Загадки

С детства нам известен такой малый фольклорный жанр, как загадка, — краткое описание неназванного предмета или явления, на основании которого его надо угадать, проявляя при этом наблюдательность, сообразительность, ум.

Загадки возникли в глубокой древности и практически являются ровесниками устной речи. Многие природные явления и общие закономерности, которые трудно было объяснить, вызывали у древнего человека страх, преклонение, трепет. Некоторым природным силам давались имена, которые люди боялись произносить вслух, — тогда вместо этих имён использовались пространные образные описания. Подобные описания со временем стали загадками, а увлекательный процесс их отгадывания стал народной забавой.

Как сочинить загадку? Можно перечислить признаки предмета, растения, животного, человека, не называя его: «Утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх». Такая загадка называется описательной. Можно придумать загадку на проверку логического мышления: «За столом сидели две мамы, две дочери и одна внучка. Сколько всего женщин сидело за столом?» Такие загадки ещё называют математическими. Иногда загадка состоит из прямо поставленного вопроса: «Кто говорит на всех языках?» Вопрос может иметь шутливый характер: «Когда дурак бывает умным?»

Загадки существуют преимущественно как самостоятельные произведения, но могут использоваться в легендах, сказках, повестях. Например, в русской народной сказке про Федота-стре-льца загадка вынесена в заглавие: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». В украинской народной сказке «Мудрая девица» главной героине приходится разгадывать много зага

док: что в мире сытнее, быстрее и милее всего; её приглашают в гости, чтобы не шла и не ехала, ни босая, ни обутая, ни с гостинцем, ни без него.

Загадки использовали, чтобы передать жизненный опыт старшего поколения младшему.

Эти короткие образные произведения всегда оживляли общение, потому что отгадывающий одновременно и играет, и испытывает себя. Загадки посвящены практически всему, с чем связана жизнь человека. Это явления природы, растительный и животный мир, время, занятия и ремёсла, одежда, украшения, посуда, предметы быта, человек и окружающая его природа, книги.

Загадка — малый жанр фольклора, краткое описание неназванного предмета или явления, на основании которого его надо узнать, угадать. Правильный ответ на загадку называется отгадкой.

Русские народные

1.    На свете нет её сильнее,

На свете нет её буйнее.

В руках её не удержать И на коне не обогнать.

2.    Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А зимой убежит.

3.    С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

4.    Два рога, а не бык, шесть

5.    Ноги многи, усы длинны,

6.    Сговорились две ноги Делать дуги и круги.

Ю. Митченко. Иллюстрация к сказке «Мудрая девица». 2010 г.

загадки

ног без копыт, а хвостиком брык, брык.

7.    Не кузнец, а с клещами.

С длинными усами.

Когда он чёрен —

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет.

8.    Если ей работу дашь —

Зря трудился карандаш.

9.    Два Егорки Живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

Украинские народные загадки

10.    Белая пашня,

Чёрное семя;

Кто умеет, тот его сеет,

Кто знает, тот отгадает.

11.    У матери тысяча сыновей,

Каждому она мисочку дала,

А себе не взяла.

Загадки крымских татар

12.    Через забор проходит, Шелеста не делает.

13.    Есть у меня один войлок: Мир может прикрыть,

А море не закрывает.

14.    В блестящей воде Жёлтая лодочка танцует.

Белорусские народные загадки

15.    Пять амбарушек, одни

16.    Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

ворота.

17.    Стала чёрной я недавно.

Ты в ладонь меня возьми И, сжимая пальцы плавно,

Каплю золота найди!

18.    Он носит жёлтое длинное пальто.

Если захочешь его съесть,

Придётся раздеть его.

19.    Две малютки выглядывают каждый из своего окошка, чтобы всё увидеть и рассказать, ни слова при этом не говоря.

Мордовские народные загадки

20.    Летела стая гусей.

Один летел впереди и два — позади,

Один — позади, два — впереди,

Один стал среди двух и трое стали рядом.

Сколько их летело?

21.    В корзинке три яблока. Как их разделить между тремя ребятами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?

22.    Что было вчера и будет завтра?

23.    Что в воду падает, но следа не оставляет?

Вопросы и задания

1.    Вспомните, какие загадки вы изучали на уроках литературного чтения в начальной школе.

2.    Какие предметы или явления обычно изображаются в загадках?

3.    Дайте определение понятия «загадка». Какие виды загадок вы знаете?

4.    Прочитайте и отгадайте загадки. Каким темам посвящены эти загадки?

5.    Приведите примеры загадок различных видов. Зачем человек составляет загадки?

6.    Выпишите в тетрадь несколько загадок об одном предмете или явлении, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Сравните их. Какие признаки предмета или явления чаще повторяются в загадках?

Придумайте загадку о книге, тетради, ручке, карандаше, линейке или ранце. Запишите её в тетрадь.

Автор: admin от 3-01-2014, 02:10, посмотрело: 3740