Народна Освіта » Біологія » § 54. Лишайники

НАРОДНА ОСВІТА

§ 54. Лишайники

Вы узнаете о лишайниках — группе грибов, которая благодаря симбиозу с водоросля!^и или цианопрокариотарли приспособилась к выживанию там, где высшие растения отсутствуют.

Могут ли грибы приспособиться к климату пустыни?

На стволах и ветвях деревьев, набольших камнях или скалах, иногда на почве можно увидеть жёлтые, серые, коричневые, белые и чёрные образования. Одни напоминают корочки и наросты, другие — ломкие листочки. Встречаются также кустистые фор

мы. Этолишайники — грибы, живущие в симбиозе с микроскопическими фотосинтезирующими организмами — водорослями или цианопрокариот ами.

Строение и размножение лишайников. По форме лишайники делятся на кустистые, листоватые и накипнйе. Кустистые лишайники выглядят как небольшие кустики (рис. 287). Листоватые лишайники напоминают пластинки с рассечёнными краями, которые многими точками прикрепились к субстрату, но не срослись с ним по краям (рис.238). Накипные лишайники образуют корки, которые плотно прирастают к субстрату и не отделимы от него (рис. 239).

На коре лиственных деревьев почти повсюду можно найти листоватый лишайник золотунку. Она напоминает ярко-жёлтую приросшую к коре пластинку с рассечёнными округлыми лопастями и мелкими оранжевыми, похожими на блюдца., дисками на

поверхности. Пластинка — это вегетативное тело лишайника, а диски — это его плодовые тела (рис. 238, а).

Если сделать поперечный срез тела лишайника, то под микроскопом обычно можно различить несколько слоев (рис. 240). Верхний и нижний слои называются коровами, они образованы плотно переплетёнными гифами. Под верхним коровйм слоем хорошо заметен в Гдорослевый СЛОЙ, СОСТОЯЩИЙ из округлых клеток зелёной водоросли, переплетённых бесцветными гифами. Между водорослевым слоем и нижним коровым слоем находится сердцевина, где гифы размещены рыхло. От сердцевины и нижнего коровТго слоя стходят пучки бесцветных гиф, при помощи которых лишайник прикрепляется к коре дерева.

Водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивают гриб органическими веществами и кислородом. Гриб, в свою очередь, поставляет водорослям воду, атакже некоторые другие неорганические вещества. Гифы гриба способны не только всасывать воду из субстрата, но и улавливать влагу из воздуха во время туманов или выпадения росы.

Партнёрство гриба и водоросли в лишайнике хотя и взаимовыгодное, но не равнопрэБное. Обычно масса гриба больше, чем масса водорослей, ст него зависит внешний вид тела и особенности распространения лишайника. Гриб также образует плодовые тела. Своё название лишайники получают ст названия грибов.

Размножаются лишайники преимущественно специальными небольшими фрагментами тела. Гриб также может размножаться без участия водоросли — при помощи спор. Они образуются на микроскопических плодовых телах. Из споры вырастает коротенькая гифа. Если она найдёт свободно живущую водорослевую клетку и сможет её окружить, то дальше такой комплекс начнёт разрастаться в лишайник.

Разнообразие и распространение лишайников. Сейчас известно около 20 тыс. видов грибов, образующих лишайники, и более 150 видов водорослей (преимущественно зелёных) и цианопрока-риот, которые могут входить в состав лишайников.

Лишайники способны произрастать не только на коре деревьев или почве, но и на бесплодных голых скалах и камнях, на песках, а также настенах и крышах домов, бетонных столбах и т.п. Их можно найти и в Антарктиде, и в высочайших горах мира— Гималаях, и в самых засушливых чилийских пустынях. Главное — чтобы был свет и хотя бы иногда— атмосферная влага.

Лишайники устойчивы к недостатку воды и перепадам температур. При отсутствии влаги они быстро высыхают и в таком состоянии могут месяцами ждать выпадения осадков. Когда же это случается, лишайник за несколько минут насыщается водой и восстанавливает активность. Из-за частых периодов покоя лишайники растут медленно. Лишайник, высотой 10 см, может иметь возраст свыше 100 лег.

Некоторые лишайники занесены в Красную книгу Украины. Большинство видов таких лишайников обитает на почве в степях и на коре старых деревьев в Карпатах и Крыму (рис. 241). Основные мероприятия по их охране — не допустить распашку степей, сохранившихся на склонах балок, и ввести полный запрет на вырубку старых лесов.

