Народна Освіта » Біологія » § 64. Менструальный цикл. Беременность

НАРОДНА ОСВІТА

§ 64. Менструальный цикл. Беременность

Вспомните, какова продолжительность беременности у различных представителей млекопитающих и от чего она зависит.

МЕНСТРУАЦИЯ - процесс отторжения внутренней слизистой оболочки матки, сопровождающийся кровянистыми выделениями в течение 3-5 дней.

МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ — это физиологический процесс, во время которого происходят последовательные циклические изменения в организме женщины, контролируемые половыми гормонами.

Овуляция. Ежемесячно у половозрелой женщины обычно созревает один фолликул. Увеличиваясь, он выпячивается над поверхностью яичника. Оболочка фолликула становится тонкой, пузырек разрывается, и яйцеклетка попадает в брюшную полость. Этот процесс разрушения фолликула и выхода из него яйцеклетки называется овуляцией. В норме в среднем овуляция происходит один раз в 28 ± 7 дней. Остатки созревшего фолликула формируют желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон. Прогестерон задерживает созревание следующего фолликула и вызывает изменения в матке. Ее слизистая оболочка набухает, наполняясь кровью. Создаются условия для развития зародыша и вынашивания плода. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то через несколько дней она погибает, а желтое тело исчезает.

Слизистая оболочка матки, набухшая и разросшаяся, начинает расслаиваться и отделяется от ее стенок. Матка сокращается. Кровеносные сосуды лопаются, и кровь вместе с частицами слизистой выделяется наружу. Этот физиологический процесс называется менструацией.

У девочек первые менструации появляются в возрасте 12-14 лет и свидетельствуют о начале полового созревания. Прекращение менструаций происходит у женщин в возрасте 47-50 лет. Вспомните, с чем это связано.

Менструальный цикл. Процесс созревания яйцеклеток происходит циклически. Он связан с изменениями в репродуктивной системе женщины. Внешне это проявляется регулярными менструациями.

Продолжительность менструального цикла в норме составляет 28 ± 7 суток. Началом менструального цикла условно считается первый день менструации. Каждый менструальный цикл — это подготовка организма женщины к беременности. В цикле выделяют 4 фазы (ил. 155): менструальную, постменструальную, овуляционную и предменструальную.

Менструальная фаза наступает при отсутствии оплодотворения. В постменструальную фазу (обычно 6-13-й день) происходит восстановление слизистой оболочки матки. Гипофиз под влиянием гипоталамуса выделяет гормон, стимулирующий развитие нового фолликула. Этот фолликул начинает выделять гормон эстроген, влияющий на развитие яйцеклетки и разрастание стенки матки. Происходит подготовка к беременности. Выработка гормона эстрогена обусловливает выделение гипофизом гормона, стимулирующего овуляцию. Далее происходит овуляция. Яйцеклетка выходит из яичника и поступает в маточную трубу, где завершается ее созревание. Овуляция длится примерно 3-5 суток. Именно в этот период может произойти оплодотворение. Предменструальная фаза связана с образованием на месте разрушенного фолликула желтого тела. Если оплодотворение не происходит, желтое тело прекращает функционировать, цикл повторяется снова. Если же оплодотворение происходит, то наступает беременность.

Беременность (ил. 156). Вам уже известно, что беременность начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка. Длится беременность в среднем 280 суток, то есть 40 недель (или 9 месяцев). Условно она делится на триместры (каждый по три месяца). В течение этого времени в организме женщины происходят физиологические изменения, направленные на удержание оплодотворенной яйцеклетки в матке, создание условий для нормального развития плода и подготовку к родам. Все изменения в женском организме обусловлены деятельностью желез внутренней секреции.

 

БЕРЕМЕННОСТЬ .

физиологических процессов, связанных с образованием зародыша и развитием плода в организме женщины.

РОДЫ — это физиологический процесс, во время которого рождается ребенок; завершающий этап беременности.

 

Начало беременности характеризуется тем, что гипофиз резко уменьшает выработку гормонов, регулирующих работу половых желез. Это приводит к торможению созревания яйцеклеток в яичниках, прекращению овуляции, а следовательно — и менструаций. С другой стороны, гипофиз начинает вырабатывать гормон пролактин, необходимый для образования молока. Кроме того, пролактин стимулирует рост и развитие молочных желез, увеличение числа долек и протоков в них.

Особую роль в этот период беременности играет прогестерон, выделяемый желтым телом. Он обусловливает имплантацию (врастание зародыша в оболочку матки) и удержание плодного яйца в матке, препятствует созреванию новых яйцеклеток в яичниках. С 3-4-го месяца беременности желтое тело, как железа внутренней секреции, перестает вырабатывать прогестерон и его функцию полностью берет на себя плацента. Вспомните, что такое плацента и какую роль она выполняет у млекопитающих. Прогестерон способствует нормальному протеканию всей беременности.

