Народна Освіта » Фізика » § 9. Тепловой баланс

НАРОДНА ОСВІТА

§ 9. Тепловой баланс

Изучая механические явления, вы узнали о законе сохранения и превращения энергии. Этот фундаментальный закон справедлив для всех процессов, происходящих в природе, в том числе и для теплопередачи. Математическое выражение закона сохранения энергии для процесса теплопередачи — уравнение теплового баланса. ознакомимся с этим уравнением и научимся применять его для решения задач.

Записываем уравнение теплового баланса

Представьте систему тел, которая не получает и не отдает энергию (такую систему называют изолированной), а уменьшение или увеличение внутренней энергии тел происходит только вследствие теплообмена между телами этой системы. В таком случае на основании закона сохранения энергии можно утверждать: сколько теплоты отдадут одни тела системы, столько же теплоты получат другие тела этой системы.

Обозначим Q+ количество теплоты, полученное некими телами системы, а Q- — модуль количества теплоты, отданного некими телами системы. Тогда закон сохранения энергии для процесса теплопередачи можно записать в виде уравнения, которое называют уравнением теплового баланса:

Q1 + Q2 + ... + Qn = Q+1 + Q2 + ... + Q+,

где n — количество тел, отдающих энергию; k — количество тел, получающих энергию.

Формулируется оно так: в изолированной системе тел, в которой внутренняя энергия тел изменяется только в результате теплопередачи, суммарное количество теплоты, отданное одними телами системы, равно суммарному количеству теплоты, полученному другими телами этой системы.

Отметим, что в приведенной форме уравнения теплового баланса все слагаемые — модули количества теплоты, то есть положительные величины.

Уравнение теплового баланса применяют для решения ряда задач, с которыми мы часто имеем дело на практике (рис. 9.1).

Учимся решать задачи

Решая задачи на составление уравнения теплового баланса, следует помнить: процесс теплообмена в конце концов приводит к установлению теплового равновесия, то есть температуры всех тел системы становятся одинаковыми.

Задача. В воду массой 400 г, взятую при температуре 20 °С, добавили 100 г горячей воды, имеющей температуру 70 °С. Какой станет температура воды? Считайте, что теплообмен с окружающей средой не происходит.

Анализ физической проблемы. В теплообмене принимают участие два тела. Отдает энергию горячая вода: ее температура уменьшается от 70 °С до искомой температуры t. Получает энергию холодная вода: ее температура увеличивается от 20 °С до t. По условию, теплообмен с окружающей средой отсутствует, поэтому для решения задачи можно воспользоваться уравнением теплового баланса.

* Напоминаем: уравнение теплового баланса мы будем использовать в виде, в котором значения количеств теплоты взяты по модулю, то есть являются положительными. Поэтому здесь и далее, вычисляя количество теплоты, отданное или полученное телом, всегда будем вычитать из большей температуры меньшую.

Для любых процессов, происходящих в природе, выполняется закон сохранения и превращения энергии. Для изолированной системы, в которой внутренняя энергия тел изменяется только в результате теплообмена между телами этой системы, закон сохранения энергии можно сформулировать так: суммарное количество теплоты, отданное одними телами системы, равно суммарному количеству теплоты, полученному другими телами системы.

Математическим выражением закона сохранения энергии для процесса теплопередачи является уравнение теплового баланса:

Q1 + Q2 + ... + Qn = Q1+ + Q2 + ... + Q+ .

Контрольные вопросы    =

*1. Какую систему тел называют изолированной? 2. Сформулируйте

закон сохранения энергии, на основании которого составляют уравнение

теплового баланса.

Упражнение № 9

При решении задач теплообменом с окружающей средой пренебречь.

1.    В ванну налили 80 л воды при температуре 10 °С. Сколько литров воды при температуре 100 °С нужно добавить в ванну, чтобы температура воды в ней стала 25 °С? Массой ванны пренебречь.

2.    В кастрюлю налили 2 кг воды, имеющей температуру 40 °С, а затем добавили 4 кг воды, нагретой до температуры 85 °С. Определите температуру смеси. Массой кастрюли пренебречь.

3.    Нагретый в печи стальной брусок массой 200 г опустили в воду массой 250 г при температуре 15 °С. Температура воды повысилась до 25 °С. Вычислите температуру в печи.

4.    Латунный сосуд массой 200 г содержит 400 г воды при температуре 20 °С. В воду опустили 800 г серебра, имеющего температуру 69 °С. В результате вода нагрелась до температуры 25 °С. Определите удельную теплоемкость серебра.

і 5. Приведите примеры веществ, которые при температуре 20 °С находятся в твердом состоянии; жидком состоянии; газообразном состоянии.

 

Экспериментальное задание -

Воспользовавшись рисунком, составьте план проведения эксперимента по определению удельной теплоемкости вещества, из которого изготовлено твердое тело.

По возможности проведите эксперимент.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I

 

Тема. Изучение теплового баланса при смешивании воды разной температуры.

Цель: ознакомиться с устройством и принципом действия калориметра; определить количество теплоты, переданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, в результате смешивания воды разной температуры, сравнить результаты. Оборудование: измерительный цилиндр, термометр, калориметр, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, бумажные салфетки, мешалка.

