Народна Освіта » Російська мова » § 17. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

НАРОДНА ОСВІТА

§ 17. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

118. Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте
правило правописания суффиксов страдательных прича-
стий.

Сказка о суффиксах страдательных причастий

Было два королевства: королевство Прошедшего Времени
и королевство Настоящего Времени. В одном жили суффиксы

•шИ«

страдательных причастий прошедшего времени: -НН-, -ЕНН-

• t

(-ЕНН-) и -Т-. В другом суффиксы страдательных причастий на-
стоящего времени: -ЕМ- (-ОМ-) и -ИМ-.

И вот однажды мимо проходило племя глаголов, и они ска-
зали, что глаголы и эти суффиксы могут образовать новую часть
речи — причастие. Суффиксы стали спорить, какие из них будут
составлять с глаголами новую часть речи, и тогда один мудрый
глагол решил, что суффиксы прошедшего времени будут образо-
вывать причастия прошедшего времени, а суффиксы настоящего
времени будут образовывать причастия настоящего времени.

Тогда суффиксы и глаголы разошлись по своим королевствам
и стали образовывать причастия.

В королевстве Прошедшего Времени сделали так: те гла-
голы, которые оканчивались на -АТЬ и на -ЯТЬ, подружились
с суффиксом -НН-, а поскольку не со всеми глаголами на -АТЬ
и на -ЯТЬ можно было образовать причастия с суффиксом -НН-,

то остальные (на -АТЬ и на -ЯТЬ) подружились с суффиксом -Т-.

• •

Все остальные — с суффиксами -ЕНН- и -ЕНН-.

А в королевстве Настоящего Времени поступили так: гла-
голы II спряжения подружились с суффиксом -ИМ-, а глаголы
I спряжения с суффиксами -ЕМ- и -0М-.

II

Страдательные причастия настоящего времени образу-
ются от основ настоящего времени переходных глаголов
несовершенного вида с помощью суффиксов -ЕМ- (-0М-) (от гла-
голов I спряжения) и -ИМ- (от глаголов II спряжения).

Инфинитив

Настоящее время

Читать (I спр.)

Читает + -ЕМ- = читаемый

Нести (I спр.)

Несёт + -ОМ- = несомый

Слышать (II спр.)

Слышит + -ИМ- = слышимый

Исключение: движимый (от двигать, I спр.)

Страдательные причастия прошедшего времени образуются
от основ неопределённой формы переходных глаголов совершен-
ного и несовершенного вида с помощью суффиксов -НН-, -ЕНН-
# •

(-ЕНН-) и -Т-. С помощью суффикса НН- причастия образуются

только от основ глаголов на -АТЬ (-ЯТЬ).

Конечная гласная основы глагола в неопределённой форме

• •

перед суффиксом -ЕНН- (-ЕНН-) обычно отсекается: накормил
+ -ЕНН- = накормленный (м/мл); обидел + -ЕНН- = обиженный
(д/ж); видеть — увиденный, послать — посланный, усеять —
усеянный.

Если причастие образовано от глагола на -ИТЬ, -СТИ, -ЧЬ, то

• I

в суффиксе пишется Е (Е): осушить — осушенный, привести —
приведённый, увлечь — увлечённый.

Под ударением Е в суффиксе страдательных причастий пере-
ходит в Ё: прекратить — прекращённый, наградить — награ-
ждённый.

119. Сначала выпишите страдательные причастия, образо-
ванные от глаголов I спряжения, затем — страдательные
причастия, образованные от глаголов II спряжения. В причастиях
выделите суффиксы и окончания. Какие из причастий являются
специальными словами? Назовите виды орфограмм на месте про-
пусков.

Намагничиваемый металл; к склоняем..м существительным;
к едва видим..му лесу; о множим..м числе; управляем..м снаря-
дом; обрабатываемое изделие; выч..таемые числа; разрезаемую
кате..ром гладь реки; на пр..поднимаемом со дна реки якор..; со-
ставляемые на годы планы.

120. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах, объяснив
графически их написание.

1.    Слышимого рокота; вид..мый в микроскоп; навева..мый
воспоминаниями; ограждаемый от невзгод; колеблемый ветром;
озаря..мый луной; ороша..мый водами; хранимый родителями.

2.    Оберега..мый товарищами; ожид..мого поезда; невид..мый
глазом; освеща..мый светом; обожа..мый родителями; озаря-.мого
луной; обижа..мый братом; едва слыш..мый звук.

®121. Образуйте от данных глаголов страдательные прича-
Ь стия настоящего и прошедшего времени. Выделите суф-
фиксы причастий. Объясните написание гласних в суффиксах по-
лученных слов.

Обещать, увешать, засеять, овеять, замешать, приехать, заме-
стить, заклеить, наградить, победить, возвратить, расколоть,
бросить, вырастить, взвесить, углубить, исправить, привлечь,
преобразить, спрессовать, увидеть, обидеть, разбить, занять, вос-
принять.

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

122. 1) Спишите предложения, вставляя пропущенные
буквы, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные запя-
тые. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте
суффиксы причастий. Укажите падеж, число и род причастий.

1. Мы рассматривали сотни горных пород то завязанных
в узлы, то падавших волнистыми ил..стами то свисавших над
головой квадратными плитами. 2. Зеленоватый сумрачный воз-
дух наполненный солнечном дымом и ж.лтыми отсветами
скал струился над ними. 3. Нескошенные луга так душ..сты что
с (не)привычки туманится и тяжеле..т голова. 4. Из последних
сил, перелезая через завалы изодранные и окровавленные мы
добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю в зар..сли
ландышей. 5. Из деревни изредка доносился запах только что ис-
печённого ч..рного хлеба.

(По К. Г. Паустовскому)
2) Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

«Gl»

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:36, посмотрело: 1446