Народна Освіта » Біологія » § 37. Движения растений

НАРОДНА ОСВІТА

§ 37. Движения растений

Вы узнаете о том, как растения изменяют положение своих органов в пространстве и какое это имеет значение.

Спят ли растения? Почему побег растёт вверх к Солнцу, а корень — вглубь Земли? Как вьющиеся и цепляющиеся растения находят опору? Почему люди говорят «стыдливая мимоза»?

Среди фотосинтезирующих организмов способность передвигаться свойственна только одноклеточными немногим многоклеточным водорослям. Типичные растения прикреплены и не могут изменять своё положение в пространстве. Определённую «пассивную» подвижность растениям дают их подземные или надземные побеги, в первую очередь, корневища и усы, которые помогают растению «перерастать» на новое место. Хотя настоящие движения, временами — довольно быстрые, можно наблюдать у отдельных органов растений.

Движения органов растения в процессе его роста, направление которых определяет раздражитель (внешний фактор), называются ростовыми движениями.

Поскольку растения фотосинтезируют, то их побеги растут, а листья обращены своими пластинками к источнику света. Эго хорошо заметно у растений на подоконниках, поскольку свет в комнату всегда падает через окно. Вместе с тем корни, если оказываются вне почвы, растут в направлении от источника света {рис. 160, а).

Растения способны воспринимать силу тяжести — вспомните строение корневого чех лика. Поэтому корни растут по направлению её действия, а побеги — против направления её действия (рис. 160, б).

Раздражителями, определяющими ростовые движения, помимо света и силы тяжести, также могут выступать разнообразные химические вещества, электрические поля, теплой т.п.

Движения растений могут быть вызваны ненаправленным внешним раздражителем, например, изменением температуры. Направление таких движений определяется свойствами самого растения.

Так, цветки тюльпанов и крокусов раскрываются при повышении температуры. Если тюльпаны ощущают разницу температуры в 1 °С, то чувствительность крокусов составляет 0,2 °С. Листовые пластинки некоторых растений, реагируя на снижение температуры, скручиваются. Подобной бывает и реакция на освещённость. В темноте некоторые растения «засыпают» — закрывают цветки (водяная лилия) или корзинки (одуванчик), складывают листья (щавель) (рис. 161, а,б).

А вот ночные цветки в темноте раскрываются. Известный кактус «царица ночи» (рис. 168) расцветает ровно через 12 часов после последнего рассвета и цветёт одну ночь. Корзинки подсолнечника наклоняются в сторону солнца (р «с. 164),

Очень часто такие движения являются следствием сотрясения или прикосновения. Внезапное опускание и складывание листьев мимозы стыдливой вследствие пет ери влаги основами черешков способно отпугнуть травоядных животных (рис. 161, в). Л истья-ловушки насекомоядных растений росянки круглолистой и венериной мухоловки (рис. 122, 125; с. 185, 188) реагируют на прикосновение, однако реакция не будет продолжительной при условии раздражения неживым предметом. Только химические вещества тела жертвы подсказывают растению, что ловушка должна работать до тех пор, пока переваривание не завершено. Это свидетельствует отом, что вызывать движения у растений могут и химические вещества.

Самостоятельные движения растений не зависят от внешнего раздражающего фактора. Верхушки побегов многих растений и верхушки усиков в процессе роста осуществляют ростовые спиральные движения (рис. 165у 162), Вьющиеся побеги и усики благодаря этому обвивают опору. Интересно, что каждому растению может быть свойственно своё направление спиральных движений

— по часовой стрелке или против неё.

Двигаться способны и мёртвые части растений. Очень распространены гигро-скопёческие движения, вызываемые увлажнением или высыханием утолщённых и неутолщённых клеточных оболочек или одеревеневших и неодеревеневших тканей. Гигроскопическими движениями определяются механизмы раскрывания многих сухих плодов.

Несмотря на отсутствие мышц у растений, они выработали разнообразные двигательные реакции в ответ на раздражение факторами внешней среды.

Выводы

1.    Типичные растения ведут прикреплённый образ жизни и способны только перерастать на новые участки почвы.

2.    Отдельные части растения в ответ на раздражение факторами внешней среды (направленными или ненаправленными) или б лагодаря внутренним ритмам могут осуществлять движения и изменять положение в пространстве.

3.    Направление движения растений может определять внешний раздражитель или внутреннее строение органа.

Термины и понятия, которые важно знать

Ро стов ы е д ви жен и я, с амосто ятел ьн ы е д ви жен и я, ги грос коп и ч ес ки е д ви жен и я.

Контрольные вопросы

1.    Как двигаются органы растений, реагируя на внешний раздражитель?

2.    Какие ростовые движения свойственны корню и побегу?

3.    Какие раздражители чаще всего вызывают у растений движения, обусловленные их внутренним строением?

Задания

Объясните, почему ориентацию подсолнечников на солнце не считают ростовым движением.

Подведём итоги

I. Мы осознали характерные особенности растений:

1.    Растения способны использовать энергию света и образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

2.    Растения поглощают необходимые для жизнедеятельности минеральные вещества только в виде водного раствора.

3.    Растение растёт и образует новые части своего тела на протяжении всей жизни.

4.    Способы питания и поглощения веществ предопределяют прикреплённый образ жизни растений. Растение не способно активно изменять место своего произрастания.

5.    Для распространения на новые территории цветковые растения образуют плоды и семена.

II. Мы запомнили, что для жизни растений необходимы вода, углекислый газ и свет для фотосинтеза, а также кислород, минеральные вещества и тепло. Жизнедеятельность растительного организма обеспечивают вегетативные органы:

•    корень;

•    стебель;

•    лист.

III.    Мы поняли, что цветковым растением свойственны как бесполое (вегетативное), так и половое (семенное) размножение:

1.    Вегетативное размножение осуществляется вегетативными органами благодаря способности растений восстанавливать утраченные органы.

2.    Органом семенного размножения цветковых растений является цветок, у которого тычинки образуют пыльцу, а пестики — семезачатки с зародышевыми мешками.

3.    Пыльцевые зёрна и зародышевые мешки образуют половые клетки.

4.    Перед оплодотворением происходит опыление рыльца пестика пыльцой. Мужские половые клетки в зародышевый мешок транспортирует пыльцевая трубка.

5.    В результате оплодотворения возникает зародыш нового цветкового растения и необходимый для его развития эндосперм. После оплодотворения из семезачатка развивается семя, а из цветка— плод.

IV.    Мы выяснили, что разные растения произрастают в различных условиях, а потому внешнее и внутреннее строение их органов очень разнообразно. Наиболее ярко выраженное приспособление к условиям произрастания приводит к возникновению видоизменений вегетативных органов.

V.    Мы узнали, что растения используют для опыления и распространения плодов и семян факторы неживого окружения — силу тяжести, ветер и воду. Однако они также приспособились к переносу пыльцы и распространению семян различными животными

— насекомыми, птицами и млекопитающими.

Знаю — умею

Я знаю, из каких органов состоиттело растений, и умею их описывать. Я знаю внутреннее строение растений и умею различать их ткани под микроскопом.

Я знаю функции вегетативных органов и тканей и умею по их строению определять условия произрастания растений.

Я знаю, какими бывают видоизменения вегетативных органов растений и умею их различать.

Я знаю способы размножения растений и умею их прививать и проращивать семена.

Я знаю функции и строение цветка, умею его анализировать и определять тип опыления.

Я знаю внешнее и внутреннее строение семени и плода, умею определять способ распространения плодов и семян.

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 24-09-2014, 01:48, Переглядів: 4944