§ 8. Переходные и непереходные глаголы
57. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните задания.
В некотором царстве, в некотором государстве Глаголия жил-был принц Глагол.
Он никогда не верил в чудо и всегда говорил:
«Чудо-чудо! Не бывает чудес!» А его тётя, госпожа Грамматика,
верила в чудеса, потому что сама была волшебницей. У неё была
волшебная перчатка. Если наденешь её, то желание обязательно
исполнится.
Принц Глагол очень хотел, чтобы у него было ещё больше
морфологических признаков. Он сообщил об этом своей тётуш-
ке Грамматике. А она дала ему волшебную перчатку и сказа-
ла: «Давай дадим глаголам испытание! Пусть глаголы пройдут
через речку по мосту, который охраняет Имя Существительное
Винительного Падежа без помощников — предлогов». Так и ре-
шили.
Все глаголы отправились на речку. Некоторые из них смог-
ли, а многие не сумели перейти через мост. И вдруг принц заме-
тил, что все глаголы, которые сочетаются с Именем Существи-
тельными Винительного Падежа без предлога, переходили реч-
ку, а остальные и Возвратные глаголы возвращались назад.
Тех, которые переправились через речку, тётушка Граммати-
ка назвала Переходными, а остальных — Непереходными глаго-
лами. Принц Глагол стал верить в чудеса, а у него появился ещё
один морфологический признак — переходность.
А волшебная перчатка так и осталась в подарок принцу.
О каких морфологических признаках глагола вы узнали из
сказки? Выпишите примеры переходных глаголов из текста.
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на
предмет, называются переходными. Все остальные глаго-
лы являются непереходными.
msÇjÿQfm
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя
существительное или местоимение в винительном падеже без
предлога: брал (что?) книгу (в. п.), встречать (кого?) его (в. п.).
При переходных глаголах существительное или местоимение
может стоять и в родительном падеже:
1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р. п.), не выпить
(чего?) молока (р. п.);
2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыра
(р. и.), нарвать (чего?) цветов (р. п.).
58. Прочитайте и запишите стихотворение. Укажите пере-
ходные и непереходные глаголы.
Когда закат последним блеском
Косынку высветлит свою,
Пойду к знакомым перелескам
По запылённому жнивью.
И будет тучка плыть лениво,
И будут птицы петь зарю,
И я со степью молчаливой
Наедине поговорю.
И постою под звёздным небом
Средь остывающих полей,
И будет ветер пахнуть хлебом,
Как руки матери моей.
(В. И. Кочетков)
Катарина Стефанович.
Закат над полем подсолнухов
С помощью каких слов, употреблённых в переносном значе-
нии, достигается лирическое настроение стихотворения?
59. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с пере-
ходными глаголами.
Каждый день и по нескольку раз мы употребляем выраже-
ния приветствия и прощания, извинения и благодарности. Наше
повседневное поведение связано с этикетными нормами речи, то
есть с тем, как обратиться к собеседнику, как поблагодарить,
попросить о чём-либо, сделать комплимент, выразить сочув-
ствие. Такие ситуации и выражения объединены понятием «ре-
чевой этикет».
(Из журнала)
•ччу % 60. Употребите данные глаголы во 2-м лице ед. ч. с суще-
ствительным в косвенном падеже так, чтобы получилось
словосочетание «гл. + сущ.». Определите переходность глагола
и его вид.
Образец: пишешь (что?) сочинение (перех., несов. вид), запи-
шешься (куда?) в студию (неперех., сов. вид).
Крутить — крутиться; простить — проститься; копать —
копаться; занимать — заниматься; смотреть — насмотреться;
бросить — броситься; формировать — формироваться; печа-
тать — напечататься; убедить — убедиться.
61. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обо-
значьте переходные глаголы, сделайте синтаксический
разбор предложений.
Наступила осень. Дерев..я в лесу пож..лтели. Лист..я пё-
стрым к..вром покрывают голую землю. Многие птицы улете-
ли. Оставшиеся хл..почут, готовятся к зиме. Ищут тёплое жильё
и звери, запасаются едой на долгую зиму: ёжик ..делал норку
в сухих лист..ях, белка нат..скала орехов, шишек, медведь гото-
вит свою б..рлогу.
(Из журнала)
В русском языке глаголы, имеющие постфикс -СЯ (СЬ)
называются возвратными. После них никогда не упо-
требляются имена существительные и местоимения в винитель-
ном падеже без предлога, поэтому все они являются непереход-
ными.
Постфикс присоединяется к глагольным формам после окон-
чания.
Например: сушит — сушится, удержать — удержаться.
Постфикс -СЯ добавляется после согласных: окружаются,
признаются.
Постфикс -СЬ добавляется после гласных: опушилась, под-
нялось.
62. Выпишите из басни И. А. Крылова возвратные глаголы.
Определите их вид.
äQl»
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет.
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Г
только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него
впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу
всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась
и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука
тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав —
Да только воз и ныне там.
Юлия Габазова.
Иллюстрация к басне
И. А. Крылова «Лебедь,
Щука и Рак»
судить не нам;
63. Прочитайте текст, выпишите возвратные глаголы с за-
висимыми словами.
Крот ни разу не присел за всё утро, потому что приводил
в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он орудовал
щётками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то
влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал
на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и за-
стряла в горле, белые кляксы покрыли всю его чёрную шёрстку,
спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели.
(К. Грэм)
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 09:04, Переглядів: 2962