Устное народное творчество
С давних времён, ещё до появления письменности, у каждого народа бытовали разнообразные легенды и песни, сказки и былины, скороговорки и прибаутки, частушки и загадки, пословицы и поговорки. Эти произведения жили в памяти народа в устной форме; при их многократном повторении сохранялось лишь то, что было ярким, удачным, а невыразительное, плохо продуманное забывалось. Так они шлифовались, приобретали предельную выразительность. Поэтому народные сказки, песни, легенды являются примером художественной завершённости — как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах, называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость, народное знание).
У всех народов фольклор был той основой, на которой возникла и продолжает развиваться художественная литература.
Творцы и сказители из народа изобрели особые приёмы сохранения в памяти больших по объёму текстов. Это прежде всего хорошо знакомые вам по народным сказкам повторы, присказки, зачины и концовки («Жили-были…», «В некотором царстве, в небывалом государстве…», «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» и т.д.). Для создания напевности устного народного стиха использовались повторения отдельных слов (например, «Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла …», «Не былинушка в чистом поле заша- талася, зашаталася бесприютная моя головушка — бесприютная моя головушка молодецкая…»).
Произведения фольклора сопровождают нашу жизнь с первых её мгновений. Наверное, каждый из нас засыпал под пение колыбельной песни («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю: придёт серенький волчок, схватит Ваню за бочок…»), задумывался над замысловатой загадкой («Два кольца, два конца, посредине — гвоздик»), умывался утром, слушая весёлые потешки («Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»). В игре со сверстниками не обойтись было без считалок. Например, кто не помнит эту считалку:
На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?..
Но не только с детскими забавами связан фольклор. Произведения устного народного творчества были неотделимы от быта и практической жизни людей. Под ритм так называемых трудовых песен работали:
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых деточек кормить.
А пение календарных песен, например веснянок, должно было ускорить приход весны:
Весна, весна красная!
Что нам принесла?
— Лето тёплое.
— На чём приехала?
— На сошечке,
На бороночке,
На овсяном снопу,
На ржаном колосу.
В легендах, былинах, сказках, песнях, пословицах нашли отражение заветные чаяния народа, его вера в лучшую жизнь. Так, например, сказка просто и убедительно рассказывает нам
опобеде добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости, трудолюбия, разума и отваги.
Прошли столетия, и произведения устного народного творчества начали записывать, а со временем и издавать. Изучать фольклор, знать и любить его — значит усвоить многовековую мудрость народа, его богатое духовное наследие.
1. Что такое устное народное творчество?
2. Как создавались фольклорные произведения?
3. С какими произведениями фольклора вы уже знакомы? Расскажите о них.
4. Расшифруйте головоломку и назовите виды устного народного творчества.
5. Вспомните несколько считалок и расскажите их.
6. Загадайте своим одноклассникам две-три загадки.
Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян
Автор: admin от 11-01-2014, 03:53, Переглядів: 2766