Народна Освіта » Світова література » Всё о загадках. Загадки народов мира

НАРОДНА ОСВІТА

Всё о загадках. Загадки народов мира

Я смотрю на загадки как на живописное описание предмета.

Константин Ушинский

В народной речи загадывать означает задумывать, замыш­лять, предлагать для решения что-либо неизвестное.

Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Предмет, который загадан, скрывается под намё­ком, иносказанием, окольной речью. Например, в загадке «В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязаницы» улей уподоблен темнице, пчёлы — красным деви­цам, а соты — вязанию.

Загадка — это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

Люди с давних времён упражняли свой ум и сообразитель­ность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать её. В древности, когда юноша подрас­тал, его посвящали в воины. Во время посвящения он про­ходил ряд нелёгких испытаний, одним из которых было отгадывание загадок. Этот обряд нашёл отражение во многих сказках, где герой, чтобы не поплатиться головой, должен раз­гадать три загадки — одна сложнее другой, и он всегда справ­ляется с нелёгкой задачей.

Загадки — своеобразный свод знаний народа об окру­жающем мире. Множество загадок посвящено самым обыч­ным предметам домашнего обихода, явлениям природы, животным.

Загадка не только развивает в человеке остроту ума, догадливость, сообразительность; она открывает поэтическую

сторону в самых обычных вещах, предметах и явлениях. Например: «Не князь по породе, а ходит в короне» — вот как поэтически изображён в загадке обычный петух.

Знаете ли вы, что…

Изучение загадок началось почти одновременно с их соби­ранием. Долгое время загадками пренебрегали, а иногда их даже и запрещали. Так, один из русских царей — Алексей Михайлович, отец Петра I — в 1648 году подписал грамоту, в которой категорически осуждались те, кто «загадки загады­вает», а само загадывание приравнивалось к пению «бесовс­ких» песен. Понятно, что о собирании и записывании загадок в такое время и речи быть не могло.

По Владимиру Аникину

Загадки народов мира

РУССКИЕ ЗАГАДКИ

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

Красна девица сидит в темнице, а коса — на улице.

Сложишь — клин, разложишь — блин.

Стоит Егорка в красной ермолке; кто ни пройдёт — всяк поклон отдаёт.

Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал.

Летит — пищит, сядет — молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт.

Маленький мальчишка в сером армячишке1 по дворам шныряет, крохи собирает.

БЕЛОРУССКИЕ ЗАГАДКИ

ч Один говорит, два смотрят, два слушают.

Не разбив горшочек, не съешь кашки.

АРМЯНСКИЕ ЗАГАДКИ

Целый табун коней на одной связке.

Огромное поле; пахать его нельзя, камней на нём не сосчитать.

КАЗАХСКАЯ ЗАГАДКА

Потяну за верёвку — встанет гора.

ТУРКМЕНСКАЯ ЗАГАДКА

У меня есть дерево, на нём двенадцать веток; на каждой ветке тридцать листочков; одна сторона у листочка чёрная, вторая белая.

АНГЛИЙСКАЯ ЗАГАДКА

Жёлтое, сияет, но не золото.

Знаете ли вы, что…

Загадка издавна привлекала внимание писателей. Вот как Николай Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» использовал загадку о снеге:

Пришла весна — сказался снег!

Он смирен до поры:

1Армяк — старинная крестьянская одежда из толстого сукна.

Летит — молчит, лежит — молчит,

Когда умрёт, тогда ревёт.

Вода — куда ни глянь.

А другого русского поэта Василия Жуковского пленил образ рогатого пастуха — месяца и его бесчисленных стад — звёздной россыпи. Вот какие стихи написал он:

На пажити необозримой,

Не убавляясь никогда,

Скитаются неисчислимо Сереброрунные стада.

В рожок серебряный играет Пастух, приставленный к стадам;

Он их в златую дверь впускает И счёт ведёт им по ночам…

Известный детский писатель Самуил Маршак тоже приду­мывал стихотворные загадки. Вот, например, загадка о пиле:

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб,

Поломала Зуб, зуб.

Или о мяче:

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Замечательные загадки сочинял и Корней Чуковский. Вот одна из них под названием «Чудесная пещера». О чём она, легко догадаться:

Красные двери в пещере моей,

белые звери сидят у дверей.

И мясо и хлеб — всю добычу мою —

я с радостью этим зверям отдаю.

1.Объясните, что такое загадка.

2.Как вы думаете, почему возникли загадки?

3.Любите ли вы отгадывать загадки? Почему?

4.Подберите загадки на одну из предложенных тем: «Времена года», «Мир животных», «Явления природы».

5.Придумайте свои загадки о каком-либо явлении природы или предмете.

Из секретов литературоведения

Понятие о ритме и рифме Вы уже, конечно, обратили внимание на то, что стихи напи­саны особо организованной речью, в них мы гораздо острее, чем в обычной речи, ощущаем звучание слов, их взаимную связь. Это происходит благодаря ритму стихотворения и рифмам, при помощи которых достигается упорядоченность, музыкальность, соразмерность речи. Поэтому стихи легко запоминаются, живо воспринимаются слушателями.

Ритм (от греч. гИуИптоэ — стройность) — одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Рифма (от греч. гИу^тоэ — соразмерность) — звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

Рассмотрим загадку о письме:

Сбоку марка и картинка, в круглых штампах грудь и спинка.

Обратите внимание как равномерно чередуются ударные и безударные слоги в загадке, определяя её ритм.

Или вспомним слова из известной сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Взгляните на окончание каждой строки. Первая и вторая строки одинаково заканчиваются: сток, а третья и четвёртая созвучны: юг— круг. Звуковые совпадения и созвучия, или рифма, делают эти строки легко запоминающимися и мело­дичными.

«Рифма возвращает вас к предыдущей строке, — писал поэт Владимир Маяковский, — заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

1.Что называется ритмом, рифмой?

2.Какова роль ритма и рифмы в стихотворной речи?

3.Слова ритм и рифма происходят от одного греческого слова rhythmos. Как вы думаете, о чём это свидетельствует?

4.Придумайте четверостишие на заданные рифмы (например, обед — сосед, ходил — забыл). Эта литературная игра называ­ется буриме (от франц. bouts rimes — рифмованные оконча­ния). В наше время она так же популярна, как и сто лет назад.

5.Проведите в классе соревнование по буриме.

Обучаемся устному высказыванию Для того чтобы составить устное связное высказывание на основе пословицы, внимательно прочитайте статью учебника «О пословицах и поговорках». Проверьте, как вы её усвоили. А теперь выберите одну из пословиц. Обдумайте тему, составьте план своего высказывания. Лучше всего опирайтесь на какое- нибудь конкретное событие, случай или ситуацию.

Предположим, вы выбрали пословицу «Друзья познаются в беде». Эта пословица всегда употребляется только в прямом значении. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни или из жизни своих друзей, знакомых, когда кто-то из вас попал в

Развиваем речь

беду. Кто тогда пришёл на помощь первым? В своё высказы­вание введите рассуждение о настоящей и ложной дружбе. К сожалению, есть люди, которые только на словах — лучшие друзья. Когда вам хорошо — они рядом, а случись беда — они не поспешат на помощь. А есть люди скромные, немного­словные, они не набиваются в друзья, но на деле по- настоящему искренни и всегда придут на помощь.

Теперь повторите «про себя» всё высказывание. Подберите яркие, образные слова. Избегайте неоправданных повторов, следите за интонацией.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 11-01-2014, 08:16, Переглядів: 5003