашей разлуки, но начала с того, что за-
болела и чуть не умерла. Потом она обтерпелась и выжила в пансионе
четыре года; но, против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою
была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на неё. «И на-
казать её нельзя, - говаривала она мне, - и на ласку она не поддаётся».
Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но ни-
как не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой.
Я не мог слишком винить её: в её положении ей надо было либо прислужи-
ваться, либо дичиться. Из всех своих подруг она сошлась только с одной,
некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные барышни, с которы-
ми она воспитывалась, большей частью из хороших фамилий, не любили
её, язвили её и кололи, как только могли; Ася им на волос не уступала.
Однажды на уроке из Закона Божия преподаватель заговорил о пороках.
«Лесть и трусость - самые дурные пороки», - громко промолвила Ася.
Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры её стали луч-
ше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела.

Наконец, ей минуло семнадцать лет; оставаться ей далее в пансионе
было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг
мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год
или на два и взять Асю с собою. Задумано - сделано; и вот мы с ней на
берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью, а она... шалит и
чудит по-прежнему. Но теперь я надеюсь, что вы не станете судить её
слишком строго; а она хоть и притворяется, что ей всё нипочем, - мнением
каждого дорожит, вашим же в особенности.

И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой. Я крепко стиснул ему
руку.

- Всё так, - заговорил опять Гагин, - но с нею мне беда. Порох она насто-
ящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!
Я иногда не знаю, как с ней быть. На днях она что вздумала: начала вдруг
уверять меня, что я к ней стал холоднее прежнего и что она одного меня
любит и век будет меня одного любить. И при этом так расплакалась. (...)

.Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно
мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рас-
сказа. (.)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Какие детали поведения героини свидетельствуют о её душевной непосредствен-
ности и обострённом восприятии внешнего мира?

2.    Найдите в тексте строки, в которых Н. Н. говорит о необычной подвижности Аси.
Какие свойства характера девушки скрываются за этой особенностью её поведения?

3.    Каким настроением пронизаны описания природы, присутствующие в прочитан-
ных вами отрывках? Как оно связано с душевным состоянием рассказчика?

4.    Работа в группах. Какие художественные средства использует И.С. Тургенев,
чтобы:

А - придать описаниям природы возвышенную поэтичность;

Б - передать душевное состояние своих героев?

Хемментарий литературейеда

Американский писатель Г. Джеймс, общавшийся с Тургеневым и счи-
тавший себя его учеником, вспоминал: «Всего интересней были рассказы
Тургенева о его собственной работе, о том, как он пишет. То, что мне до-
велось слышать от него об этом, не уступало по значению ни замечатель-
ным результатам его творчества, ни трудной цели, которую оно преследо-
вало, - показать жизнь такой, какая она есть. Вначале перед ним
возникал персонаж или группа персонажей - личностей, которых ему
хотелось увидеть в действии, поскольку он полагал, что действия этих
лиц будут своеобразны и интересны. Они возникали в его воображении
рельефные, исполненные жизни, и ему не терпелось как можно глубже
постичь и показать присущие им свойства. Прежде всего, необходимо
было уяснить себе, что же в конце концов ему о них известно; с этой це-
лью он составлял своего рода биографию каждого персонажа. Собрав
весь материал, он мог приступить к собственно рассказу, иными словами,
он задавал себе вопрос: что они у меня будут делать? У Тургенева герои
всегда делают именно то, что наиболее полно выявляет их натуру. Сю-

жет, в обычном понимании слова, - вымышленная цепь событий, дол-
женствующая... “поражать и захватывать” - почти отсутствует. Всё сво-
дится к отношениям небольшой группы лиц - отношениям, которые
складываются не как итог заранее обдуманного плана, а как неизбежное
следствие характеров этих персонажей.»

Пример тому - повесть «Ася». Её героиня, как и многих других произ-
ведений Тургенева, - выросшая на природе девушка, которая тонко чув-
ствует красоту и очарование окружающего мира. Она не знает притвор-
ства и корысти, чиста, скромна и образованна. Её духовная жизнь
насыщенная и яркая, но по её поведению это незаметно. Красавицей её не
назовёшь, зато она обладает большой духовной силой и способна на реши-
тельные поступки. Такая героиня ставит перед собой цель и идёт к ней,
не сворачивая с пути, и порой достигает намного большего, чем мужчина.
Она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи. В любви она задаёт
такой уровень отношений, до которого далеко не всегда «дотягивается» её
избранник. Ей присуща огромная нравственная сила. Подобных героинь
мы встречаем в таких произведениях Тургенева, как «Рудин», «Дворян-
ское гнездо», «Первая любовь», «Накануне» и других. В литературоведе-
нии такую героиню принято называть «тургеневская девушка».

