Народна Освіта » Біологія » Размножение и развитие человека

НАРОДНА ОСВІТА

Размножение и развитие человека

Репродуктивная система

Прежде чем приступить к изучению репродуктивной системы человека, вспомните, как размножаются животные. Какие органы входят в состав половых систем позвоночных? Какие гормоны влияют на развитие половых признаков человека?

Пол и полоВые признаки

Пол — это совокупность признаков, которые обеспечивают половое размножение и отличают мужские и женские особи одного вида.

Между собой особи разного пола отличаются по первичным и вторичном половым признакам. Первичные половые признаки — это отличительные анатомо-морфологические особенности организма, которые обеспечивают образование соответствующих гамет и оплодотворение. К первичным половым признакам относят разницу в строении половых желез, половых проводящих путей, наружных половых органов. Они перечислены в таблице.

Первичные половые признаки человека

У женщин

У мужчин

Внутренние половые органы

• Яичники

• Маточные (фаллопи-

• Семенники

• Матка

евы) трубы

• Семявыносящие протоки

• Вульва

• Влагалище

• Предстательная железа

Наружные половые органы

• Половые губы

 

• Мошонка

• Клитор

 

• Пенис

Вторичные половые признаки — это отличительные анатомоморфологические особенности организма, играющие определенную роль в процессах развития организма и регуляции физиологических процессов, которые у особей разного пола происходят по-разному.

Так, у женщин, в отличие от мужчин, хорошо развиты молочные железы, а тазовые кости более мощные. У мужчин большая часть массы тела приходится на мышцы. Кроме того, у мужчин часто вырастают борода и усы. Вторичным признаком является и расположение волос на теле, которое также отличается у женщин и мужчин. Некоторые вторичные признаки перечислены в таблице.

Некоторые вторичные половые признаки человека

У женщин

У мужчин

•    Хорошо развиты молочные железы

•    Меньшее количество волос на теле

•    Отсутствие волос на подбородке

•    Треугольная форма волос на лобке

•    Уже талия, короче и шире таз, широкие бедра

•    Жировая ткань накапливается преимущественно вокруг бедер

•    Неразвитые молочные железы

•    Большее количество волос на теле: волосы на верхней губе, на подбородке, часто на груди, животе, предплечьях

и голенях, иногда также на руках, бедрах, ягодицах, плечах

•    Узкие бедра

•    Жировая ткань накапливается преимущественно вокруг плечевого пояса

ПолоВые органы

Как вы уже знаете, половые органы человека делятся на мужские и женские. И у мужчин, и у женщин есть наружные и внутренние половые органы. Основная функция половых органов — обеспечение процесса размножения, т. е. образование мужских и женских половых клеток, вынашивание плода у женщин и выделение специфических секретов у мужчин.

Внутренние полоВые органы

Внутренние половые органы мужчин — это яички с придатками, половые каналы (семявыносящие и семяизвергающие протоки), придаточные половые железы (семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы мочеиспускательного канала), мочеиспускательный канал (рис. 55.16, с. 192).

К внутренним женским половым органам относятся яичники, маточные трубы, матка и влагалище (рис. 55.1а, с. 192). Яичники — это парные половые железы миндалевидной формы. В них образуются и созревают женские половые клетки — яйцеклетки. Также яичники вырабатывают половые гормоны, такие как эстрадиол и прогестерон.

Наружные полоВые органы

К наружным мужским половым органам относят половой член (пенис) и мошонку. Половой член (пенис) — орган цилиндрической формы, предназначенный для выведения мочи и семенной жидкости (спермы). В этом органе различают головку, на которой расположен внешний зев уретры, корень (место фиксации члена к костям таза) и тело (часть органа, которая находится между корнем и головкой). Мошонка — кожное мешочковидное образование, в котором размещены яички с придатками и начальные отделы семенных канатиков.

К наружным женским половым органам относятся большие и малые половые губы и клитор. Большие половые губы — парные массивные складки кожи, достаточно упругие, идущие параллельно друг другу и ограничивающие по бокам срамную щель. Малые половые губы — парные тонкие складки кожи, размещенные внутри больших половых губ, параллельно им, но тонкие и короткие. Клитор — небольшой пальцевидный бугорок, который размещается между передней спайкой губ и внешним отверстием мочеиспускательного канала и состоит из головки, тела и ножки.

ПолоВые клетки

Мужскими половыми клетками являются сперматозоиды. Это подвижные клетки, которые состоят из трех отделов — головки, шей-

ки и хвоста (рис. 55.2). В хвосте содержатся специальные белки, которые обеспечивают движение сперматозоида. А в шейке сосредоточены митохондрии, производящие энергию, которая используется для движения. Головка клетки содержит ядро с наследственным материалом и специальную ор-ганеллу — акросому. Она нужна для того, чтобы сперматозоид мог преодолеть оболочки яйцеклетки при оплодотворении: ферменты, которые содержатся в акросоме, эту оболочку растворяют.

 

Женскими половыми клетками являются яйцеклетки (рис. 55.3).

Яйцеклетка гораздо больше сперматозоида. Она содержит питательные вещества, необходимые будущему зародышу, и не имеет жгутика. Наследственный материал яйцеклетки содержится в ядре. Снаружи ее окружают специальные оболочки, образующиеся во время развития яйцеклетки в яичнике. Они препятствуют проникновению в яйцеклетку более одного сперматозоида и способствуют укоренению зародыша в слизистую оболочку матки.

Люди разного пола отличаются по первичным и вторичным половым признакам. К первичным половым признакам относятся внутренние и наружные половые органы. Эти органы обеспечивают процесс размножения. Мужскими половыми клетками являются сперматозоиды, а женскими — яйцеклетки.

Проверьте сВои знания

1.    На какие группы делятся половые признаки?

2.    Перечислите внутренние половые органы мужчин.

3.    Перечислите внутренние половые органы женщин. 4*. Каковы особенности строения сперматозоида?