В конце беременности в организме женщины происходят изменения, свидетельствующие о приближении родов. Головка ребенка опускается в полость таза (ил. 157 а, б). Сигналом к началу родовой деятельности является увеличение в крови концентрации гормона окситоцина, вырабатываемого ги-

пофизом. Окситоцин вызывает сильные и регулярные сокращения мышц матки — схватки. При этом шейка матки раскрывается, плодные оболочки разрываются, выделяются околоплодные воды (ил. 157 в). Это может продолжаться в среднем от 6 до 18 часов. После этого сокращения матки усиливаются и плод начинает продвигаться по родовым путям во влагалище. Будущая мать помогает такому движению потугами — сильными сокращениями мышц брюшного пресса. Примерно через час рождается ребенок.

Отторжение плаценты во время родов (ил. 157 г) стимулирует гипофиз матери к секреции им гормона пролактина, инициирующего образование и выделение молока молочными железами. С грудным молоком ребенок получает все вещества, необходимые для развития, а также антитела, защищающие его организм от болезней. Вспомните, что такое антитела. Какой иммунитет они обеспечивают?

Овуляция. Менструальный цикл. Беременность.

Роль желез внутренней секреции в регулировании беременности. Роды

В течение беременности женщина обычно вынашивает одного ребенка. Но бывают случаи рождения одновременно больше детей — близнецов. Они могут быть однояйцевыми и разнояйцевыми. Однояйцевые близнецы развиваются из одной зиготы, разделившейся на две (иногда больше) клетки, каждая из которых развилась в отдельный организм. В организме матери они связаны пуповиной с единственной плацентой. Эти близнецы очень похожи между собой: одного пола, группы крови, с одинаковым цветом глаз и т. п. Разнояйцевые близнецы — результат оплодотворения сразу нескольких яйцеклеток. Пуповины этих близнецов крепятся каждая к своей плаценте. Эти близнецы могут быть разного пола, похожими между собой, как обычные брат и сестра.

1. Что такое овуляция? 2. Что такое желтое тело и какова его функция? 3. Что такое менструация и о чем она свидетельствует? 4. Что такое менструальный цикл? 5. Какие процессы происходят во время менструального цикла? Чем они обусловлены? 6. Что такое беременность? 7. Чем обусловлены физиологические изменения в организме беременной женщины? 8. Какие процессы происходят во время родов?

9. Почему происходит овуляция? 10. Объясните роль эндокринной системы в регуляции: а) овуляции; б) беременности. 11. Издавна в народе сложились обряды и обычаи, направленные на появление и развитие здоровых потомков. Что вам известно о таких народных традициях?

12. Как вы понимаете утверждение: «Защита от нежелательной беременности — это забота обоих партнеров»?

Вспомните, какие временные этапы характерны для всех биологических систем. Где развивается зародыш у млекопитающих?

Индивидуальное развитие человека. С размножением тесно связан процесс индивидуального развития человека, предполагающий взаимосвязанные количественные и качественные преобразования организма.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛО-

ВЕ КА, или ОНТОГЕНЕЗ — развитие организма, длящееся от образования зиготы до естественной смерти.

 

В индивидуальном развитии (онтогенезе) различают эмбриональный и постэмбриональный периоды. Эмбриональное развитие длится от образования зиготы до рождения ребенка, постэмбриональное развитие начинается после рождения человека и завершается его смертью. Для каждого периода характерен ряд последовательных анатомических, физиологических и биохимических изменений.

Эмбриональный период развития человека происходит в организме женщины. Вам уже известно, что состояние женщины в этот период называют беременностью. В норме эмбриональное развитие человека длится в среднем 280 суток. В первые восемь недель эмбрионального развития нерожденного ребенка называют зародышем, с 9-й недели — плодом.

Развитие зародыша. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, делится, преобразуясь в многоклеточный зародыш. На четвертые сутки, когда зародыш попадает в полость матки, деление клеток становится более интенсивным. Зародыш приобретает форму пузырька с полостью внутри. В пузырьке выделяется внешний и внутренний слои (ил. 158).

 

Клетки наружного слоя зародыша выделяют ферменты, растворяющие слизистую оболочку матки. На 7-8-е сутки после оплодотворения происходит

процесс врастания зародыша в слизистую оболочку матки (ил. 158). После проникновения в стенку матки зародыш быстро растет и развивается. У него постепенно образуются три зародышевых листка (эктодерма, мезодерма и энтодерма), дающие начало тканям и органам.

