§ 17. Вселенная и жизнь человека. Представление о Вселенной. Исследования космоса » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 17. Вселенная и жизнь человека. Представление о Вселенной. Исследования космоса






§ 17. Вселенная и жизнь человека. Представление о Вселенной. Исследования космоса

Космические ритмы жизни на нашей планете. Когда ночью мы смотрим на небосвод, взору открывается безграничный мир — множество звезд и планет... Пылинкой затерялась во Вселенной наша родная Земля.

Не все люди до конца осознают, как тесно наша жизнь связана с космическими явлениями. Ежедневно мы встаем вместе с Солнцем, каждый вечер ложимся спать, когда оно заходит. Радуемся теплому лету когда путь Солнца по небу долог, и готовимся к зиме, когда он становится короче. Деревья «знают», когда им цвести, а когда — сбрасывать листву. Животные «знают», когда приходит время зимней спячки, а когда — просыпаться. Так работают внутренние биологические часы организмов. Но правильнее было бы назвать их «космическими» часами. Ведь они заставляют организмы жить в ритме Солнца.

Чему люди научились, наблюдая за небом? В отличие от других живых существ, человек ориентируется во времени не только по своим внутренним «космическим» часам. Много тысяч лет назад люди, проводя наблюдения, обнаружили, что небесные явления повторяются. Свой путь по небу повторяют Солнце и звезды, повторяются и изменения формы видимой части Луны. Эти наблюдения позволили человеку вести отсчет времени — создать календарь и солнечные часы (рис. 17.1). Еще у древних египтян более 3500 лет тому назад был лунный календарь: они знали, что промежуток времени между новолуниями составляет примерно 30 суток. По календарю люди определяли дни посева и жатвы, рассчитывали время разлива рек.

Небо помогало людям ориентироваться не только во времени, но и в пространстве. По звездам и Солнцу путешественники прокладывали путь на суше и на море. Множество полезных знаний приобрели люди, наблюдая небо.

Как изменялись представления о Вселенной? Человек — существо любознательное. Он всегда стремился понять, как устроена Вселенная. Какое место занимает во Вселенной Земля? Какой она формы? Почему движутся по небу Солнце и звезды? Как далеко находятся звезды? Люди искали ответы на эти вопросы и в разное время отвечали на них по-разному.

Древние египтяне полагали, что мир расположен в огромном заполненном воздухом шаре, который плавает в безграничном океане. Воздух (бог Шу) не дает водам океана обрушиться на землю. В верхней части шара Шу соприкасается с океаном, образуя небо. В середине находится плоская земля (бог Геб). Под ней — нижняя часть мира Дуат. Египтяне считали, что жизнь существует не только благодаря богу Шу, но и благодаря Солнцу (богу Ра). Днем Ра со спутниками-богами плыл по небу в своей дневной барке с востока,на запад. Ночью он пересаживался на ночную барку и плыл через Дуат по водам нижнего неба. В это время звезды, вышедшие из Дуата, плыли по небу над Землей (рис. 17.2). Каждое из плаваний Ра длилось 12 часов, поэтому продолжительность суток у египтян равнялась 24 часам.

Похожих взглядов на строение Вселенной придерживались и древние греки. В греческих мифах Земля делила Вселенную на две части: верхнюю — небо и нижнюю — царство вечного мрака. Ежедневно бог Солнца Гелиос на золотой колеснице объезжал небо над диском Земли. А каждой ночью в золотой ладье плыл по океану, опоясывающему земной диск (рис. 17.3).

Древние греки, как и египтяне, долгое время считали Землю плоской. Представьте, что вы находитесь в чистом поле или в море. Куда ни глянь — до самого горизонта простирается плоская равнина или водная гладь. Как не поверить тому, что видишь собственными глазами?

Однако именно в Древней Греции более 2500 лет тому назад великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму шара. Каким проницательным должен быть ум ученого, чтобы вопреки очевидному «Земля плоская» высказать предположение: «Земля шар». Позже древнегреческий ученый и философ Аристотель создал картину мира, в центре которой находилась шарообразная Земля. Вокруг нее оборачивались Солнце и Луна, планеты и звезды, закрепленные на прозрачных сферах (рис. 17.4).