5*. Каковы особенности строения яйцеклетки?

Как работает репродуктивная система

Прежде чем приступить к изучению работы репродуктивной системы, вспомните, какие органы входят в ее состав. Какие половые гормоны вырабатываются в организме человека? Какие гормоны стимулируют развитие мужских, а какие — женских вторичных признаков?

ОбразоВание полоВых клеток

Сперматозоиды образуются в мужских половых железах — семенниках — начиная с периода полового созревания до прекращения половой активности организма.

Размножение первичных половых клеток, из которых образуются яйцеклетки, происходит только во время эмбрионального развития. После рождения в организме женщины содержится около 400 тысяч незрелых первичных половых клеток.

В период полового созревания эти клетки начинают развиваться. Обычно в течение одного менструального цикла созревает только одна яйцеклетка.

Менструальный цикл

Менструальный цикл — это закономерные циклические изменения в организме женщины, повторяющиеся через определенные промежутки времени и внешне проявляющиеся в виде менструации.

Менструация — это периодическое появление необильных и непродолжительных кровяных выделений из половых путей, характерные для здоровой небеременной женщины.

Средняя продолжительность менструального цикла составляет 28 дней. Каждый нормальный менструальный цикл является подготовкой организма женщины к беременности. Менструальное кровотечение является следствием отторжения слизистой оболочки матки.

Первая менструация у девушки наступает обычно в возрасте 1214 лет. Прекращение менструаций наблюдается у женщин во время беременности и у многих из них — после родов в период кормления ребенка грудью. В пожилом возрасте у женщин начинается постепенное угасание менструальной функции — наступает климакс.

Фазы менструального цикла и его регуляция

Менструальный цикл включает четыре фазы: менструальную, послеменструальную, овуляционную и предменструальную (рис. 56.1). Во время менструальной фазы происходит отторжение и удаление из организма слизистой оболочки матки — эндометрия. Во время послеменструальной фазы эта оболочка восстанавливается. Во время овуляционной фазы под влиянием гормонов в яичнике активно развивается один из фолликулов — пузырьков, в которых формируются яйцеклетки. После завершения формирования яйцеклетки она выходит из фолликула. Этот процесс называется овуляцией. В период предменструальной фазы из фолликула, который покинула яйцеклетка, образуется так называемое желтое тело — временный орган внутренней секреции. Оно вырабатывает гормоны, необходимые для нормального протекания беременности. Если оплодотворения не происходит, то желтое тело редуцируется и цикл начинается снова.

Менструальный цикл регулируют сразу несколько органов, работающих согласованно. Гипофиз вырабатывает ряд важнейших гормонов, среди которых два непосредственно регулируют работу яичников — это фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и лютеини-зирующий гормон (ЛГ). Яичники отвечают за созревание яйцеклетки и выработку половых гормонов.

Оплодотворение

Оплодотворение — это процесс слияния зрелой мужской (сперматозоид) и женской (яйцеклетка) половых клеток, в результате чего образуется одна клетка — зигота, являющаяся началом нового организма (рис. 56.2, с. 196).

Во время полового акта во влагалище вбрасывается 3-5 мл спермы — смеси сперматозоидов с выделениями мужских желез. В ней содержится 200-500 млн сперматозоидов, которые имеют свойство двигаться против тока жидкости. Из влагалища они перемещаются

в матку, а затем — в маточные трубы, где и встречаются с яйцеклеткой. Яйцеклетка самостоятельно двигаться не может. Ее движения обеспечиваются сокращениями мышц стенки трубы и работой ресничек эпителия. Зрелая яйцеклетка из лопнувшего фолликула попадает сначала в брюшную полость, а затем — в маточную трубу, где обычно и происходит оплодотворение.

 

Беременность

Беременность — это физиологическое состояние организма женщины, связанное с оплодотворением яйцеклетки и развитием зародыша и плода. Беременность у женщины длится 270-280 дней.

Во время беременности в организме женщины происходят значительные изменения. Из внешних оболочек плода формируется плацента. Плацента, или детское место,— это орган, связывающий плод с организмом матери во время внутриутробного развития. Она обеспечивает обмен веществ между организмом матери и плодом и уберегает плод от нападения иммунной системы матери.

Значительные изменения происходят в матке: увеличиваются ее размеры — не только за счет растяжения стенок, но и за счет увеличения массы мышц. Развивается сеть крупных и мелких сосудов, несущих кровь к плаценте. Почки работают с повышенной нагрузкой, выводя продукты обмена не только матери, но и плода. У женщины активизируется образование эритроцитов в костном мозге, увеличивается количество крови, расширяются кровеносные сосуды, усиливается газообмен. Для обеспечения нормального функционирования органов и систем организма беременной, благоприятных условий для развития плода необходимо повышенное количество питательных веществ и кислорода.

Роды

Роды — это физиологический процесс, которым заканчивается беременность, выход из тела матери зрелого плода и последа (плаценты и зародышевых оболочек) (рис. 56.3).

Рождение ребенка обеспечивается схватками. Схватки — это периодически повторяющиеся сокращения мышц матки. Потуги — это ритмические сокращения мышц брюшного пресса, сопровождающие схватки.

Менструальный цикл — это закономерные циклические изменения в организме женщины, повторяющиеся через определенные промежутки времени. Внешне он проявляется в виде менструации и делится на четыре фазы. Регуляцию менструального цикла осуществляет эндокринная система. Во время полового акта может произойти оплодотворение, в результате чего наступит беременность. При беременности для обеспечения обмена веществ с организмом матери из оболочек плода образуется специальный орган — плацента.

Проверьте сВои знания

1.    Где образуются половые клетки?

2.    Что такое    менструальный    цикл?

3.    Из каких    фаз состоит    менструальный цикл?

4.    Что такое    плацента?

5.    Из чего образуется плацента?

6.    Что такое    роды?

