Народна Освіта » Російська мова » § 21. Гласные перед одной и двумя Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

НАРОДНА ОСВІТА

§ 21. Гласные перед одной и двумя Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Буквы А и Я пишут перед одной или двумя буква-
ми Н в причастиях и прилагательных, образованных от
глаголов на -АТЬ или -ЯТЬ: размешанный, размешан (от глаг. на
-АТЬ — размешать ).

Букву Е пишут перед одной или двумя буквами Н в причасти-
ях и прилагательных, образованных от глаголов на -ИТЬ, -ЕТЬ:
закрученный, закручен (от глаг. на -ИТЬ — закрутить)', увиден-
ный (от глаг. на -ЕТЬ — увидеть).

143. Спишите сочетания слов, вставляя пропущенные бу-
квы. Объясните условия выбора орфограмм.

1.    Поездка организовала; речи проникнове..ы и взволнованы;
девочка рассея..а, войска рассея..ы; было уделе..о внимание;
бойцы мужестве..ы; движения медле..ы.

2.    Девочка смуще..а; эти недостатки вам свойстве..ы; увере..ы
в победе; знания ограничены; всё было тщательно провере..о;
солдаты сдержа..ы; бригада ограниче..а во времени; документы

ПОДЛИ..Ы.

3.    Рассе..иные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес,
ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..ный клеем, по-
тер..иное время, подстрел..иные утки, расстрел..иные патроны,
пойм..иные птицы.

4. Разве..иные ветром, услышанный шорох, построенный дом,
выкаченная из подвала бочка, размешанное тесто, размеш..нные
краски, смешанные леса, замеш..нный в преступлении, noce..иная
рожь, ВЗЛЄЛЄ..ННОЄ дитя.

144.    От данных причастий образуйте краткие причастия
мужского, женского и среднего рода. Составьте с ними сло-
восочетания и запишите их. Поставьте ударение. К выделенному
причастию подберите однокоренные слова.

Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый,
надломленный, раненый, организованный, продуманный.

145.    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм.

1. Я в лесу подтаявшем, около ствола, гладенькую, мок-
рую шишку подняла (В. М. Тушнова). 2. По реке радостно мчат-
ся синие волны, тихо вздымая стаи рассе..иных гусей и уток
(И. С. Тургенев). 3. Круглые, низкие холмы, распах..нные и за-
се..нные доверху, разбегаются широкими волнами (И. С. Турге-
нев). 4. Остатки расе..иных туч плыли к горизонту. 5. Со своей
стороны Троекуров столь же мало заботился о выигрыше за-
те..иного дела (А. С. Пушкин). 6. Посредине стены, окле..нной
обоями с коричневыми букетами, Петя заметил зиявшую дыру.

7. Путникам открылось море, усе..иное блестящими искрами ог-
ней (В. П. Катаев).

РДЬ л 146. Прочитайте лингвистическую сказку. О каких правилах
ї idr правописания причастий в ней идёт речь? Заполните таб-
лицу, используя материал сказки.

В давние-давние времена на планете Языкознание в королев-
стве Части Речи произошло событие, имеющее государственное
значение. У короля Глагола и королевы Прилагательного роди-
лась дочь! Девочку назвали Причастие.

Как и всякий ребёнок, Причастие была похожа и на маму,
и на папу.

Мама Прилагательное учила её пользоваться магией и изме-
няться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она мо-
жет применять, только пребывая в одиночестве, то есть в един-
ственном числе.

Любящее дитя, любящий ребёнок, любящая дочь — такая
была Причастие.

От папы Глагола Причастие научилась телепортации. Из на-
стоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее.
Молодая, она не думала о будущем.

Глагол, строгий политик, учил её управлению. Девочка легко
находит язык с Существительными, Местоимениями и Наречия-
ми. Она никогда не теряется, сохраняет возвратность и переход-
ность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характе-
ра: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.

В политике (предложении) Причастие играет важную роль.
Полная, она выступает в качестве определения, а становясь крат-
кой, выполняет папину роль — сказуемого.

Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они
подарили ей суффиксы -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.

Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойня-
шек: -АЩ- (-ЯЩ-) и -УЩ- (-ЮЩ-). Любит она и -ОМ- (-ЕМ-). Ча-
сто играет с -ИМ-.

Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно
учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыски-
вать спрятавшееся окончание и вновь приобретать свой облик.
Учитель Морфемный Разбор ею доволен.

Причастие в школе приобретает много друзей. Когда девочка
пропускает их вперёд, всегда появляются сторожа-запятые. Они
охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным Обо-
ротом.

В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое
домашнее животное. Она назвала его НЕ. Это хорошенький, не
очень капризный зверёк.

К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие
неразлучна с НЕ в замке (без НЕ не употребляется). Будучи пол-
ной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ. Зверёк
НЕ полюбил её друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Аб-
солютно и др. Но когда Причастие превращается в Краткое или
когда рядом находятся няни (зависимые слова), НЕ боится под-
ходить к девочке. А ещё НЕ не любит противоречий.

Так и живёт девочка Причастие в королевстве Части Речи.

Правописание причастий

Правила

Примеры

   

Ш147. Прочитайте. Спишите текст, вставляя пропущенные
s буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие зна-
ки препинания. Объясните условия выбора орфограмм. Составьте
схемы предложений с причастными оборотаит.

Анды — самые высокие горы американского континента
рассекающие его с севера на юг. Они пор..жают меняющимися
пейзажами. Здесь увидишь (не)покорённые вершины покрытые
вечными снегами пики дымящиеся вулканы. На западе сверкает
бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бе..конечные джун-
гли изреза..ые паутиной серебряных рек.

После однодневного пр..бывания в столице Перу выле-
таем в направлении пропавшего города инков. Дое..жаем по-
ездом до (не)болыного городка и пешком через эвкалиптовый лес
добираемся до деревеньки. Глиня..ые домики и соломе..ые шала-
ши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять
местами исчезающую тропинку вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город расположившийся на
скалистой вершине. Через пять часов под..ёма проходим тяжё-
лые ворота и входим в крепость находящуюся на горе. На мно-
гочисле..ых террасах соед..нё..ых бе..численными лестницами
ра..пол..гается каме..ый мир с улицами, площадями. Древний
город зачаровывает нас.

(Но Я. Э. Палкевичу)

Докажите, что перед вами текст. Определите тему и идею те-
кста. Определите стиль и тип речи.

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:39, посмотрело: 1528