У четырехнедельного зародыша длиной 4-5 мм уже сформирована нервная трубка, дающая начало спинному и головному мозгу; хорда, из которой развивается позвоночник; кишки; сердце. В 8 недель у зародыша длиной 2,5 см, массой 12 г сформированы зачатки всех будущих органов; он начинает двигаться, хотя мать еще не чувствует этих движений (ил. 159).

 

Плацента и ее функции. Во время развития зародыша образуются оболочки, покрывающие его со всех сторон. Внешняя оболочка содержит множество ворсинок. Ворсинки той части внешней зародышевой оболочки, обращенной к стенке матки, сильно разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую оболочку матки, густо пронизанную кровеносными сосудами. Этот участок оболочки участвует в образовании плаценты (ил. 160). Как вам уже известно, плацента, или детское место, — это орган, связывающий плод с организмом матери во время эмбрионального развития.

 

Через плаценту плод получает от материнского организма питательные вещества и кислород, выводит конечные продукты обмена веществ. Кроме того, плацента защищает плод от проникновения токсичных веществ и большинства болезнетворных микроорганизмов.

Через нее от матери к плоду попадают антитела.

Плод соединяется с плацентой при помощи пуповины — соединительнотканного канатика, в котором проходят сосуды: пуповинная вена и две пуповинные артерии, заканчивающиеся системой капилляров.

Кровь матери и плода не смешивается; обмен веществами происходит через систему капилляров в плаценте. Пупо-

винные артерии отводят венозную кровь от плаценты в организм матери, а пуповинная вена приносит к плоду через плаценту артериальную кровь с питательными веществами.

Развитие плода. Развивающийся плод находится в матке в особых плодных оболочках, которые образуют мешок, заполненный околоплодными водами. Они выполняют функцию механической защиты плода. Околоплодные воды заполняют пространство между плодом и внутренней плодной оболочкой. Они позволяют плоду свободно двигаться в мешке, обеспечивают защиту от внешних повреждений и инфекций, способствуют его развитию и нормальному течению родов (табл. 10).

Таблица 10

Развитие плода

Плод становится похож на человека, но голова его очень большая. Все основные внутренние органы сформированы, завершается формирование ушных раковин, век. Зачатки половых желез дифференцируются на мужские и женские. Длина — 9 см, масса — 18 г

Сформированы половые органы; тело покрыто тонким пушком. Начинается окостенение черепа. Формируется мышечная система. Плод приобретает способность к энергичным движениям. Длина — 16 см, масса — 140 г

У плода пробуждаются чувства, он уже способен слышать, появляется вкус, плод может сосать пальцы. Длина — 35 см, масса — 1,3-1,4 кг

Зрелый плод, готовый к жизни вне организма матери. Длина — 50 см, масса — 3-4 кг

В эмбриональном развитии человека выделяются критические периоды — периоды повышенной чувствительности зародыша и плода к действию факторов среды. Это периоды оплодотворения, врастания зародыша в слизистую оболочку матери, формирования нервной трубки, хорды и плаценты, роды. Плод очень чувствителен к недостаточному снабжению его кислородом и питательными веществами, к охлаждению, перегреванию, действию различных химических веществ и инфицированию. В частности, попадание в кровь плода лекарственных веществ, алкоголя, никотина, наркотиков и других токсичных веществ, некоторых вирусов, бактерий, одноклеточных паразитических организмов, которые могут находиться в теле матери, может привести к замедлению развития, появлению различных аномалий, гибели плода.

В 1971 г. ВОЗ выделила понятие TORCH-синдрома. Эта аббревиатура касается внутриутробных инфекций, из которых наиболее часто встречаются: Т — токсоплазмоз, О — сифилис, гепатиты, стрептококки и другие вирусные и бактериальные инфекции, R — краснуха, С — цитомегаловирус, Н — герпес). Выскажите свое отношение к проблеме здорового образа жизни как необходимого условия рождения здорового ребенка.

1. Что такое индивидуальное развитие человека? 2. Какие периоды онтогенеза различаются? 3. Что такое эмбриональный период развития человека? 4. Как происходит образование и развитие зародыша? 5. Что такое плацента и какую функцию она выполняет? 6. Как происходит развитие плода? 7. Каково значение околоплодных вод для развития плода? 8. Какова функция пуповины? 9. Смешивается ли кровь плода и кровь матери? Почему?

10. Чем зародыш отличается от плода? 11. На ранних стадиях развития зародыш человека подобен зародышам всех позвоночных животных. Это обнаружил еще в 1828 г ученый-эмбриолог Карл Бэр. Какое значение имело это открытие для развития биологической науки?

12. На основе дополнительных источников информации подготовьте сообщение о TORCH-инфекциях и их влиянии на эмбриональное развитие человека.

 

Это материал учебника Биология 8 класс Мищук

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 9-09-2016, 21:11, Переглядів: 2186