§ 13. Причастие как особая форма глагола
91. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните задания.
В далёкой стране Грамматика жили-были король Глагол и ко-
ролева Прилагательное. И была у них дочь Причастие. Однажды
у принцессы были именины. Это был будний день, и поэтому не
все феи пришли. Феи дарили принцессе Причастие подарки —
признаки. Одни подарили ей окончание прилагательного, род,
число, падеж и одну няньку — Существительное, с которой При-
частие было согласовано. Другие подарили ей время, вид, воз-
вратность, способность иметь при себе нянек Существительное,
Наречие и отвечать на глагольные вопросы. Праздник закончил-
ся, и феи разошлись по домам.
Причастие росла очень красивой. Когда она выросла, феи по-
советовали ей выйти замуж за принца Деепричастие. Но при этом
поставили условие: «Если вспомнишь все наши подарки тебе на
именины, то мы тебя туда отведём». Принцесса обратилась за по-
мощью к родителям. Глагол перечислил ей свои признаки:
• время (настоящее, прошедшее),
• вид (совершенный, несовершенный),
• возвратную форму в суффиксе -СЯ (-СЬ),
• глагольные вопросы: что делать? что сделать?
И Прилагательное рассказала ей свои признаки: окончание,
род, число, падеж.
Феи привели Причастие к принцу Деепричастие, и они поже-
нились и жили долго и счастливо.
Используя материал сказки, назовите морфологические при-
знаки причастия.
Причастие — это особая форма глагола, которая обозна-
•її
чает признак предмета по действию и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? Например: сверкавший, плачущая,
палящее, переливающиеся.
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилага-
тельного.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам,
числам и родам и имеют такие же падежные окончания: сине-
ющая (И. п.), синеющей (Р. п.), синеющую (В. п.), о синеющей
(П. п.); решённый (вопрос) —решённые (вопросы); улыбающийся
(мальчик) — улыбающаяся (девочка) — улыбающееся (дитя).
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения: Падающие
на землю листья устилали дорожки золотым ковром.
Причастия, как и глаголы, сохраняют:
• значение действия: идущий по реке пароход — пароход, кото-
рый идёт по реке; брошенный в корзину мусор — мусор, ко-
торый бросили в корзину;
• возвратность/невозвратность: озарявшийся — озарявший;
• вид (совершенный и несовершенный): придуманный — ду-
мавший;
• время (настоящее и прошедшее): называющий, сохраня-
емый — называвший, сохранённый.
92. Выпишите из предложений прилагательные и прича-
стия распределив их по столбикам. В скобках укажите их
род, число и падеж.
Прилагательные |
Причастия |
1. Крупную и кислую клюкву знают все. 2. Хорошая книга —
это раскрывающаяся перед тобой дверь в прекрасное. 3. Уча¬
ствовавшие в конкурсе ученики нашего класса заняли призовое
место. 4. Честному человеку на земле легче живётся, о. Жур-
чащий меж камней ручеёк рассказывает нам чудесную сказку.
6. Его лицо озарилось радостной улыбкой. 7. Я сразу понял объ-
яснённую учителем новую тему.
93. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм. Укажите глаголы,
от которых образованы причастия. Определите спряжение глаголов.
Стремя словосочетаниями составьте и запишите предложения.
Плывущие обл..ка; темнеющий лес, зависящий от (не)пого-
ды; отдыхающий работник; л..тящая птица; увидевший радугу;
дренирующий собак; созревший крыж..вник; сверкающий ин..й;
стелющийся туман; догорающая з..ря; дышащий свежестью.
94. Выпишите из предложений причастия. Определите глаго-
лы, от которых они образованы. Укажите время причастий.
1. Лошадь наклонилась и сорвала зубами несколько трави-
нок, пробившихся сквозь опилки. 2. Окружённый цветущими яб-
лонями, стоял тёмный дом. 3. Через секунду дверь распахнулась,
и появился запыхавшийся, разгорячённый Андерс. 4. Она слезла
с качелей и милостиво подошла к забору, отделявшему её сад от
сада Калле, о. Перед домом Лисандеров красовались роскошные
клумбы и расчищенные дорожки.