Развитие человека

Прежде чем приступить к изучению процессов развития человека, вспомните, как может происходить развитие у животных. Каким животным присуще развитие с метаморфозом, а каким — без метаморфоза? У каких животных зародыш развивается в теле матери?

Онтогенез и факторы, на него влияющие

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма от момента зарождения до естественной смерти или до прекращения существования одноклеточного организма в результате деления.

Термин «онтогенез» был предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В основе онтогенеза лежит процесс последовательной и необратимой реализации наследственной информации конкретного организма. На реализацию этой информации (и, соответственно, на протекание онтогенеза) может влиять много различных факторов. К ним относят условия окружающей среды, нейрогуморальную и гормональную регуляцию и т. п.

Эмбриональный период развития

Эмбриональный (зародышевый) период длится от момента образования зиготы до рождения ребенка (рис. 57.1). В этот период из одной клетки формируются все ткани и системы органов организма.

Зародышевое развитие человека состоит из нескольких этапов: дробление, образование зародышевых листков и оболочек, образование тканей (гистогенез) и органов (органогенез).

Через четыре-пять дней после оплодотворения однослойный зародыш с полостью внутри попадает в полость матки. После этого он погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней. Этот процесс называется имплантацией.

Начинается эмбриональный период внутриутробного развития. Сначала формируются три зародышевые оболочки и три зародышевых листка. Зародышевые оболочки образуются из части клеток зародыша. Во внешней оболочке имеются ворсинки с капиллярами, посредством которых зародыш питается и дышит. Внутренняя оболочка тонкая и прозрачная, она образует пузырь, полость которого

заполнена околоплодной жидкостью, защищающей зародыш от механических повреждений. Внешняя и средняя оболочки участвуют в образовании плаценты вместе со слизистой оболочкой матки.

На 10-14-й день после оплодотворения клетки зародыша формируют зародышевые листки, из которых затем образуются все органы и ткани. Начиная с 9-й недели внутриутробного развития и до момента рождения организм называют плодом. Плод имеет свою окружающую среду, состоящую из зародышевых оболочек, околоплодных вод и пуповины — шнурообразного органа, который отходит от плаценты и соединяет плод с материнским организмом.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период — это период жизни человека после рождения (рис. 57.2, с. 200). Его можно разделить на несколько этапов, длительность которых отличается у мужчин и женщин. Кроме того, большое значение имеют наследственность и образ жизни человека. Внешние факторы также могут влиять на продолжительность отдельных этапов онтогенеза.

Таким образом, в жизни человека выделяют следующие возрастные периоды:

Период младенчества (первые 10 дней): происходит перестройка организма, обусловленная адаптацией к жизни вне организма матери. Разрушаются структуры, связанные с обменом веществ через плаценту.

Грудной период (10 дней — 1 год) характеризуется наиболее высокими в постэмбриональном периоде темпами роста и развития всех систем органов, а также укреплением опорно-двигательного аппарата, формированием большого количества условных рефлексов.

Раннее детство (1-3 года): наблюдаются высокие темпы роста и развития всех систем органов; начало самостоятельных активных движений; переход на питание взрослой пищей; развитие молочных зубов; начало использования речи. В конце периода темпы роста замедляются.

Первое детство (4-7 лет): замедляются темпы роста; происходит активное накопление информации об окружающем мире; формируются умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизнедеятельности; развиваются постоянные зубы.

Второе детство (8-12 лет у мальчиков, 8-11 лет у девочек): относительно невысокие темпы роста; продолжается активное накопление информации об окружающем мире и формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.

Подростковый период (13-16 лет у мужчин, 12-15 лет у девочек): начало периода полового созревания; резкое увеличение темпов роста; существенные гормональные перестройки в организме, начало функционирования половых систем.

Юношеский период (17-21 год у юношей, 16-20 лет у девушек): завершение периода полового созревания; замедление темпов

развития и прекращение роста тела, половые системы выходят на нормальный режим функционирования.

Зрелый возраст (первый период — 22-35 лет у мужчин, 2135 лет у женщин): наиболее продуктивный период жизни; развитие способностей достигает высшего уровня, работа всех систем организма становится наиболее эффективной.

Зрелый возраст (второй период — 36-60 лет у мужчин, 3655 лет у женщин): очень продуктивный период; достаточно высокие физические возможности наряду с богатым опытом позволяют достигать высоких результатов. В конце периода наблюдается постепенное угасание функций репродуктивной системы.

Преклонный возраст (61-74 года у мужчин, 56-74 года у женщин): состояние организма существенно зависит от особенностей образа жизни, который человек вел в предыдущие периоды. Репродуктивные функции у мужчин продолжают снижаться, у женщин прекращаются вообще.

Старческий возраст (75-90 лет): в организме происходят структурные, функциональные и биохимические изменения, которые в значительной мере ограничивают его возможности.

Долгожительство (более 90 лет): в организме продолжаются структурные, функциональные и биохимические изменения, которые ограничивают его возможности.

Развитие человека состоит из двух основных этапов — эмбрионального и постэмбрионального. Период жизни человека после рождения можно разделить на несколько этапов, длительность которых отличается у мужчин

и женщин.

Проверьте сВои знания

1.    Что такое онтогенез?

2.    Какие периоды развития выделяют у человека?

3.    Какие процессы происходят во время эмбрионального развития?

4.    Зачем нужны зародышевые оболочки?

5.    Какие процессы происходят во время постэмбрионального развития?

6.    На какие периоды можно разделить жизнь человека?

7.    Какие факторы могут влиять на продолжительность периодов жизни человека?

Нарушения работы репродуктивной системы

Прежде чем приступить к изучению нарушений работы репродуктивной системы человека, вспомните, какие органы входят в ее состав. Какие заболевания мочевыделительной системы могут возникать у человека? Чем различаются между собой восходящие и нисходящие инфекции? Какие пути передачи ВИЧ вы знаете?