Значение лишайников в природе. Лишайники первыми начинают преобразование бесплодных горных пород в плодородные почвы. Когда лишай ни к попадает на скалу, гифы углубляются в неё, измельчая горную породу и постепенно превращая её в компоненты почвы. Лишайник также растворяет горные породы при помощи особых веществ — лишайниковых кислот. В результате горные породы постепенно разрушаются. Эго явление получило название биологическое выветривание. Отмирая, лишайники обогащают продукты выветривания органическими веществами. На остатках лишайников поселяются сапротрофные микроскопические грибы и бактерии, превращающие органические вещества в гумус. Как следствие, образуется примитивная почва, на которой появляются первые высшие растения.

В пустынях лишайники закрепляют пески, замедляя или совсем прекращая движение дюн на плодородные земли. Например, в самой большой пустыне умеренного пояса — Олешковских песках, расположенной на юге Украины, — именно лишайниковый покров стабилизирует песчаные дюны там, где нет леса

В арктической тундре лишайники являются основным кормом для оленей, из-за чего один из наиболее распространённых лишайников — клад Гния — получил назвалиеугелъ (или «олений мох»).

Использование лишайников человеком. Из кустистых лишайников в некоторых северных странах изготовляют муку и выпекают лепёшки. Известна история из Библии о том, как народ Моисея, сорок лет блуждавший по пустыне, питался «манной небесной». Манна — это «блуждающие» виды неприкреплённых к песку или камням пустынных лишайников.

Лишайники являются средствами народной медицины для лечения простуды и кашля. Из них получают лишайниковые кислоты — сырьё для производства некоторых лекарственных препаратов, в том числе и антибиотиков. В северных странах промышленно заготавливают дубовый мох. Химические вещества, содержащиеся в нём, используют в парфюмерии как закрепители ароматов.

По лишайникам определяют степень загрязнения воздуха. Этот метод получил название лихеноиндикЩии (т.е. лишайники используются как индикаторы чистоты воздуха). Например, из группировок лишайников, растущих на деревьях, уже при слабом загрязнении атмосферы исчезают кустистые лишайники, при среднем — листоватые, а при сильном — накипные.

Некоторые накипные лишайники живут более тысячи лет. Поэтому, зная скорость роста тела лишайника и его размер, можно приблизительно рассчитать возраст субстрата, на котором он растёт. Метод используют для определения возраста старинных каменных сооружений. Так, благодаря лишайникам был установлен возраст огромных каменных идолов на острове Пасхи.

Выводы

1.    Лишайники — это грибы, живущие во взаимовыгодном симбиозе с водорослями или цианопрокариотами.

2.    Лишайники бывают накипными, листоватыми или кустистыми и живут преимущественно на коре деревьев, камнях и почве.

3.    Лишайники приспособились к жизни там, где отсутствуют доступные для других грибов питательные вещества, а вода появляется лишь иногда.

4.    Лишайники применяются в медицине, парфюмерной промышленности, а также являются индикаторами чистоты воздуха Вредные или опасные лишайники учёным не известны.

Термины и понятия, которые важно знать

Лишайники, кустистые лишайники, листоватые лишайники, накипные лишайники, биологическое выветривание, лихеноиндикация.

Контрольные вопросы

1.    Почему отношения между грибом и водорослью в лишайнике называются взаимовыгодным симбиозом?

2.    Как грибы растут на субстратах, лишённых органических веществ?

3.    Кто придаёт внешний вид лишайнику — гриб, водоросль или оба симбионта?

4.    Как бы вы ответили на вопрос школьника: «Могут ли грибы приспособиться к климату пустыни»?

Задания

Проанализируйте, что общего и в чём отличие между лишайниками и микоризой.

Практическая работа 5

Распознавание съедобных и ядовитых грибов своей местности

Цель работы: познакомиться с основными внешними признаками, которые позволяют отличать ядовитые грибы от съедобных, научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности.

Оборудование, инструменты и реактивы: коллекции шляпочных грибов, муляжи, лупа, набор для препарирования, таблицы, фотографии.

Ход работы

1. Познакомьтесь с приведёнными основными внешними признаками, которые отличают смертельно и особо ядовитые грибы от съедобных и несъедобных.

Внешние признаки, по которым отличают ядовитые грибы.

Смертельно ядовитые грибы. Бледная поганка белый и вонючий мухоморы имеют пластинчатый гименофор белого цвета, два покрывала — частное и общее, пластинки не спускаются на ножку, млечный сок отсутствует.