(А. Линдгрен)
^ 95. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм. Для каждого прича-
стия в скобках укажите признаки глагола и прилагательного.
1. И льётся чистая и тёплая л..зурь на отдыхающее поле
(Ф. И. Тютчев). 2. З..ря прощает..ся с землёю, ложится пар
на дне долин, смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его
в..ршин (А. А. Фет). 3. Всё в тающей дымке: холмы, перелески
(Н. И. Рыленков). 4. Уж солнца раскалённый шар с главы своей
земля скатила, и мирный вечера пожар волна морская погл..тила
(Ф. И. Тютчев). 5. Чернеет лес, теплом ра..буженный, весе..ей
сыростью об..ят (С. Я. Маршак). 6. Уж звёзды светлые взошли
и т..готеющий над нами небесный свод пр..подняли своими влаж-
ными главами (Ф. И. Тютчев).
96. Переведите текст на русский язык. Перевод запишите.
Найдите причастия. Определите признаки глагола и при-
лагательного в каждом из них.
Определите стиль речи. Ответ аргументируйте.
І тераса, і сходи, і сад повні передвечірнього, ніжно-солодкого
духу бузку, нагрітого сонцем. Обведений високим муром, з облуп-
леними урнами, хоч і причепурений, проте буйний і розтріпаний,
забутий роками серед каміння й бетону велетенського міста, сад
має багато затишних, сумних, сільських куточків...
Підбадьорився, підмолодився підстаркуватий дім. Розчини-
лись давно не відчинювані вікна парадних, жалюгідно набундюче-
них покоїв із потьмянілими, потрісканими портретами на стінах.
(В. К. Винниченко)
Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
Эврика!
97. Прочитайте текст. Выпишите причастия. Докажите, что
это причастия.
Книга — это самое быстролётное из творений, созданных че-
ловеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга — это
неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, зна-
ниями, чувствами. Хорошая книга — это дверь, раскрывающая-
ся перед тобой и впускающая в тебя какой-то новый, пусть и не
очень большой каждый раз, уголок жизни.
(Из журнала)
^ \(/
Расширяем кругозор!
* Причастия... Сии глагольные имена служат к сокраще-
нию человеческого слова, заключая в себе имени прилагательно-
го и глагола силу (М. В. Ломоносов).
Причастие — это часть речи, причастная к глаголу, во образе
прилагательного (В. И. Даль).
Причастия имеют такие же окончания, как и имена при-
лагательные: с синего, синеющего (неба) — Р. п.; на си-
нем, синеющем (небе) — П. п.
98. Спишите сочетания слов, вставьте пропущенные бу-
квы. Объясните условия выбора орфограмм.
1. В чернеющ..м лесу; шумящ..м потоком; устремляющ..ся
потоком; о льющемся дожде; задымивш..ся речку; закраснев-
ш..ся зари; у волнующ..ся озера; колеблющ..ся ветерком; со
встречают;..ся льдинами.
2. Пороет..м болотом; на раскачивающ..ся берёзу; сгиба-
ющихся колосьев; расстилающейся тучи; о бушующ..м океане;
осыпающейся листвы; о хранящихся письмах.
99. Спишите предложения, добавляя окончания причастий.
Укажите их падежную форму.
1. Старый Берестов внутренне жалел о потерян., труде и вре-
мени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости
(А. С. Пушкин). 2. Бабушка отняла измучен., птицу и стала упре-
кать кота (А. М. Горький). 3. Прямо перед ними были большие
ворота, украшен., огромными изумрудами, сверкавш.. так ярко,
что они ослепляли даже нарисован., глаза Страшилы (А. М. Вол-
ков). 4. Двор, некогда украшенн.. тремя правильными цветни-
ками, меж коими шла широкая дорога, тщательно вымете..ая,
обращён был в некошеный луг, на котором паслась опута..ая ло-
шадь (А. С. Пушкин).
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:33, Переглядів: 2468