Влияние вредных веществ на развитие плода

Действие вредных веществ во время развития плода особенно опасно. Это связано с тем, что за короткий период эмбрионального развития в организме образуется большое количество новых органов и их систем. Во время их формирования даже минимальное отрицательное влияние может привести к тяжелым последствиям.

Именно поэтому многие медицинские препараты имеют ограничения по применению во время беременности. Если не соблюдать меры предосторожности, то это может привести к непредсказуемому результату. Так, в середине XX в. применение беременными безопасного для взрослых снотворного препарата привело к рождению детей с редуцированными конечностями.

Вам уже известно о влиянии курения и алкоголя на все системы органов взрослого человека. Представьте, к каким последствиям для плода могут привести эти вредные привычки. Продукты, содержащиеся в табачном дыму, опасны и для взрослого организма, а во время беременности они могут повредить плаценту или вызвать преждевременные роды. Алкоголь влияет на развитие нервной системы и может привести к рождению детей с психическими нарушениями.

Заволевания, передающиеся половым путем

Очень опасными для здоровья человека являются заболевания, которые передаются половым путем. Организм человека не вырабатывает иммунитет к этим заболеваниям, следовательно, даже после выздоровления человек может снова ими заразиться. Проникая в организм через половые пути, возбудители этих заболеваний могут также нарушать функционирование других органов. Так, возбудитель сифилиса (рис. 58.1) поражает сердце, кости, нервную систему и т. д.

Заболевания, которые передаются половым путем, могут вызываться: простейшими (трихомоноз), бактериями (гонорея (рис. 58.2) и сифилис), вирусами (генитальный герпес), микроскопическими грибами (кандидоз). Половым путем могут передаваться и некоторые паразитарные инфекции, например педикулез.

Предупреждение ВИЧ-инфицироВания

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), который является возбудителем СПИДа, очень опасен. Он поражает иммунную систему человека, в результате чего организм становится беззащитным перед любой инфекцией. Из курса основ здоровья вы знаете, что этот вирус передается не только половым путем. Но он является одним из основных. Дело в том, что при половом акте очень часто возникают микроскопические повреждения слизистых оболочек половых органов. Их можно не заметить невооруженным глазом, но они как ворота, которые пропускают вирус в организм человека. Поэтому очень важно воздерживаться от незащищенных половых контактов.

Репродуктивная система человека очень уязвима к негативным воздействиям. Вредные вещества, в частности те, которые попадают в организм во время курения, а также алкоголь могут нарушать развитие плода. Это может вызвать аномалии и привести к гибели плода. Опасны инфекции, передающиеся половым путем.

Проверьте свои знания

1.    Почему плод во время развития очень уязвим к действию вредных веществ?

2.    Как табакокурение и алкоголь могут влиять на плод?

3*. Почему ВИЧ является очень опасной угрозой для организма человека?

Обобщение по теме «Размножение и развитие человека»

В заданиях 1-11 выберите один правильный ответ.

1    ) Первичным половым признаком женщины является:

а)    широкий таз    в) неразвитые молочные железы

б)    рост бороды    г) наличие влагалища

2    ) Внешний половой орган мужчины — это:

а)    предстательная    железа    в)    мочеиспускательный канал

б)    яичко с придатками    г)    мошонка

3    ) Вторичные половые признаки формируются под действием:

а)    гормонов    в)    гамет

б)    ферментов    г)    условий среды

4    ) Органами, в которых формируются женские половые клетки,

являются:

а)    семенники    в)    яички

б)    яичники    г)    маточные трубы

5    ) Фолликул — это пузырек, в котором формируется:

а)    яйцеклетка    в)    сперма

б)    сперматозоид    г)    эндометрий

6    ) Овуляция — это:

а)    выход яйцеклетки из фолликула

б)    погружение яйцеклетки в слизистую оболочку матки

в)    движение яйцеклетки по маточным трубам

г)    начальная стадия деления яйцеклетки

7    ) Место, в котором обычно происходит процесс оплодотворения

яйцеклетки,— это:

а)    яичники    в)    влагалище

б)    матка    г)    маточные трубы

8    ) Плацента — это:

а)    часть зародыша    в) часть матки

б)    зародышевые оболочки г) орган, связывающий плод

с организмом матери

9    Оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться:

а)    в полости тела    в)    в матке

б)    в яичнике    г)    в маточных трубах

10    Погружение зародыша в слизистую оболочку матки — это:

а)    оплодотворение    в)    онтогенез

б)    имплантация    г)    роды

11    Половое созревание начинается:

а)    в юношеском периоде    в)    в грудном периоде

б)    в подростковом периоде    г)    в раннем детстве

12    Установите соответствие между периодом онтогенеза и возрастом мальчиков, который соответствует этому периоду.

1)    раннее детство    а) 8-12 лет

2)    грудной период    б) 1-3 года

3)    юношеский период    в) 13-16 лет

4)    подростковый период    г) 10 дней — 1 год

д) 17-21 год

13    Установите соответствие между периодом онтогенеза и возрастом девочек, который соответствует этому периоду.

1)    раннее детство    а) 8-11 лет

2)    грудной период    б) 1-3 года

3)    юношеский период    в) 12-15 лет

4)    подростковый период    г) 10 дней — 1 год

д) 16-20 лет

 

14    Рассмотрите изображение клетки на рисунке. Объясните, какие особенности ее строения позволяют ей эффективно выполнять свои функции.

15    Рассмотрите изображение клетки на рисунке. Объясните, какие особенности ее строения позволяют ей эффективно выполнять свои функции.

Организм человека как целостная система

Прежде чем приступить к изучению организма человека как целостной системы, вспомните, какие системы органов есть в организме человека. Какие системы органов регулируют процессы в организме? Какие функции выполняет кровеносная система? Что такое гомеостаз?

Функции, поддерживающие целостность организма

Собственно, любая функция организма человека в той или иной степени поддерживает его целостность. И наибольшее значение среди них имеют транспортная, защитная и регуляторная.

