Народна Освіта » Російська мова » § 5. Правописание не с глаголами

НАРОДНА ОСВІТА

§ 5. Правописание не с глаголами

35. Прочитайте лингвистическую сказку. Выполните зада-

ния к ней.

Фамильная ненависть

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица
НЕ стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части
речи примирить частицу НЕ с Глаголом, но ничего у них не по-
лучалось. НЕ при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не
буду! Не пишите нас вместе!».

Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда,
когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться са-
мостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего
этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» — мрачно изре-
кала частица НЕ, вынужденная стоять рядом с Глаголом.

Так и шло из поколения в поколение. Частица НЕ так не лю-
бит Глагол, что не признаёт и его форму — Деепричастие, на ко-
торое распространяется её ненависть: так же, как и с Глаголом,
с Деепричастием НЕ пишется раздельно и только в некоторых
случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего
доводит фамильная ненависть!

О каких орфографических правилах идёт речь в сказке? Обоб-
щите эти два правила и расскажите, проиллюстрировав примерами.

НЕ с глаголами пишут раздельно. Исключения составля-
ют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. Напри-
мер: негодовал, ненавидел (искл.)

36. Прочитайте текст, выпишите глаголы с частицей НЕ,
объясните их правописание. Определите вид глаголов.

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был сла-
бым и болезненным мальчиком. «Ну где же быть военным! —
смеялся над ним отец.— Ты и ружья не подымешь!» Слова отца
огорчали Суворова. Он решил закаляться.

Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые
шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов наки-
нет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.

Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не ду-
мает купаться, а Суворов — бух в холодную воду. Его не страши-
ли теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп
и вскоре поступил на военную службу.

(С. П. Алексеев)

Ччу\ 37. Замените приведённые высказывания одним словом.

Объясните правописание НЕ с глаголами.

1. Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие. 2. Испы-
тывать к кому-нибудь чувство сильной вражды. 3. Принуждать,
заставлять делать что-либо против воли. 4. Проявлять неистов-
ство, ярость.

Слова ДЛЯ справок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)волить,
(не)истовствовать.

^    38. Спишите предложения, раскрывая скобки, объясните

правописание НЕ с глаголами. Сделайте синтаксический
разбор предложений.

1. Реч..ка (не)надувается и (не)темнеет. 2. Дерев..я голы, но
уже (не)живут и (не)дышат. 3. Чес..ный человек (не)навидит зло
и лож.. . 4. Мы (не)доумевали по поводу длительной засухи.

39. Прочитайте пословицы. Объясните правописание НЕ
с глаголами. Определите время глаголов.

1. Кто мать сыру землю любит, тот голодным (не)будет.
2. Где (не)было начала, (не)будет и конца. 3. Дело делать и за
себя (не)может, а кричит за всех. 4. Лентяю всё (не)можется да
(не)здоровится. 5. Дважды в год лета (не)бывает. 6. Дело лени
(не)любит. 7. За двумя зайцами погонишься — ни одного (не)пой-
маешь. 8. Без труда (не)проживёшь.

40. Переведите на русский язык и запишите. Сопоставьте
формы глаголов в настоящем и будущем времени в рус-
ском и украинском языках.

Оголошує подяку; оголошуємо подяку; пояснюєш завдання;
пояснюємо завдання; відіжмеш білизну; прийдеш до школи.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 09:01, посмотрело: 1684