X

Весь этот день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились, как дети.
Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл
поздно. Въехавши на средину Рейна, я попросил перевозчика пустить лод-
ку вниз по течению. Старик поднял вёсла - и царственная река понесла
нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное бес-
покойство на сердце, поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя:
испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось, содрогалось; я
склонился к реке. но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, тоже ко-
лыхались, дрожали звёзды; тревожное оживление мне чудилось повсюду -
и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки. Шёпот ветра
в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее
дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил
меня сладким ядом своих звуков. Слёзы закипали у меня на глазах, но то
не были слёзы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то
смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний,
когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она всё понимает и всё
любит. Нет! во мне зажглась жажда счастия. Я ещё не смел назвать его
по имени, - но счастья, счастья до пресыщения - вот чего хотел я, вот о
чём томился. А лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал,
наклонясь над вёслами.

ХШ

«Неужели она меня любит?» - спрашивал я себя на другой день, только
что проснувшись. Я не хотел заглядывать в самого себя. Я чувствовал, что
её образ, образ «девушки с натянутым смехом», втеснился мне в душу и что
мне от него не скоро отделаться. Я пошёл в Л. и остался там целый день,
но Асю видел только мельком. Ей нездоровилось; у ней голова болела. Она
сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти за-
крытыми глазами; слабо улыбнулась, сказала: «Это пройдёт, это ничего,
всё пройдёт, не правда ли?» - и ушла. Мне стало скучно и как-то грустно-пус-
то; я, однако, долго не хотел уходить и вернулся поздно, не увидав её более.

Н. Н. принесли записку от Аси, в которой она просила его о встрече. Скоро к Н. Н.
пришёл Гагин и рассказал о влюблённости Аси. Девушка призналась брату, что лю-
бит Н. Н. и желает уехать. Молодые люди договорились, что Н. Н. на свидании с Асей
честно объяснится с девушкой.

XVI

В небольшой комнатке, куда я вошёл, было довольно темно, и я не тотчас
увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна,
отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала
быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко её. Я подошёл к ней.
Она ещё больше отвернула голову...

-    Анна Николаевна, - сказал я.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня - и не могла.
Я схватил её руку, она была холодна и лежала как мёртвая на моей ладони.

-    Я желала. - начала Ася, стараясь улыбнуться, но её бледные губы
не слушались её, - я хотела. Нет, не могу, - проговорила она и умолкла.
Действительно, голос её прерывался на каждом слове.

Я сел подле неё.

-    Анна Николаевна, - повторил я и тоже не мог ничего прибавить.

Настало молчание. Я продолжал держать её руку и глядел на неё. Она

по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала
нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слёзы.
Я глядел на неё: было что-то трогательно-беспомощное в её робкой непо-
движности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала
на него. Сердце во мне растаяло.

-    Ася, - сказал я едва слышно.

Она медленно подняла на меня свои глаза. О, взгляд женщины, кото-
рая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись,
вопрошали, отдавались. Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь
пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к её руке.

Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я по-
чувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей
руки. Я поднял голову и увидал её лицо. Как оно вдруг преобразилось!
Выражение страха исчезло с него, взор ушёл куда-то далеко и увлекал
меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и куд-
ри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл всё, я потя-
нул её к себе - покорно повиновалась её рука, все её тело повлеклось вслед
за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова её тихо легла на мою грудь,
легла под мои загоревшиеся губы.

-    Ваша. - прошептала она едва слышно.

Уже руки мои скользили вокруг её стана. Но вдруг воспоминание о
Гагине, как молния, меня озарило.

-    Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. -
Ваш брат. ведь он всё знает. Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

-    Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш
брат всё знает... Я должен был ему всё сказать.

-    Должны? - проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла ещё
прийти в себя и плохо меня понимала.

-    Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни
виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас
всё высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне
ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими
шагами по комнате. - Теперь всё пропало, всё, всё.

Ася поднялась было со стула.

-    Останьтесь, - воскликнул я, - останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело
с честным человеком - да, с честным человеком. Но, ради бога, что взвол-
новало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скры-
ваться перед вашим братом, когда он пришёл сегодня ко мне. (...)

-    Да, я должна уехать, - так же тихо проговорила она, - я и попросила
вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.

-    И вы думаете, - возразил я, - мне будет легко с вами расстаться?

-    Но зачем же вы сказали брату? - с недоумением повторила Ася.

-    Я вам говорю - я не мог поступить иначе. Если б вы сами не выдали
себя.

-    И вот теперь всё кончено! - начал я снова. - Всё. Теперь нам должно
расстаться. - Я украдкой взглянул на Асю. лицо её быстро краснело. Ей,
я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил,
как в лихорадке. - Вы не дали развиться чувству, которое начинало со-
зревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы
усомнились во мне.

Пока я говорил, Ася всё больше и больше наклонялась вперёд - и вдруг
упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней,
пытался поднять её, но она мне не давалась. Я не выношу женских слёз:
при виде их я теряюсь тотчас.

-    Анна Николаевна, Ася, - твердил я, - пожалуйста, умоляю вас, ради
бога, перестаньте... - Я снова взял её за руку...

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила - с быстро-
тою молнии бросилась к двери и исчезла. (...)

Н. Н. искал Асю по всему городу, он сто раз повторял, что любит её, но нигде
не мог её найти. Подойдя к дому Гагиных, он увидел свет в Асиной комнате и успо-
коился. Он принял твёрдое решение - завтра идти и просить Асиной руки.

