Народна Освіта » Біологія » § 66. Постэмбриональное развитие человека

НАРОДНА ОСВІТА

§ 66. Постэмбриональное развитие человека

Вспомните из курса «Основы здоровья» признаки, характерные для полового созревания.

ВОЗРАСТ — временные характеристики развития индивида от рождения до смерти, а также в отдельные периоды его жизни.

Возрастные периоды. От рождения до смерти в организме человека происходят процессы роста, развития, обновления клеток, интенсивность которых в разные периоды жизни человека неодинакова. Каждый период жизни характеризуется возрастными особенностями организма, являющимися совокупностью анатомических, физиологических, психических и других параметров. Различается календарный и биологический возраст человека.

Продолжительность жизни индивида от дня рождения до какого-то определенного момента называют календарным (паспортным) возрастом. Биологический возраст — это состояние, отражающее взаимосвязь всех возрастных особенностей организма и характеризующее степень его старения. Разница между биологическим и календарным возрастом незначительна в молодом возрасте и может быть довольно существенной на этапе старения (до 20 лет). Однако бывают случаи, когда даже среди молодых людей их биологический возраст значительно больше календарного. Подумайте, чем это обусловлено.

В соответствии с возрастными особенностями жизнь человека условно делится на возрастные периоды (табл. 10). Четких границ между периодами не существует.

Возрастные периоды человека

Название периода

Возрастные границы

Младенческий

от рождения до 1 года

Раннего детства

от 1 до 3 лет

Дошкольный

от 3 до 6 лет

Младшего школьного возраста

от 6 до 10 лет

Подростковый

от 10 до 15 лет

Юношеский

от 15 до 19 лет

Молодости

от 19 до 25 лет

Зрелости

от 25 до 60 лет

Пожилого возраста

от 60 до 75 лет

Старости

от 75 до 90 лет

Долгожителей

90 лет и более

Развитие ребенка в младенческом периоде. Вам известно, что ребенок рождается с жизненно важными безусловными рефлексами. Они постепенно усложняются и формируют основные инстинкты человека, связанные с биологическими потребностями этого возрастного периода. В первые месяцы большую часть суток новорожденный спит, но можно четко проследить наличие и усложнение инстинктов. Вспомните эти инстинкты. Происходят также изменения в опорно-двигательной системе. К трем месяцам ребенок начинает самостоятельно держать голову, в 5 месяцев может самостоятельно сидеть, в 9 — ползает, в 12 — уже ходит. Постепенно зарастают роднички. В 4-6 месяцев начинают прорезываться зубы и нормализуется пищеварение. У ребенка развивается способность воспринимать слова и реагировать на них. В год он уже понимает около 12 слов. Поэтому для психического развития ребенка этого периода важно общение с ним взрослых.

Особенности развития ребенка в разные периоды детства. В период раннего детства у детей происходят заметные изменения в строении опорно-двигательной системы, что проявляется в формировании ходьбы и четких движений рук. Завершается прорезывание зубов, что позволяет питаться разнообразной пищей. Развитие центральной нервной системы, обусловленное ускоренным образованием временных связей, способствует становлению общения ребенка. Оно сначала базируется на действиях с определенными предметами (игрушками), а позже является подражанием поведению взрослых. Овладение действиями с предметами способствует умственному развитию ребенка. Интенсивно происходит развитие речи. Как вы уже знаете, на третьем году жизни ребенок знает более 1 000 слов и овладевает грамматической структурой языка, стремится к активной самостоятельной деятельности.

В дошкольный период у детей заметно меняются пропорции тела. Их позвоночник еще гибок, поскольку процессы окостенения еще не завершились. Интенсивно развиваются кисти рук, мышцы, обеспечивающие хождение и прямостояние. В 6 лет появляются первые постоянные зубы. Девочки и мальчики внешне еще мало отличаются друг от друга. Дети очень подвижны, любознательны, у них возникает желание учиться, развивается фантазия. Важное значение в этот период имеют ролевые игры и общение.

В период младшего школьного возраста замедляется рост. Увеличивается сила мышц ног, рук. Усиленно формируются мелкие мышцы кистей рук, изгибы позвоночника, который еще очень гибок. Молочные зубы меняются на постоянные. Младший школьный возраст — период активного психического развития ребенка. Важнейшим событием этого периода является изменение его социальной позиции: дошкольник становится школьником, а преобладающей деятельностью ребенка становится обучение. Дети приобретают навыки грамоты, чтения, учатся логически мыслить.

Особенности подросткового периода. Подростковый возраст — это период полового созревания, во время которого происходит интенсивное развитие половых желез, перестройка структуры и функций организма. У девочек половое созревание начинается с 10 и продолжается до 15-16 лет, а у мальчиков — с 11-12 до 19 лет.

ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ — признаки, по которым различаются мужской и женский пол.

 

Результатом полового созревания является развитие первичных и появление вторичных половых признаков. Первичные половые признаки связаны с развитием половых органов в соответствии с полом. Вторичные половые признаки — признаки, связанные со строением и функциями органов, не относящихся к репродуктивной системе. Например, это характерная форма тела, тембр голоса, характер распространения волос на теле, особенности распределения жира и формирования мышечной массы тела. Развитие первичных и вторичных половых признаков обусловлено влиянием гормонов половых желез на органы и ткани организма.

Признаки полового созревания у девочек. В этот период у девочек растут яичники, формируются вторичные половые признаки: лицо округляется, таз становится шире, а плечи — уже, на бедрах и ягодицах откладывается жировая ткань, начинают увеличиваться молочные железы. Появляются менструации. Вырастают волосы под мышками и на лобке.

