Народна Освіта » Російська мова » § 43. Междометия и звукоподражательные слова

НАРОДНА ОСВІТА

§ 43. Междометия и звукоподражательные слова

269. Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте

правило «Междометие как часть речи».

Найдите в сказке предложения с междометиями, выпишите их.
Проанализируйте постановку знаков препинания при междомети-
ях, синтаксическую роль междометий.

С какими видами междометий вы познакомились в сказке?

Автор. Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чу-
точку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили ста-
рик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них дети — части
речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение,
Наречие, Числительное, особые формы глагола Причастие, Дее-
причастие постарше были и вместе со Словарём и Грамматикой
в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хло-
потать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они
все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались
дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сём. Друж-
ная была семья.

Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица. Чу! Кто-то стучит.

Г л а го л. Ох! Пойду отворю.

На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричёсанное,
в лохмотьях.

Существо. Здравствуйте, добрые люди!

Словарь. Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя
чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь
держишь.

Существо. Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже
давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи
живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живёте.
Примите меня в свою семью!

Предлог (удивлённо). Вот тебе на!

Наречие (возмущённо). Тьфу! Ерунда какая!

Существительное. Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что
мы с ним делать будем?

Прилагательное. У-у-у, страшное такое и к нам в семью
захотело?!

Междометие. Если бы вы так не кричали, то заметили бы,
что употребили меня в речи уже много раз.

Наречие. А ведь верно, так оно и было.

Междометие. Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда,
у-у-у — всё это междометия. В разговоре без меня не обойтись,
потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Боль-
но кому — он крикнет: «Ай-ай-ай!>>. Весело кому — он смеётся:
«Ха-ха-ха!». Встретились двое и сразу ко мне за помощью: «При-
вет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!».
Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно
придётся. А если дело плохо, говорят: «Крышка! Капут!».

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: соба-
ка: «Гав-гав!», кошка: «Мяу-мяу!», утка: «Кря-кря!». Эти слова
называют звукоподражаниями. Я даже звуки предметов умею
передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: «Бом-бом» или
колокольчик: «Динь-динь-динь».

Грамматика. Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи
не обойтись.

Наречие. Да, но Междометие не изменяется...

Междометие. А ведь ты, Наречие, тоже неизменяемая
часть речи.

Существительное. И членом предложения ты не явля-
ешься...

Междометие. Ну и что же, а как же Предлог? Союз?
Да и потом... Иногда я могу как бы на время переходить в другие
разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными
или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

Грамматика. Придётся принять тебя в нашу семью, но
только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться за-
пятыми или восклицательным знаком.

Словарь. Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько,
а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Так и живёт до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других
частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

(Ф. Д. Кривин)

Г

Междометия составляют особую часть речи, не входя-
щую ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия — это слова, выражающие чувства, настроения: ах!
ох! тьфу! и побуждения: прочь! шабаш!, но не называющие их.

Междометия бывают непроизводными: ну, эх и производны-
ми, то есть возникшими из самостоятельных частей речи: Ба-
тюшки! Ужас! Брось!

Междометия не изменяются, не являются членами предло-
жения, но они могут употребляться в значении других частей
речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое
значение и становится членом предложения: Далече грянуло ура.

Междометия — характерная принадлежность устной речи.
В художественных произведениях междометия чаще использу-
ются в диалогах.

Междометия, образованные повторением основ, пишут через
дефис: Ай-ай.

Междометия выделяют запятой или восклицательным зна-
ком: Ах! — Как хорошо на улице!

«

r-vprn 270. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Любопыт-
^-lL-т ный». Найдите междометия. Укажите особенности раз-
говорного стиля в тексте. Сделайте вывод о роли междометий
в тексте.

—    Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

—    Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно всё скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово...

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

Составьте предложения с междометиями, которые встречают-
ся в тексте.

271. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Выпол-
ните синтаксический разбор предложения. Определите цель вы-
сказывания. Определите части речи. Что выражается с помощью
междометия?

Ах да (не)ужели вы (не)зна..те что се..одня оружейник
Про..сперо и г..мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штур-
мом Дв..рец Трёх Толстяков? (Ю. К. Олеша)

272. Спишите предложения, правильно оформите запись
междометий.

1. Ах яблочко, цвета милого! (С. А. Есенин) 2. Увы Невеста
молодая своей печали неверна (А. С. Пушкин). 3. Эх песня, пе-
сня! Есть ли что на свете чудесней! (С. А. Есенин) 4. Жизнь увы
не вечный дар (А. С. Пушкин), о. Тсс Егор Ильич спит... (А. П. Че-
хов) 6. Ой Пётр Иванович, наступили на ногу! (П. В. Гоголь) 7. Ах
как красиво кругом! (И. С. Тургенев) 8. Ушица ей же ей на славу
сварена (И. А. Крылов). 9. Хе хе хе посмотрим! Бабушка надвое
сказала (И. С. Тургенев). 10. Квакша влезла на ветку и кричала
надрываясь ква ква ква! (М. М. Пришвин) 11. Ку ка ре ку звон-
ко запел петух на конце села (М. М. Пришвин). 12. Гуси начали
опять по-гусиному кричать га га га! (К. И. Чуковский)

273. Переведите предложения на русский язык. Перевод
запишите. Объясните постановку знаков препинания при
междометиях. Сравните постановку знаков препинания при ме-
ждометиях в русском и украинском языках.

1. Ой гиля-гиля, гусоньки, на став!.. 2. Гей, лети, мій коню,
степом і ярами, розбий мою тугу в бою з ворогами. 3. О Боже мій
милий! Що я наробила! 4. Ой летіла горлиця через сад, через сад,
гей! Розпустила пір’ячко на весь сад, гей, на весь сад! (Народна
творчість) 5. Еге-ге! Таж то цілий ключ журавлиний. 6. Кує зо-
зуля. Б’є молоточком у кришталевий великий дзвін — ку-ку! Ку-
ку і сіє тишу по травах (М. М. Коцюбинський).

Определите все части речи в первых трёх предложениях.

Ф

274. 1) Послушайте отрывок из рассказа М. М. Пришвина.
Определите роль междометий в рассказе. Объясните по-
становку знаков препинания при междометиях.

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа;
он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Я при-
коснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал
своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я, взял палочку, скатал ею
ежа в свою шляпу и понёс домой.

Когда стемнело, я зажёг лампу и —
выбежал из-под кровати.

здравствуйте

?

ежик

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то
налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю,
будто это ручеёк поплёскивает.

— Ну, иди, иди,— говорю,— вот тебе вода.

Он залакал. Так и устроился у меня ёжик.

Определите тип и стиль речи.

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

2) Подготовьте устный рассказ об интересном случае, который
произошёл с вами. В рассказе используйте междометия.

V\ Эврика!

275. Спишите предложения, вставляя подходящие по смы-
слу междометия и расставляя недостающие знаки препинания. Ка-
кие чувства передают междометия? Объясните пунктограммы.

1. ... какая красота! 2. ... кто так шепчется? 3. ... не опоздать
бы! 4. ... как жарко! 5. ... сильно же! 6. ... ну и река! 7. ... устал же
я сегодня!

276. Выразительно прочитайте поэтические тексты. Спишите,

расставляя недостающие знаки препинания. Найдите междометия,

определите их стилистическую и синтаксическую роль в тексте.

1.    Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь — бух!

И ляжешь... Ууу-х!..

(Н. А. Некрасов)

2.    Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
О в этом радужном виденье
Какая нега для очей!

(Ф. И. Тютчев)

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:54, посмотрело: 1968