Транспортная функция связывает между собой все органы и системы, позволяет перемещать в пределах тела необходимые ресурсы и осуществлять гуморальную регуляцию.

Защитная функция обеспечивает поддержание целостности организма. Она отвечает за постоянство условий в организме и защищает его от проникновения чужеродных тел и опасных веществ.

Регуляторная функция согласует действия всех органов и систем между собой. Собственно, она и делает организм единой системой, способной поддерживать свое существование длительное время.

Способы поддержания гомеостаза

Поддержание гомеостаза в организме человека достигается путем взаимодействия регуляторных систем с привлечением всех других систем организма. Регуляторные системы обычно работают, используя принцип противодействия.

Так, симпатическая система ускоряет сердечные сокращения, а парасимпатическая замедляет их, инсулин снижает уровень глюкозы в крови, а глюкагон повышает его. Такой способ регуляции позволяет поддерживать динамическое равновесие и легко изменять необходимые параметры работы органов.

Важную роль в поддержании гомеостаза играет центральная нервная система. Она не только активно участвует в процессах стресса, нервной и гуморальной регуляции, но и предотвращает нарушения гомеостаза посредством избегания ситуаций, в которых эти нарушения могут возникнуть. Например, если человек видит красный свет светофора, то он останавливается.

 

Таким образом человек избегает попадания под колеса автомобиля, что, разумеется, привело бы к нарушению гомеостаза ее организма.

интегрирующая функция систем органов

Важную функцию объединения частей организма в единую систему выполняют кровеносная, нервная и эндокринная системы. Кровеносная система является переносчиком материальных ресурсов организма — питательных веществ, кислорода, продуктов обмена, а нервная и эндокринная системы выполняют регуляторную функцию. Нервная система осуществляет регуляцию путем передачи импульсов по нервам. Эндокринная (рис. 59.1) обеспечивает процессы управления, используя биологически активные молекулы — гормоны.

Организм человека является единой системой, существование которой возможно только при условии согласованной работы ее частей. Это позволяет поддерживать относительное постоянство внутренних условий организма. Важную интегрирующую роль в организме человека играют кровеносная, нервная и эндокринная системы.

Проверьте свои знания

1.    Что такое гомеостаз?

2.    Назовите системы органов человека.

3.    Назовите регуляторные системы организма человека.

4.    Какие органы входят в состав кровеносной системы?

5.    Какие органы входят в состав эндокринной системы? 6*. Какие функции выполняет нервная система?

Лабораторные работы и исследования, исследовательские практикумы

Лабораторное исследование № 1

Тема.    Ознакомление с препаратами тканей человека

Цель:    ознакомиться с препаратами тканей человека, рассмотреть вза

имосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты крови, нервной, мышечной и эпителиальной тканей человека (или их изображения на рисунках в случае отсутствия препаратов), учебник.

Ход работы

1.    Подготовьте микроскоп к работе.

2.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

3.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты нервной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

4.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты мышечной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

5.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты эпителиальной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

6.    Зарисуйте в тетради увиденное под микроскопом, сделайте соответствующие обозначения.

7.    Сформулируйте вывод, где укажите, как строение тканей связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Тема.    Самонаблюдение за соотношением массы и роста тела

Цель:    научиться измерять рост и массу тела, устанавливать соотноше

ние между ними.

Оборудование и материалы: ростомер, медицинские весы, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Определение роста.

Встаньте без обуви на площадку ростомера так, чтобы касаться измерительной планки тремя точками: на уровне пяток, ягодичных мышц и лопаток. По горизонтальной планке, которую прижимают к голове, определите рост и занесите результаты в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

2.    Определение массы тела.

Встаньте без обуви и верхней одежды на медицинские весы. Определите массу своего тела, занесите результаты в таблицу.

3.    Определение массо-ростового индекса.

Массу своего тела разделите на рост (в сантиметрах). На каждый сантиметр роста должно приходиться 350-400 г у мальчиков и 375-425 г у девочек. Результаты занесите в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

4.    Определение массо-ростового показателя.

Если ваш рост в пределах 155-164 см, то отнимите от его показателя 100. Если же ваш рост в пределах 165-185 см, то отнимите от его показателя 110. Результаты занесите в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

Соотношение массы и роста тела

5. Сформулируйте выводы, в которых укажите, о чем свидетельствует соответствие массы тела и роста. Объясните, какое значение для человека имеют знания этих показателей. Запишите в тетрадь.

Тема.    Внешнее строение зубов (по муляжам, моделям)

Цель:    ознакомиться с особенностями внешнего строения зубов.

Оборудование и материалы: муляжи или модели зубов, рисунки с изображением строения зубов, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Прочитайте в учебнике параграф, в котором описано строение зубов.

2.    Рассмотрите муляжи или модели резцов и рисунки с изображением строения резца. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

3.    Рассмотрите муляжи или модели клыков и рисунки с изображением строения клыка. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

4.    Рассмотрите муляжи или модели малых коренных зубов и рисунки с изображением строения малого коренного зуба. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

5.    Рассмотрите муляжи или модели больших коренных зубов и рисунки с изображением строения большого коренного зуба. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

Строение и функции зубов

Признак для сравнения

Резцы

Клыки

Малые

коренные зубы

Большие коренные зубы

Наличие коронки, шейки и корней

       

Количество корней

       

Покрытие эмалью

       

Функции

       

6. Сделайте вывод, в котором укажите, как строение зубов связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Исследовательский практикум № 2

Тема.    Действие ферментов слюны на крахмал

Цель:    определить, как слюна действует на крахмал.

Оборудование и материалы: два хорошо накрахмаленных куска белой ткани, ватные палочки, спиртовой раствор йода, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Возьмите один кусок накрахмаленной белой ткани и опустите его в раствор йода.

2.    Смочите слюной ватную палочку.

