Народна Освіта » Біологія » § 6. Строение микроскопа

НАРОДНА ОСВІТА

§ 6. Строение микроскопа

Вы ознакомитесь со строением микроскопа и узнаете, как рассчитывать его увеличение.

Будем ли мы работать с микроскопом ? Что можно увидеть в микроскоп, кроме бактерий?

Микроскоп (от греческого «микрос» — малый и «скопео» — смотреть, рассматривать) — это увеличительный прибор, позволяющий наблюдать объекты очень малых размеров. Конструкция школьного микроскопа почти такая же, как и у лучших исследовательских микроскопов первой половины XX в. (рис. 6). При правильной настройке школьный микроскоп позволяет увидеть не только клетку, но и отдельные её внутренние структуры. А При наличии определённого опыта — даже выполнять некоторые интересные эксперименты.

Микроскоп состоит из корпуса и элементов оптической системы, через которые проходит свет.

Корпус состоит из:

• основания;

• предметного столика, на который помещают исследуемый образец, закрепляемый при помощи двух гибких держателей;

• штатива с переменным углом наклона, на котором находятся большой винт грубой настройки резкости (макровинт), и меньший винт точной настройки резкости (микровинт);

• тубуса, в нижней части которого крепится револьверная насадка с объективами, а в верхнюю часть вложен окуляр.

К элементам оптической системы микроскопа относятся:

• вогнутое зеркало, которое можно поворачивать;

• диафрагма, расположенная под предметным столиком;

• револьверная насадка с объективами различного увеличения;

• окуляр.

Зеркало предназначено для настройки наилучшего освещения препарата. Диафрагмой регулируют контрастность и яркость изображения. Если диафрагма закрыта, то изображение очень контрастное, но тёмное; если диафрагма полностью открыта, то контрастность низкая, а изображение чрезмерно светлое.

Объектив. Школьный микроскоп имеет три объектива: очень малого (4-крат но го), малого (10- кратного) и большого (40-кратного) увеличения. Для удобства переключения они ввинчены в револьверную насадку. Объектив, расположенный вертикально вниз, в направлении к препарату, называется включённым в оптическую систему, прочие — выключенными. Поворачивая револьверную наездку, можно менять рабочий объектив и, таким образом, переходить от одного увеличения к другому. Включение нового объектива в оптическую систему сопровождается лёгким щелчком — это срабатывает пружинный фиксатор револьверной насадки.

Объектёв является главным элементом оптической системы микроскопа. На объективе цифрами обозначены его технические характеристики. В верхней строке первой цифрой обозначено увеличение объектива (рис. 7).

Произведение увеличения объектива и увеличения окуляра определяет общее увеличение микроскопа. Например, при включённом 4-кратном объективе и 10-кратном окуляре общее увеличение микроскопа составляет: 4* 10 = 40 (раз).

При работе с микроскопом на предметный столик кладут исследуемый препарат, закрепляют его держателями, включают объектив малого увеличения (10-кратный). Вращая зеркальце, направляют на препарат свет и макровинтом настраивают резкость. Далее, при необходимости, включают объектив большого у величе ни я, дополнительно регулируют резкость микровинтом и контрастируют изображение диафрагмой.

Работая с микроскопом, придерживайтесь следующих правил:

1. Линзы окуляра и объективов нужно беречь от загрязнений и механических повреждений: не касаться пальцами и твёрдыми предметами, не допускать попадания на них воды и других веществ.

2.    Запрещается раскручивать оправы окуляра и объективов, раз- ' бирать механические детали микроскопа — их ремонтируют только в специальных мастерских.

3.    Переносить микроскоп нужно двумя руками в вертикальном положении, держа прибор одной рукой за штатив, а другой — за его основание.

Объекти в. общее увели чени е ми кроскопа.

Термины и понятия, которые важно знать

Контрольные вопросы

1.    Из каких элементов состоит оптическая система микроскопа?

2.    Какие элементы оптической системы микроскопа определяют общее увеличение?

3.    Для чего используется вогнутое зеркало?

4.    Каково назначение диафрагмы?

5.    Какой объектив включают первым вовремя работы с микроскопом?

6.    Каким будет максимальное увеличение микроскопа при применении объективов и окуляра, изображённых на рисунке 7?

7.    Каких правил нужно придерживаться при работе с микроскопом?

Задание

Внимательно рассмотрите ваш школьный микроскоп, найдите все его составляющие. Запишите увеличение окуляра и объективов. Рассчитайте увеличение ми кроскопа для каждого из объективов. Результаты запишите в тетрадь в виде следующей таблицы.

Для любознательных

Как определить размер наименьших объектов, которые можно увидеть в оптический микроскоп?

Размер минимального объекта, который можно увидеть с помощью глаза или увеличительного прибора, определяется разрешающей способностью.

Разрешающая способность — это наименьшее расстояние между двумя точками, на котором они видны ещё раздельно и не сливаются в одну. Разрешающая способность нашего глаза составляет 200 мкм (0,2 мм), оптического микроскопа — 0,2 мкм (0,0002 мм), электронного микроскопа —

0,0002 мкм (0,0000002 мм). Если размер объекта меньше разрешающей способности, то этот объект рассмотреть уже невозможно, и наоборот. Таким образом, именно значение разрешающей способности определяет, что можно увидеть в микроскоп, а что — нет.

Показатель, по которому рассчитывают разрешающую способность объектива, выгравирован на его корпусе за показателем увеличения объектива. Он называется апертброй объектива.

Используя значение апертуры, рассчитывают разрешающую способность объектива:

Разрешающая способность (в мкм) = 0,3355/апертураобъектива. Полученное значение округляют до десятых.

Пример: на объективе с красным кольцом (рис. 7) в верхней строке нанесена маркир.ювка: «4 / 0,10». Цифра «4» — это увеличение объектива — четырёхкратное, а «0,10» — его апертура. Разрешение этого объектива следующее:

0,3355/0,10 = 3,355 * 3,4 (мкм):

0,3355/ 0,10 = 3,355* 3,4 (мкм).

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 23-09-2014, 23:04, Переглядів: 9881