Особо ядовитые грибы с паутинистым покрывалом. Гриб-паутинник оранжево-красный и красивейший, волоконница Па-туйяра, ложный опёнок— имеют пластинчатый ржаво-коричневый или грязно-жёлто-коричневый гименофор, пластинки которого не спускаются на ножку. В «молодом возрасте» гименофор прикрыт тонким паутинистым покрывалом, которое быстро исчезает. Млечный сок отсутствует. Дополнительный признак, общий для этих грибов, — наличие в центре шляпки горбика, придающего им колоколообразный вид.

Особо ядовитые грибы с частным покрывалом. Лепи ста коричнев о-красная и лепи от а ядовитая имеют белый пластинчатый гименофор, пластинки которого не спускаются на ножку, хорошо заметно частное покрывало. Млечный сок отсутствует. Дополнительный признак — наличие коричневых чешуек на шляпке и коричневого горби ка в центре шляпки, а также относительно небольшие размеры.

Внешние признаки съедобных и несъедобных грибов.

Опасных ядовитых представителей нет среди шляпочных грибов с трубчатым гименофором. Тем не менее большинство этих грибов может вызывать лёгкие отравления при употреблении их в пищу сырыми. Среди них есть также несъедобные виды с горькой мякотью.

Опасных ядовитых грибов нет среди хрящ-молочников — большой группы шляпочных грибов, имеющих пластинчатый гименофор, лишённых покрывал и на изломе плодового тела выделяющих млечный сок.

.Ядовитых грибов нет среди дождевиковых и весёлковых грибов, а также среди вс ех трутовиков с мягкими плодовыми телами. Эти грибы не относятся к шляпочным. В пищу употребляют только молодые плодовые тела; взрослые и старые грибы — несъедобные.

В прочих группах есть как съедобные, так и ядовитые грибы, хотя смертельноядовитые и особоядовитые среди них отсутствуют.

2.    Рассмотрите предложенные учителем плодовые тела, муляжи и изображения наиболее распространённых грибов своей местности.

3.    Пользуясь приведёнными в 1-м пункте внешними признаками, которые отличают ядовитые грибы от съедобных и несъедобных, определите опасные грибы среди предложенных учителем.

4.    Запишите в тетрадь названия ядовитых и съедобных грибов своей местности и признаки, которые помогут вам их распознать.

Подведём итоги

1. Мы узнали, что грибы — это эукариоты, питающиеся гетеротрофно, поглощающие расщеплённые простые органические вещества путём всасывания. Грибы богаты ферментами, благодаря которым расщепляют сложные органические вещества, недоступные большинству других организмов. Они бывают макро- и микроскопическими, многоклеточными и вторично упрощёнными до одноклеточных организмов.

2. Мы запомнили, что по источнику получения органических веществ грибы могут быть сан рот рофа ми, паразитами и симбиотрофами.

3.    Мы узнали, что грибы могут размножаться спорами (макро-’ скопические и большинство микроскопических грибов), конидиями (преимущественно микроскопические грибы) и почкованием (дрожжи).

4.    Мы запомнили, что в природе грибы обеспечивают разложение отмерших остатков, участвуют в процессе образования почвы, выветривании горных пород, обеспечении растений водой и элементами минерального питания.

5.    Мы осознали, что по отношению к человеку грибы могут быть как полезными, так опасными и вредными.

 

Знаю — умею

 

Я знаю, чем клетка гриба отличается от клеток бактерий, растений и животных, и умею распознавать клетку гриба по изображению или микрофотографии.

Я знаю, чем способ питания грибов отличается от способов питания растений и животных, и умею эти отличия объяснять.

Я знаю все смертельно ядовитые грибы нашей страны и умею эти грибы отлич агь от других.

Я знаю характерные признаки опасных ядовитых грибов и умею с помощью этих признаков распознавать группы грибов потенциально опасных для здоровья.

Я знаю основные правила профилактики первичных и вторичных отравлений шляпочными грибами и умею и ми пользоваться.

Я знаю, что такое плесень, чем она опасна и каковы условия её развития, и умею не создавать для плесневых грибов благоприятную среду.

Я знаю, как поступать с пищевыми продуктами, если на них появилась плесень, и умею уберечь себя от попадания спор и конидий в дыхательные пути.

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 24-09-2014, 02:27, Переглядів: 5342