Прошло более 1500 лет, и люди узнали — мир устроен по-другому. В XV веке это доказал великий польский ученый Николай Коперник.

Рис. 17.4. Картина мира по Птолемею — последователю Аристотеля. В центре — неподвижная Земля, вокруг нее оборачиваются Солнце, Луна и планеты

Стараясь «определить форму мира и соразмерность его частей», он вычислил, что в центре мира находится Солнце, а все планеты, в том числе Земля, обращаются вокруг него (рис. 17.5).

Коперник считал, что космос ограничен «сферой неподвижных звезд». Но что тогда находится за этой сферой? Человеком, которому первым удалось мысленно «заглянуть» за нее, стал итальянец Джордано Бруно. «Вселенная бесконечна!» — утверждал Бруно. Через 40 лет после смерти Коперника он высказал предположение: звезды — это другие солнца, вокруг которых вращаются системы планет, похожие на нашу! И хотя тогда эта мысль казалась фантастической, сегодня мы знаем — Бруно был прав.

С того времени ученые сделали множество открытий. Оказалось, что во Вселенной действительно существует много звездных миров галактик. Современные исследования раскрывают тайны строения

Рис. 17.5. Строение Вселенной по Копернику. В центре — Солнце, вокруг него оборачиваются планеты. Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд

звёзд, их «рождения» и «смерти». Ученые изучают также планеты, рассчитывают расстояния до далеких звезд.

Как человек исследует космос? С древних времен, наблюдая небо, люди использовали различные измерительные приборы, которые позволяли определять положение тел на небе. А 400 лет тому назад был создан прибор для наблюдения — телескоп (рис. 17.6). С помощью телескопов люди смогли открыть множество небесных тел.

Сегодня во многих странах мира есть огромные обсерватории, где ученые проводят исследования космоса (рис. 17.7).

В 50-х годах прошлого века в космос были запущены искусственные спутники Земли, а в 1961 году впервые в космосе побывал человек. Им стал советский космонавт Юрий Гагарин (рис. 17.8). В 1969 году американские космонавты высадились на Луне. В нашей стране также проводятся исследования космоса. Украинский космонавт Леонид Каденюк в 1997 году участвовал в космическом полете на корабле «Колумбия» в составе украинско-американского экипажа (рис. 17.9).

Рис. 17.10. Крупнейшая околоземная обсерватория — Хаббловский космический телескоп, названный в честь американского астронома Э. Хаббла

С помощью автоматических космических аппаратов ученые проводят исследования космоса, такие аппараты осуществляют полеты к планетам Солнечной системы. Телескопы, выведенные на орбиту Земли, позволяют заглянуть в далекие уголки Вселенной (рис. 17.10). Искусственные спутники Земли помогают ученым изучать атмосферу Спутники используют также для теле- и радиосвязи.

•    Жизнь организмов на Земле подчиняется ритму Солнца.

•    Наблюдая повторяющиеся небесные явления, люди научились вести отсчет времени и ориентироваться в пространстве.

•    Представления о Вселенной формировались на протяжении всей истории человечества. Современная картина мира основывается на исследованиях Н. Коперника и идеях Дж. Бруно.

•    Сегодня ученые изучают космос с помощью мощных телескопов и космических аппаратов.

Проверьте себя

1.    Как жизнь людей подчиняется ритму Солнца?

2.    Как древние греки и египтяне представляли устройство мира?

3.    Какую картину мира создали древнегреческие ученые?

4.    Чем отличается устройство Вселенной по Н. Копернику от представлений древних греков?

5.    Как изменились представления о Вселенной благодаря Дж. Бруно?

6.    Какой прибор для наблюдений используют ученые, исследуя космос?

7.    Какие возможности в освоении космоса появились у человечества в прошлом веке?

8.    Назовите известных вам космонавтов.

9.    Какие небесные явления помогли людям изобрести календарь?

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 15:33, посмотрело: 2042