3.    Напишите ватной палочкой, смоченной слюной, слово «фермент» на втором куске ткани.

4.    Опустите кусок ткани с написанным словом в раствор йода.

5.    Запишите в тетради свои наблюдения.

6.    Сравните результаты опытов и сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

Лабораторное исследование №3

Тема.    Измерение частоты сердечных сокращений

Цель:    научиться находить пульс и определять частоту сердечных со

кращений.

Оборудование и материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Найдите у себя на теле участки, где артерии расположены близко к поверхности (лучше всего подойдут лучевая, височная и сонная артерии).

2.    Нащупайте артерию одним или несколькими пальцами руки и почувствуйте пульс. Удерживайте пальцы на этом месте.

3.    Засеките время и подсчитайте пульс в течение 30 с. Данные умножьте на 2 и таким образом определите частоту сокращений вашего сердца.

4.    Запишите полученные результаты в тетрадь.

5.    На основе полученных данных сделайте вывод о том, какова частота ваших сердечных сокращений на момент проведения работы.

Лабораторная работа

Тема.    Микроскопическое строение крови человека

Цель:    ознакомиться со строением форменных элементов крови чело

века, сравненить строение эритроцитов лягушки и человека.

Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки или их изображения, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Подготовьте микроскоп к работе.

2.    Рассмотрите микропрепарат крови человека при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на количество и форму различных клеток крови.

3.    Переведите микроскоп на большое увеличение. Рассмотрите и сравните структуру эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

4.    Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови лягушки при малом и при большом увеличении.

5.    Сравните форму, размеры и наличие ядер в эритроцитах человека и лягушки. Результаты запишите в тетрадь.

6.    Сделайте выводы, в которых укажите характерные особенности разных форменных элементов крови человека, а также основные отличия эритроцитов лягушки и человека.

Тема.    Самонаблюдение за частотой сердечных сокращений в течение

суток, недели

Цель:    научиться проводить самонаблюдения за частотой сердечных

сокращений.

Оборудование и материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Найдите у себя на теле участки, где артерии расположены близко к поверхности.

2.    Определите частоту ваших сердечных сокращений утром, днем и вечером, подсчитав пульс. Результат запишите в таблицу «Частота сердечных сокращений в разное время суток».

Частота сердечных сокращений в разное время суток

Время суток

Частота сердечных сокращений

Утро

 

День

 

Вечер

 

3. Измеряйте частоту сердечных сокращений ежедневно в одно и то же время в течение недели. Результаты запишите в таблицу «Частота сердечных сокращений в течение недели».

Частота сердечных сокращений в течение недели

День недели

Частота сердечных сокращений

Понедельник

 

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

 

Суббота

 

Воскресенье

 

4. На основе полученных данных сделайте вывод о том, как изменяется частота ваших сердечных сокращений в течение суток и недели.

Тема.    Микроскопическое строение костной, хрящевой и мышечной

тканей

Цель:    ознакомиться с костной, хрящевой и мышечной тканями чело

века, рассмотреть взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты костной, хрящевой и мышечной тканей человека (или их изображения на рисунках в случае отсутствия препаратов), учебник.

Ход работы

1.    Подготовьте микроскоп к работе.

2.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты костной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

3.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты хрящевой ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

4.    Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты мышечной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

5.    Зарисуйте в тетради рассмотренные типы тканей.

6.    Сделайте вывод, в котором укажите, как строение тканей связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Тема.    Развитие усталости при статической и динамической нагрузке

Цель:    исследовать развитие усталости при статической и динамиче

ской нагрузке.

Оборудование и материалы: гантели или гири массой 1 или 3 кг, секундомер.

Ход работы

!. Развитие усталости при динамической нагрузке (выполняют одновременно три ученика)

1.    Возьмите в руки одну из гантелей.

2.    Поднимайте и опускайте гантель, пока не почувствуете усталость.

3.    Запишите время, за которое наступила усталость, в таблицу «Влияние динамической нагрузки на развитие усталости».

4.    Вычислите среднее время усталости и запишите его в таблицу «Влияние динамической нагрузки на развитие усталости».

Влияние динамической нагрузки на развитие усталости

Ученики

Время наступления усталости, с

Среднее время наступления усталости, с

1

   

2

 

3

 

М. Развитие усталости при статической нагрузке (выполняют одновременно три ученика через 10 мин после предыдущего опыта — промежуток времени, необходимый, чтобы мышцы смогли восстановиться)

1.    Возьмите в руки ту же гантель, которую вы брали до этого.

2.    Удерживайте гантель в вытянутой руке без движений.

3.    Запишите время, за которое наступила усталость, в таблицу «Влияние статической нагрузки на развитие усталости».

4.    Вычислите среднее время наступления усталости и запишите его в таблицу «Влияние статической нагрузки на развитие усталости».

Влияние статической нагрузки на развитие усталости

Ученики

Время наступления усталости, с

Среднее время наступления усталости, с

1

   

2

 

3

 

5. Сравните полученные результаты. Сделайте вывод, в котором укажите, как статическая и динамическая нагрузки влияют на развитие усталости. Запишите в тетрадь.

Тема.    Влияние ритма и нагрузки на развитие усталости

Цель:    исследовать, как влияют ритм и нагрузка на развитие усталости.

Оборудование и материалы: гантели или гири массой 1, 3 и 5 кг, метроном, секундомер.

Ход работы

!. Влияние ритма на развитие усталости (выполняется одновременно тремя учениками)

1.    Возьмите в руки гантели одинаковой массы.

2.    Поднимайте и опускайте гантели в разном ритме, пока не наступит усталость. Отслеживайте ритм движений с помощью метронома.

3.    Запишите количество движений и время, за которое наступает усталость, в таблицу «Влияние ритма на развитие усталости».

