Народна Освіта » Світова література » Устное народное творчество

НАРОДНА ОСВІТА

Устное народное творчество

С давних времён, ещё до появления письменности, у каждого народа бытовали разнообразные легенды и песни, сказки и былины, скороговорки и прибаутки, частушки и загадки, пословицы и поговорки. Эти произведения жили в памяти народа в устной форме; при их многократном пов­торении сохранялось лишь то, что было ярким, удачным, а невыразительное, плохо продуманное забывалось. Так они шлифовались, приобретали предельную выразительность. Поэтому народные сказки, песни, легенды являются примером художественной завершённости — как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Искусство, создаваемое народом и бытующее в ши­роких народных массах, называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость, народное знание).

У всех народов фольклор был той основой, на которой возникла и продолжает развиваться художественная лите­ратура.

Творцы и сказители из народа изобрели особые приёмы сохранения в памяти больших по объёму текстов. Это прежде всего хорошо знакомые вам по народным сказкам повторы, присказки, зачины и концовки («Жили-были…», «В некотором царстве, в небывалом государстве…», «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» и т.д.). Для создания напевности устного народного стиха использовались повторения отдель­ных слов (например, «Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла …», «Не былинушка в чистом поле заша- талася, зашаталася бесприютная моя головушка — бес­приютная моя головушка молодецкая…»).

Произведения фольклора сопровождают нашу жизнь с пер­вых её мгновений. Наверное, каждый из нас засыпал под пение колыбельной песни («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю: придёт серенький волчок, схватит Ваню за бочок…»), задумы­вался над замысловатой загадкой («Два кольца, два конца, посредине — гвоздик»), умывался утром, слушая весёлые по­тешки («Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»). В игре со сверстниками не обойтись было без считалок. Например, кто не помнит эту считалку:

На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты

Будешь такой?..

Но не только с детскими забавами связан фольклор. Произ­ведения устного народного творчества были неотделимы от быта и практической жизни людей. Под ритм так называемых трудовых песен работали:

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить,

Малых деточек кормить.

А пение календарных песен, например веснянок, должно было ускорить приход весны:

Весна, весна красная!

Что нам принесла?

— Лето тёплое.

— На чём приехала?

— На сошечке,

На бороночке,

На овсяном снопу,

На ржаном колосу.

В легендах, былинах, сказках, песнях, пословицах нашли отражение заветные чаяния народа, его вера в лучшую жизнь. Так, например, сказка просто и убедительно рассказывает нам

опобеде добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости, трудолюбия, разума и отваги.

Прошли столетия, и произведения устного народного твор­чества начали записывать, а со временем и издавать. Изучать фольклор, знать и любить его — значит усвоить многовековую мудрость народа, его богатое духовное наследие.

1.  Что такое устное народное творчество?

2.  Как создавались фольклорные произведения?

3.  С какими произведениями фольклора вы уже знакомы? Расскажите о них.

4.  Расшифруйте головоломку и назовите виды устного народного творчества.

5.   Вспомните несколько считалок и расскажите их.

6.   Загадайте своим одноклассникам две-три загадки.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 11-01-2014, 03:53, Переглядів: 2768