Признаки полового созревания у мальчиков. В этот период у мальчиков увеличиваются половые органы (яички, половой член), формируются вторичные половые признаки. У них увеличивается гортань, происходит мутация голоса (тембр голоса становится низким), появляются волосы на лобке, под мышками и на лице. Усиливается секреция кожных желез, особенно на лице и спине, что иногда приводит к образованию угрей. Интенсивно растут скелет и мышцы. Увеличиваются и укрепляются мышцы рук и ног. Плечи становятся шире, а таз остается узким. Появляются поллюции — непроизвольные извержения спермы во время сна.

С появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков в этом возрасте формируется биологическая способность организма к продолжению рода.

В подростковом возрасте закладываются многие черты характера, вырабатывается умение контролировать собственное поведение. Однако этот возраст характеризуется психоэмоциональной и социальной незрелостью. У подростков обостряется потребность в дружбе, ориентация на мнение коллектива, компании. Появляется интерес к противоположному полу, стремление понравиться друг другу.

Влияние эндокринной системы на формирование половых признаков в период полового созревания. Во время полового созревания организм готовится к размножению. Вырабатываются гормоны, стимулирующие физический рост и развитие половых органов, изменения в поведении. Изменения

 

в организме человека во время полового созревания обусловлены влиянием гипоталамуса на переднюю долю гипофиза (ил. 161).

Гипофиз, в частности, выделяет гормоны, воздействующие на половые железы. У девочек они стимулируют яичники к развитию яйцеклеток и выработке женских гормонов (например, прогестерона), способствующих развитию вторичных половых признаков, овуляции, подготовке организма к беременности. У мальчиков гормоны гипофиза стимулируют яички к повышенной секреции мужского полового гормона (тестостерона) и образованию спермы.

Юношеский возрастной период характеризуется замедлением роста и завершением развития всех функциональных систем организма. Девушки и юноши достигают половой, психологической и социальной зрелости. Они пытаются лучше узнать себя, проявить свои возможности для будущей профессиональной деятельности. Ведущее значение приобретает учебно-профессиональная деятельность.

Молодость — период, в котором стабилизируется функционирование организма. Развитие мышечной системы достигает оптимального уровня, совершенствуется работа сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, половой систем. Наряду с расширением мировоззрения, освоением профессии молодые люди проявляют готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

В зрелом возрасте человек реализует себя в личностной, семейной и профессиональной сферах. Успешность человека этого возраста зависит от его умения заботиться о своем здоровье. В течение этого периода у мужчин и женщин постепенно происходят изменения, определяющие процесс старения. В частности, женщина утрачивает репродуктивную функцию. Почему?

У людей пожилого возраста происходят процессы, характеризующиеся существенными структурными, функциональными и биохимическими изменениями в организме, которые ограничивают его приспособительные возможности. В процессе старения функциональная активность всех систем органов понижается. Однако многие пожилые люди сохраняют хорошую физическую форму, в старческом возрасте — высокую профессиональную работоспособность, а долгожители обладают ясным умом. Проблемы старения человека изучает наука геронтология.

Старение — заключительный этап онтогенеза, заканчивающийся физиологической (естественной) смертью. Она характеризуется полным прекращением всех обменных процессов в организме. Во время биологической смерти возникают необратимые изменения в тканях и органах; организм утрачивает свои системные функции.

Как и все живые организмы, человек имеет определенный природой срок жизни. Ученые считают, что организм человека рассчитан на более длительный возраст (120-150 лет), нежели тот, до которого большинство людей доживает сейчас. Почему?

Возрастные периоды человека. Биологический возраст. Подростковый период. Половое созревание.

Первичные половые признаки. Вторичные половые признаки

При определенных нарушениях в организме увеличивается выработка гормонов, характерных для противоположного пола. Возникает ситуация, когда у человека имеются мужские половые органы, а по внешнему виду и ощущениям он ассоциирует себя с женщиной, и наоборот. Такие люди называются трансгендерами. Во второй половине ХХ в. врачи научились делать операции по смене пола. Впервые такую операцию провели в 1953 г. в Копенгагене. Выскажите свое отношение к проблеме смены пола.

1. Какие периоды называются возрастными? 2. Какие выделяются периоды постэмбрионального развития человека? 3. Охарактеризуйте особенности развития ребенка в младенческом периоде. 4. Какие половые признаки называют первичными, а какие — вторичными? 5. Охарактеризуйте особенности подросткового возраста. 6. Какие признаки полового созревания характерны для девочек? 7. Назовите признаки полового созревания у мужчин. 8. Когда наступает настоящая половая зрелость и до каких пор она длится? Чем она характеризуется? 9. Какое влияние оказывает эндокринная система на половое созревание человека?

10. Сравните развитие ребенка в период раннего детства и в дошкольный период. 11. Чем отличается подростковый период от периода младшего школьного возраста? 12. Почему внешне люди разного возраста часто кажутся одновозрастными, а сверстники — разновозрастными?

13. Подростки часто конфликтуют с родителями и учителями. Чем это обусловлено? Как избежать конфликтов? 14. Известно немало случаев ранней половой жизни, и часто случается, что детей рожают несовершеннолетние. Как вы считаете, почему, согласно Семейному кодексу Украины, брачный возраст для женщин и мужчин наступает с 18 лет?

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 21:12, посмотрело: 984