Влияние ритма на развитие усталости

Ритм

Путь руки, м

Количество движений

Начало утомляемости, с

Медленный

0,5

   

Средний

0,5

   

Быстрый

0,5

   

М. Влияние нагрузки на развитие усталости (выполняется одновременно тремя учениками)

1.    Возьмите в руки гантели разной массы.

2.    Поднимайте и опускайте гантели, пока не наступит усталость.

3.    Запишите количество движений и время, за которое наступает усталость, в таблицу «Влияние нагрузки на развитие усталости».

Влияние нагрузки на развитие усталости

Нагрузка, кг

Путь руки, м

Количество движений

Начало утомляемости, с

1

0,5

   

3

0,5

   

5

0,5

   

4. Сравните полученные результаты. Сделайте выводы, в которых укажите, как ритм и нагрузка влияют на развитие усталости. Запишите в тетрадь.

Тема.    Изучение строения спинного и головного мозга человека (по

муляжам, моделям, пластинчатым препаратам)

Цель:    по моделям, муляжами и пластинчатым препаратам изучить

строение головного и спинного мозга человека.

Оборудование и материалы: разборные модели головного и спинного мозга человека, муляжи, пластинчатые препараты продольного и поперечного разрезов мозга человека, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Рассмотрите модель спинного мозга. Найдите места выхода нервов спинного мозга.

2.    Рассмотрите на пластинчатых препаратах расположение серого и белого веществ в спинном мозге.

3.    Разделите модель головного мозга на две половины. Найдите перегородку (мозолистое тело).

4.    Найдите на одной из половинок модели продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

5.    Рассмотрите на пластинчатых препаратах расположение серого и белого веществ в головном мозге.

6.    Найдите на модели мозжечок, рассмотрите в нем расположение серого и белого веществ.

7.    На модели и муляже конечного мозга найдите борозды, извилины, а также доли коры головного мозга.

8.    Найдите на нижней поверхности модели головного мозга места отхождения черепно-мозговых нервов.

9.    Запишите в тетрадь свои наблюдения по каждому пункту.

10.    Сделайте выводы, в которых укажите, из каких отделов состоит мозг человека, как распределяются белое и серое вещества в головном и спинном мозге, каково биологическое значение извилистого строения коры больших полушарий. Запишите в тетрадь.

Тема.    Определение аккомодации глаза

Цель:    определить возможности аккомодации глаза человека.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, лист бумаги с отверстием, вокруг которого нанесены буквы, доска с написанными на ней буквами, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Возьмите лист бумаги с отверстием и написанными вокруг него буквами. Поднесите его на расстояние 10-15 см от глаза.

2.    Посмотрите сквозь отверстие в бумаге на буквы, написанные на доске, добиваясь их четкого видения. Обратите внимание на то, как в этой ситуации выглядят буквы вокруг отверстия.

3.    Не меняя положения бумаги, сосредоточьте взгляд на буквах вокруг отверстия, добиваясь их четкого видения. Обратите внимание на то, как в этом случае выглядят буквы на доске.

4.    Объясните результаты опыта. Запишите свои объяснения в тетрадь.

5.    Сделайте вывод, в котором укажите значение аккомодации глаза для жизнедеятельности человека.

Лабораторное исследование № 9

Тема.    Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

Цель:    научиться определять наличие слепого пятна на сетчатке глаза

человека.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, лист бумаги с крестиком и несколькими кругами для демонстрации слепого пятна, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Прикройте левый глаз рукой или листом плотной бумаги.

2.    Поместите карточку для демонстрации слепого пятна на расстоянии 15 см от глаза.

3.    Глядя правым глазом на крестик, медленно приближайте и удаляйте карточку до тех пор, пока один из кругов не исчезнет.

4.    Повторите опыт, закрыв правый глаз.

5.    Объясните результаты опыта. Запишите свои наблюдения в тетрадь.

6.    Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Тема.    Измерение порога слуховой чувствительности

Цель:    научиться определять порог слуховой чувствительности человека.

Оборудование и материалы: механические часы, сантиметровая линейка, тетрадь, учебник.

Ход работы

Инструкция: работа проводится в тройках. Ученики по очереди исполняют все три роли.

1.    Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами.

2.    Экспериментатор медленно приближает часы к уху испытуемого, пока тот не услышит звук работы его механизма.

3.    Ассистент экспериментатора с помощью линейки измеряет расстояние, на котором испытуемый услышал тиканье часов.

4.    Опыт для правого и левого ушей повторяют трижды. Данные заносят в тетрадь и вычисляют среднее значение порога чувствительности.

5.    В выводах укажите значение слуховой чувствительности для жизнедеятельности человека. Запишите в тетрадь.

исследовательский практикум № 4

Тема.    Исследование температурной адаптации рецепторов кожи

Цель:    исследовать тепловую адаптацию рецепторов кожи.

Оборудование и материалы: два широких сосуда с теплой и холодной водой, тетрадь, учебник.

Ход работы

1.    Прочитайте материал учебника о температурных рецепторах кожи. Определите, какие типы температурных рецепторов есть у человека.

2.    Поместите ладонь в сосуд с теплой водой. Отметьте, чувствуете ли вы тепло.

3.    Повторите опыт через 40-60 с. Отметьте, изменилось ли ваше ощущение тепла.

4.    Поместите ладонь в сосуд с холодной водой. Отметьте, чувствуете ли вы холод.

5.    Повторите опыт через 40-60 с. Отметьте, изменилось ли ваше ощущение холода.

6.    Объясните результаты опытов. Запишите свои наблюдения в тетрадь.

7.    Сделайте вывод о значении температурной адаптации рецепторов кожи для человека. Запишите в тетрадь.

Тема.    Определение реакции зрачков на свет

Цель:    определить реакцию зрачков человека на свет.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, тетрадь, учебник.

Ход работы

Работа выполняется в парах.

1.    Рассмотрите зрачки партнера в положении, когда тот стоит спиной к окну. Определите видимый размер зрачков.

2.    Рассмотрите зрачки партнера в положении, когда тот стоит лицом к окну. Определите видимый размер зрачков.