Теоретические сведения    -

 

Для многих опытов по изучению тепловых явлений применяют калориметр — устройство, которое состоит из двух сосудов, размещенных друг в друге и разделенных воздушной прослойкой (см. рисунок). Благодаря небольшому расстоянию между внутренним и внешним сосудами (что обеспечивает отсутствие конвекционных потоков) и из-за слабой теплопроводности воздуха теплообмен с окружающей средой в калориметре незначителен.

указания к работе

Подготовка к эксперименту

1.    Прежде чем приступить к измерениям:

а)    внимательно прочитайте теоретические сведения, приведенные выше;

б)    вспомните, что такое состояние теплового равновесия.

2.    Определите цену деления шкалы каждого измерительного прибора.

Эксперимент

Строго соблюдайте инструкцию по безопасности (см. форзац). Результаты измерений сразу заносите в таблицу.

1.    Ознакомьтесь с устройством калориметра.

2.    Налейте в измерительный цилиндр 60-80 мл холодной воды. Определите ее объем (F1) и измерьте температуру ().

3.    Налейте в калориметр горячей воды (1/3 внутреннего сосуда калориметра) и измерьте ее температуру (t2).

4.    Не вынимая термометр, перелейте в калориметр холодную воду из измерительного цилиндра и, осторожно перемешивая смесь мешалкой, следите за показаниями термометра. Как только изменение температуры станет незаметным, запишите температуру смеси (t).

Температура воды, °С

Объем воды, мл

Масса воды, кг

Количество теплоты, Дж

tI

t2

t

V1

V

V2

Ші

Ш2

Qi

Q2

                   

5.    Осторожно извлеките термометр из воды, протрите салфеткой и положите в футляр.

6.    Перелейте всю воду из калориметра в измерительный цилиндр, измерьте общий объем V воды.

 

Анализ результатов эксперимента

Проанализируйте эксперимент и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором:

а)    сравните количество теплоты, переданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой;

б)    укажите причину возможного расхождения результатов.

Задание «со звездочкой»    

Оцените относительную погрешность эксперимента, воспользовавшись формулой:

 

► ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

 

Тема. Определение удельной теплоемкости вещества.

цель: определить удельную теплоемкость вещества в твердом состоянии.

Оборудование: измерительный цилиндр, весы с разновесами, термометр, калориметр, металлическое тело с нитью, стакан с водой комнатной температуры, электрический чайник с кипящей водой (один на класс), бумажные салфетки, мешалка.

Теоретические сведения    -

Для определения удельной теплоемкости вещества в твердом состоянии можно воспользоваться следующим методом. Твердое тело нагревают в кипятке, а затем опускают в калориметр с холодной водой. Происходит теплообмен, в котором принимают участие четыре тела: отдает энергию твердое тело, получают энергию вода, калориметр, термометр. По сравнению с водой термометр и калориметр получают незначительное количество теплоты, поэтому можно считать, что количество теплоты, отданное твердым телом, равно количеству теплоты, полученному холодной водой:

УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ Подготовка к эксперименту

1.    Прежде чем приступить к измерению:

а)    внимательно прочитайте теоретические сведения, представленные выше;

б)    вспомните, что характеризует удельная теплоемкость вещества; какова единица удельной теплоемкости.

2.    Определите цену деления шкалы каждого измерительного прибора. Эксперимент

Строго соблюдайте инструкцию по безопасности (см. форзац). Результаты измерений сразу заносите в таблицу.

1.    Налейте в измерительный цилиндр 100-150 мл воды. Измерьте объем воды (Уводы).

2.    Перелейте воду из измерительного цилиндра в калориметр. Измерьте начальную температуру воды в калориметре (£воды).

3.    Извлеките термометр из воды и положите на салфетку. Подойдите с калориметром к учителю, который из чайника с кипящей водой достанет за нить металлическое тело и опустит его в ваш калориметр.

4.    Снова поместите термометр в калориметр и, слегка перемешивая воду мешалкой, следите за повышением температуры. Как только изменение температуры станет незаметным (то есть установится тепловое равновесие), запишите показание термометра — конечную температуру воды (t).

5.    Извлеките термометр из воды, осушите его бумажной салфеткой и положите в футляр.

6.    Извлеките металлическое тело из воды, осушите его бумажной салфеткой и взвесьте (ттела).

Обработка результатов эксперимента

1.    Определите массу воды в калориметре (воды = РвоДы^"воДы). Результат вычислений занесите в таблицу.

2.    Подумайте и заполните столбики 5-7 таблицы.

4.    Завершите заполнение таблицы.

5.    Воспользовавшись таблицей удельных теплоемкостей некоторых веществ в твердом состоянии (см. табл. 1 Приложения), выясните, из какого вещества изготовлено тело.

Анализ результатов эксперимента

Проанализируйте эксперимент и его результаты. Сформулируйте вывод, в котором укажите:

а)    какую величину вы измеряли;

б)    какой результат получили;

в)    какие факторы повлияли на точность полученного результата. Творческое задание

Предложите способ определения удельной теплоемкости жидкости. Запишите план эксперимента.

Задание «со звездочкой»    

Оцените относительную погрешность проведенного в ходе лабораторной работы эксперимента, воспользовавшись формулой:

где сизм — полученное во время эксперимента значение удельной теплоемкости вещества, из которого изготовлено тело; стабл — табличное значение удельной теплоемкости этого вещества.

 

Категорія: Фізика

Автор: admin от 26-09-2016, 20:47, Переглядів: 3290