XXI

Когда, на другой день утром, я стал подходить к знакомому домику,
меня поразило одно обстоятельство: все окна в нём были растворены, и
дверь тоже была раскрыта; какие-то бумажки валялись перед порогом;
служанка с метлой показалась за дверью.

Я приблизился к ней.

-    Уехали! - брякнула она, прежде чем я успел спросить её: дома ли Гагин?

-    Уехали?.. - повторил я. - Как уехали? Куда?

-    Уехали сегодня утром, в шесть часов, и не сказали куда. Постойте,
ведь вы, кажется, господин Н.?

-    Я господин Н.

-    К вам есть письмо у хозяйки. - Служанка пошла наверх и вернулась
с письмом. - Вот-с, извольте. (...)

Я развернул письмо. Ко мне писал Гагин; от Аси не было ни строчки.
Он начал с того, что просил не сердиться на него за внезапный отъезд; он
был уверен, что, по зрелом соображении, я одобрю его решение. Он не на-
ходил другого выхода из положения, которое могло сделаться затрудни-
тельным и опасным. «Вчера вечером, - писал он, - пока мы оба молча
ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки. Есть
предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на
Асе. Она мне всё сказала; для её спокойствия я должен был уступить её
повторенным, усиленным просьбам». В конце письма он изъявлял сожале-
ние о том, что наше знакомство так скоро прекратилось, желал мне сча-
стья, дружески жал мне руку и умолял меня не стараться их отыскивать.

«Какие предрассудки? - вскричал я, как будто он мог меня слышать, -
что за вздор! Кто дал право похитить её у меня.» Одна мысль во мне за-
горелась: сыскать их, сыскать во что бы то ни стало. (.)

Мне пришлось идти мимо дома фрау Луизе. Вдруг я слышу: меня кли-
чет кто-то. Я поднял голову и увидал в окне той самой комнаты, где я на-
кануне виделся с Асей, вдову бургомистра. Она улыбалась своей противной
улыбкой и звала меня. Я отвернулся и прошёл было мимо; но она мне крик-
нула вслед, что у ней есть что-то для меня. Эти слова меня остановили, и я
вошёл в её дом. Как передать мои чувства, когда я увидал опять эту ком-
натку.

-    По-настоящему, - начала старуха, показывая мне маленькую запис-
ку, - я бы должна была дать вам это только в случае, если б вы зашли ко
мне сами, но вы такой прекрасный молодой человек. Возьмите.

Я взял записку.

На крошечном клочке бумаги стояли следующие слова, торопливо на-
черченные карандашом:

«Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне
нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали
одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно,
так лучше... Прощайте навсегда!»

Одно слово... О, я безумец! Это слово... я со слезами повторял его нака-
нуне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей. но я не
сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю её. Да я и не мог произнести
тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне
ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда,
когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании. оно
вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, ког-
да, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать её. но уж
тогда было поздно. (.)

XXII

И я не увидел их более - я не увидел Аси. (...)

Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремлён-
ных на меня глаз, ни на чьё сердце, припавшее к моей груди, не отвечало
моё сердце таким радостным и сладким замиранием! Осуждённый на оди-
ночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как
святыню, её записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок,
который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт слабый
запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось
прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле. И я сам -
что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных
дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так лёгкое испарение ни-
чтожной травки переживает все радости и все горести человека - пережи-
вает самого человека.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1.    Почему Н. Н. начал объяснение с Асей с официального обращения, до этой мину-
ты непринятого в их общении?

2.    Какие детали поведения героини в первые минуты свидания передают крайнее
напряжение её душевных сил? Чем вызвано такое состояние девушки?

3.    В какой момент разговора герой отступился от своей любви? Чем были продикто-
ваны его обвинения в адрес Аси? Почему он не исправил эту ошибку?

4.    Что заставило героиню обратиться в бегство?

5.    Кто во время свидания вёл себя более достойно - Ася или Н. Н.? Аргументируйте
свою точку зрения.

6.    Из-за чего Н. Н. потерял Асю?

7. Работа в парах. Прочитайте описания Рейна на с. 194 (конец главы И) и
с. 199 (глава Х). Можно ли считать Рейн «действующим лицом» повести?

8.    Чтобы встретиться с Асей, Н. Н. должен каждый раз пересечь Рейн. Как вы счита-
ете, Рейн соединяет героя и героиню или оказывается преградой между ними?

9.    Что вы можете назвать в повести «вечным», а что - «злободневным»?

10.    Как с помощью деталей автор создаёт образ Аси и Н. Н.?

11.    Творческая работа. Прочитайте материал в рубрике «Комментарий литературо-
веда» (с. 199), подготовьтесь к устному ответу «Я считаю (не считаю) Асю “тургенев-
ской девушкой”, потому что.». Сформулируйте свои аргументы «за» («против»),
подберите цитаты и запишите их в тетради. При ответе пользуйтесь своими записями.

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Волощук

 

Автор: admin от 25-10-2016, 01:14, Переглядів: 2087