Всё о загадках. Загадки народов мира
Я смотрю на загадки как на живописное описание предмета.
Константин Ушинский
В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное.
Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Предмет, который загадан, скрывается под намёком, иносказанием, окольной речью. Например, в загадке «В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязаницы» улей уподоблен темнице, пчёлы — красным девицам, а соты — вязанию.
Загадка — это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.
Люди с давних времён упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать её. В древности, когда юноша подрастал, его посвящали в воины. Во время посвящения он проходил ряд нелёгких испытаний, одним из которых было отгадывание загадок. Этот обряд нашёл отражение во многих сказках, где герой, чтобы не поплатиться головой, должен разгадать три загадки — одна сложнее другой, и он всегда справляется с нелёгкой задачей.
Загадки — своеобразный свод знаний народа об окружающем мире. Множество загадок посвящено самым обычным предметам домашнего обихода, явлениям природы, животным.
Загадка не только развивает в человеке остроту ума, догадливость, сообразительность; она открывает поэтическую
сторону в самых обычных вещах, предметах и явлениях. Например: «Не князь по породе, а ходит в короне» — вот как поэтически изображён в загадке обычный петух.
Знаете ли вы, что…
Изучение загадок началось почти одновременно с их собиранием. Долгое время загадками пренебрегали, а иногда их даже и запрещали. Так, один из русских царей — Алексей Михайлович, отец Петра I — в 1648 году подписал грамоту, в которой категорически осуждались те, кто «загадки загадывает», а само загадывание приравнивалось к пению «бесовских» песен. Понятно, что о собирании и записывании загадок в такое время и речи быть не могло.
По Владимиру Аникину
Загадки народов мира
РУССКИЕ ЗАГАДКИ
Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
Красна девица сидит в темнице, а коса — на улице.
Сложишь — клин, разложишь — блин.
Стоит Егорка в красной ермолке; кто ни пройдёт — всяк поклон отдаёт.
Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал.
Летит — пищит, сядет — молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт.
Маленький мальчишка в сером армячишке1 по дворам шныряет, крохи собирает.
БЕЛОРУССКИЕ ЗАГАДКИ
ч Один говорит, два смотрят, два слушают.
Не разбив горшочек, не съешь кашки.
АРМЯНСКИЕ ЗАГАДКИ
Целый табун коней на одной связке.
Огромное поле; пахать его нельзя, камней на нём не сосчитать.
КАЗАХСКАЯ ЗАГАДКА
Потяну за верёвку — встанет гора.
ТУРКМЕНСКАЯ ЗАГАДКА
У меня есть дерево, на нём двенадцать веток; на каждой ветке тридцать листочков; одна сторона у листочка чёрная, вторая белая.
АНГЛИЙСКАЯ ЗАГАДКА
Жёлтое, сияет, но не золото.
Знаете ли вы, что…
Загадка издавна привлекала внимание писателей. Вот как Николай Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» использовал загадку о снеге:
Пришла весна — сказался снег!
Он смирен до поры:
1Армяк — старинная крестьянская одежда из толстого сукна.
Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт.
Вода — куда ни глянь.
А другого русского поэта Василия Жуковского пленил образ рогатого пастуха — месяца и его бесчисленных стад — звёздной россыпи. Вот какие стихи написал он:
На пажити необозримой,
Не убавляясь никогда,
Скитаются неисчислимо Сереброрунные стада.
В рожок серебряный играет Пастух, приставленный к стадам;
Он их в златую дверь впускает И счёт ведёт им по ночам…
Известный детский писатель Самуил Маршак тоже придумывал стихотворные загадки. Вот, например, загадка о пиле:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб,
Поломала Зуб, зуб.
Или о мяче:
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Замечательные загадки сочинял и Корней Чуковский. Вот одна из них под названием «Чудесная пещера». О чём она, легко догадаться:
Красные двери в пещере моей,
белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою —
я с радостью этим зверям отдаю.
1.Объясните, что такое загадка.
2.Как вы думаете, почему возникли загадки?
3.Любите ли вы отгадывать загадки? Почему?
4.Подберите загадки на одну из предложенных тем: «Времена года», «Мир животных», «Явления природы».
5.Придумайте свои загадки о каком-либо явлении природы или предмете.
Из секретов литературоведения
Понятие о ритме и рифме Вы уже, конечно, обратили внимание на то, что стихи написаны особо организованной речью, в них мы гораздо острее, чем в обычной речи, ощущаем звучание слов, их взаимную связь. Это происходит благодаря ритму стихотворения и рифмам, при помощи которых достигается упорядоченность, музыкальность, соразмерность речи. Поэтому стихи легко запоминаются, живо воспринимаются слушателями.
Ритм (от греч. гИуИптоэ — стройность) — одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
Рифма (от греч. гИу^тоэ — соразмерность) — звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
Рассмотрим загадку о письме:
Сбоку марка и картинка, в круглых штампах грудь и спинка.
Обратите внимание как равномерно чередуются ударные и безударные слоги в загадке, определяя её ритм.
Или вспомним слова из известной сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Взгляните на окончание каждой строки. Первая и вторая строки одинаково заканчиваются: сток, а третья и четвёртая созвучны: юг— круг. Звуковые совпадения и созвучия, или рифма, делают эти строки легко запоминающимися и мелодичными.
«Рифма возвращает вас к предыдущей строке, — писал поэт Владимир Маяковский, — заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».
1.Что называется ритмом, рифмой?
2.Какова роль ритма и рифмы в стихотворной речи?
3.Слова ритм и рифма происходят от одного греческого слова rhythmos. Как вы думаете, о чём это свидетельствует?
4.Придумайте четверостишие на заданные рифмы (например, обед — сосед, ходил — забыл). Эта литературная игра называется буриме (от франц. bouts rimes — рифмованные окончания). В наше время она так же популярна, как и сто лет назад.
5.Проведите в классе соревнование по буриме.
Обучаемся устному высказыванию Для того чтобы составить устное связное высказывание на основе пословицы, внимательно прочитайте статью учебника «О пословицах и поговорках». Проверьте, как вы её усвоили. А теперь выберите одну из пословиц. Обдумайте тему, составьте план своего высказывания. Лучше всего опирайтесь на какое- нибудь конкретное событие, случай или ситуацию.
Предположим, вы выбрали пословицу «Друзья познаются в беде». Эта пословица всегда употребляется только в прямом значении. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни или из жизни своих друзей, знакомых, когда кто-то из вас попал в
Развиваем речь
беду. Кто тогда пришёл на помощь первым? В своё высказывание введите рассуждение о настоящей и ложной дружбе. К сожалению, есть люди, которые только на словах — лучшие друзья. Когда вам хорошо — они рядом, а случись беда — они не поспешат на помощь. А есть люди скромные, немногословные, они не набиваются в друзья, но на деле по- настоящему искренни и всегда придут на помощь.
Теперь повторите «про себя» всё высказывание. Подберите яркие, образные слова. Избегайте неоправданных повторов, следите за интонацией.
Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян
Автор: admin от 11-01-2014, 08:16, Переглядів: 5003