3.    Сравните видимый размер зрачков. Запишите в тетради, в каком случае размер зрачков больше.

4.    Сделайте вывод о влиянии освещения на размер зрачка. Запишите в тетрадь.

Тема.    Исследование различных видов памяти

Цель:    исследовать механическую и логическую память.

Оборудование и материалы: карточки для исследования различных видов памяти, часы, учебник, тетрадь.

Ход работы

I. Исследование механической памяти

1.    Изучите карточку с записанной на ней строкой цифр в течение 30 с.

2.    Закройте строку листом.

3.    Запишите цифры в тетрадь.

4.    Повторите действия со строкой букв и слов.

5.    Рассчитайте объем и точность вашей механической памяти. Он равен количеству правильно воспроизведенных единиц запоминания, а точность — количеству единиц запоминания, которые были воссозданы в правильном порядке.

Карточка для исследования механической памяти

Цифры: 2,5,1,7,3, 2,4,9,6,1.

Буквы: а, в, г, т, д, ф, а, к, ж, х.

Слова: шар, река, свитер, шоколад, синяк, порох, рожь, гончар, автобус, крыло.

II. Исследование логической памяти

1.    Изучите карточку с записанными на ней словами в течение 30 с.

2.    Закройте слова листом.

3.    Запишите слова, которые вы запомнили, в тетрадь.

4.    Рассчитайте объем и точность вашей логической памяти. Он равен количеству правильно воспроизведенных единиц запоминания, а точность — количеству единиц запоминания, которые были воссозданы в правильном порядке.

Карточка для исследования логической памяти

Железо, металл, авто, двигатель, бензин, химия, удобрения, урожай, комбайн, пшеница.

III.    Занесите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы.

IV.    Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

Исследовательский практикум № 5

Тема.    Определение типа высшей нервной деятельности и свойств

темперамента

Цель:    определить тип своего темперамента.

Оборудование и материалы: тест для определения типа темперамента, учебник, тетрадь.

Ход работы

1. Прочитайте внимательно инструкцию.

Инструкция: вам предлагается ряд вопросов. На каждый из них отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов: здесь не может быть правильных или неправильных ответов — это не испытание умственных способностей.

Вопросы теста Г. Айзенка для определения типа темперамента

1.    Часто ли вы испытываете жажду новых впечатлений, к тому, чтобы встряхнуться, испытать сильные ощущения?

2.    Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут понять вас, подбодрить, посочувствовать?

3.    Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4.    Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5.    Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6.    Всегда ли вы выполняете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

7.    Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8.    Обычно вы действуете и говорите быстро?

9.    Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя серьезной причины для этого не было?

10.    Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11.    Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12.    Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13.    Часто ли вы действуете безрассудно, под влиянием момента?

14.    Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-то делать и ли говорить?

15.    Предпочитаете ли вы книги встречам с другими людьми?

16.    Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17.    Любите ли вы часто бывать в компании?

18.    Бывают ли у вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

19.    Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вялые?

20.    Пытаетесь ли вы ограничивать круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?

21.    Вы много мечтаете?

22.    Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23.    Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24.    Часто ли вас терзает чувство вины?

25.    Способны ли вы иногда дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26.    Можно ли сказать, что нервы у вас часто натянуты до предела?

27.    Считают ли вас живым и веселым человеком?

28.    После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29.    Ощущаете ли вы беспокойство, находясь в большой компании?

30.    Бывает ли, что вы передаете слухи?

31.    Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32.    Если вы хотите о чем-то узнать, вы находите это в книге или спрашиваете у друзей?

33.    Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34.    Нравится ли вам работа, требующая пристального внимания?

35.    Бывают ли у вас приступы дрожи?

36.    Всегда ли вы говорите правду?

37.    Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38.    Раздражительны ли вы?

39.    Нравится ли вам работа, требующая быстроты действия?

40.    Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41.    Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42.    Вы когда-нибудь опаздывали в школу, на встречу с кем-то?

43.    Часто ли вам снятся кошмары?

44.    Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете случая поболтать с новым человеком?

45.    Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46.    Огорчитесь ли вы, если долго не сможете видеться с друзьями?

47.    Вы нервный человек?

48.    Есть ли среди ваших знакомых те, кто вам явно не нравится?

49.    Вы уверенный в себе человек?

50.    Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51.    Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых принимает участие много народу?

52.    Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53.    Вы смогли бы внести оживление в скучную компанию?

54.    Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55.    Заботитесь ли вы о своем здоровье?

56.    Любите ли вы подшутить над другими?

57.    Страдаете ли вы от бессонницы?

2.    Запишите свои ответы на отдельном листе.

3.    Проработайте результаты.

А. Для определения степени экстраверсии вычислите сумму ответов «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, погружены в себя.

Если 15-24, то вы экстраверт, общительный человек, открытый внешнему миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Б. Для определения степени нейротизма вычислите сумму ответов «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0-10, то это свидетельствует об эмоциональной устойчивости.

Если 11-16, то это эмоциональная уязвимость.

Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

Если 23-24, то это признак нейротизма, граничащего с патологией, возможен срыв, невроз.

4.    Определите свой тип темперамента, обратившись к графику: найдите свои показатели по шкалам экстраверсии и нейротизма.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность; социальный, направленный к внешнему миру, общительный, порой болтливый, беззаботный, веселый человек, любит лидерство, у него много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность; возбудимый, несдержанный, агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный человек; работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. Флегматик-интроверт: стабильная личность; медленный, спокойный, пассивный, невозмутимый, осторожный, задумчивый, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях человек; способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность; тревожный, пессимистический, внешне сдержанный, но в душе очень эмоциональный, чувствительный человек; неравнодушный и переживающий, подвержен тревоге, депрессии, грусти; в напряженных ситуациях возможны срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

5. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

 

Это материал учебника Биология 8 класс Задорожный

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 5-10-2016, 07:37, Переглядів: 2207