Народна Освіта » Біологія » § 19. Многоклеточные водоросли: ульва, хара

НАРОДНА ОСВІТА

§ 19. Многоклеточные водоросли: ульва, хара

Вы узнаете об организмах, которые находятся на границе между одноклеточными водорослями и «настоящими» многоклеточными растениями. Это — многоклеточные водоросли.

У водорослей переход от одноклеточного к многоклеточному строению почти всегда сопровождался потерей способности к активному движению, вследствие чего эти организмы переходили к оседлому, сугубо растительному способу существования.

бльва — морская зелёная водоросль. Её тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток (рис. 54). Вначале ульва прикреплена ко дну несколькими короткими нитями

Затем она отрывается от грунта и в дальнейшем может свободно плавать в толще воды.

Ульва растёт в морях умеренного пояса, в частности в Чёрногл и Азовском, и достигает в длину до 50 см. Она съедобна и содержит много питательных и биологически активных веществ. В некоторых странах ульву как пищевую водоросль искусственно выращивают на специальных морских фермах.

Рис. 55. Хара: а — внешний вид тела; б — фрагмент нитчатой части тела («стебля») с женским и (1) и мужскими (2) половыми органами; я — верхушечная часть телахары;г — опорная клетка «стебля», покрытая удлинёнными клетками («корой»)

ХЙра.Наднеозёри приморских лиманов, где останавливаются на пролёте утки, почти всегда можно увидеть плотные заросли многоклеточной зелёной водоросли харЫу имеющей вид небольшого «настоящего» растения. Её тело состоит из длинного нитевидного «стебелька», от которого на определённом расстоянии один от другого кольцами отходят лучи игловидных «листьев» (рис. 55).

Исследование строения клеток этой водоросли под электронным микроскопом и анализ её ДНК показали, что хара имела общего предка с теми организмами, которые мы привыкли называть уже не водорослями, а растениями.

Выводы

1.    Многоклеточные водоросли происходят от одноклеточных.

2.    Промежуточным звеном между одноклеточными водорослями и «настоящими» многоклеточными растениями являются многоклеточные водоросли.

Контрольные вопросы

1.    Поч ему ульва по строени ю тел а сч итается более п ростой, чем хара?

2.    Чем хара напомин ает «настоящ и е» наземны е растен ия?

Задания

Заполните таблицу в тетради, поставив напротив указанного признака «да» или «нет» в столбиках, относящихся соответствующим организмам.

N9

Признак

Хламидомонада

Хлорелла

Ульва

Хара

1

Активно

передвигаются

       

2

Неподвижные

       

3

Микроскопические

       

4

Заметны без

увеличительных

приборов

(м акро скопи ческие)

       

5

Одноклеточные

       

Продолжение

Признак

Хламидомонада

Хлорелла

Ульва

Хара

6

Многоклеточные

       

7

Живут в морях

       

3

Живут в пресных водоемах

       

 

Подведём итоги

 

1. Мы узнали, что помимо растений, животных и грибов, нас окружают ещё два мира живых организмов: мир прокариот (бактерий и цианопрокариот) и мир одноклеточных эукариот (в первую очередь, одноклеточных животноподобных организмов и водорослей). Они обычно не заметны без увеличительных приборов, но находятся почти всюду.

2. Мы выяснили, что клетки живых организмов по строению делятся на прокариотические и эукариотические.

Прокариотическая клетка не имеет ядра

Эукариотическая клетка имеет ядро

Бактерии

Цианопрокариоты

Одноклеточные животноподобные организмы и водоросли

Животные,

растения,

грибы

3. На примере бактерий, одноклеточных жи в от н оп о добных организмов и водорослей мы убеди лиев, что всем живым организмам для роста необходимо получать из внешней среды вещества (питаться) и энергию. Мы расширили свои представления о способа?: питания и источниках получения энергии и запомнили, что:

—    питание бвшает автотрофным и гетеротрофным. Автотро-фы (цианопрокариоты и водоросли) и гетеротрофы (большая часть бактерий и одноклеточных животноподобных организмов) известив! как среди прокариот, так и среди одноклеточных эукариот;

—    гетеротрофное питание может осуществлятвся путём всасывания растворённых простых органических веществ или захвата твёрдых частиц еды — фаготрофно;

—    энергию живые организмы могут получать:

а)    непосредственно из света;

б)    из энергетически богатых неорганических соединений;

в)    расщепляя энергетически богатые органические соединения.

—    получение энергии благодаря расщеплению органических соединений может осуществлятвся как при участии кислорода (дыхание), так и без его участия (брожение).

Питание

Источник энергии

 

Гетеротрофное

Автотрофное

Свет

Неорганические

вещества

Органические

вещества

Вещества, которыми питаются организмы

Органические

вещества

Углекислый газ и вода

Способ поглощения

Всасы

вание

Фаго

цитоз

Бактерии

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Цианопрокариоты

(Нет)

Нет

Да

Да

Нет

(Нет)

Одноклеточные

животноподобные

организмы

(Нет)

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Водоросли

(Нет)

Нет

Да

Да

Нет

(Нет)

«Нет» в скобках значит: как правило — нет, но известны исключения.

4.    Мы познакомились с двумя способами размножения одноклеточных организмов: бесполовым (деление клетки пополам, размножение при помощи спор) и половым.

5.    Мы узнали, что при половом размножении благодаря половому процессу между материнскими клетками происходит обмен наследственной информацией. При бесполом размножении такого обмена не происходит, поскольку оно осуществляется без полового процесса.

6.    Мы получили представление о разнообразии прокариот и одноклеточных эукариот и можем привести примеры одноклеточных автотрофных и гетеротрофных, полезных и вредных организмов, а также охарактеризовать их значение в природе и жизни человека.

7.    Мы запомнили, что большинство бактерий и одноклеточных эукариот являются организмами полезными; однако относительно небольшая группа болезнетворных бактерий и одноклеточных животноподобных организмов может представлять угрозу для здоровья и жизни человека.

Знаю - умею

Я знаю, чем отли чаются дез. основн ых ти п а кл еток жи еых организмов — прокариотический и эукариотический, и умею эти типы определять по изображениям или микрофотографиям.

Я знаю, откуда на планете появился кислород, кто очищает планету от остатков отмерших организмов, и умею объяснить, почему и как именно это происходит.

Я знаю, какие бактерии защищают мой организм, и умею с их помощью защищать своё здоровье.

Я знаю, почему условно опасные бактерии и дизентерийная амёба вы-зываютболезни, и ум ею помогать своему организму их контролировать.

Я знаю, зачем следует придерживаться правил гигиены и здорового образа жизни, и умею это делать.

Я знаю источники и переносчиков особо опасных бактериальных заболеваний и умею избегать угроз таких инфекций.

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 24-09-2014, 01:00, Переглядів: 11241