Народна Освіта » Підручники, книги » Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

НАРОДНА ОСВІТА

Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

Календарно-обрядовые песни

В природе присутствует ритм, определяющий жизнь человека и воздействующий на его чувства. Ритмично сменяются день и ночь, времена года—весна, лето, осень, зима. Ритмично стучат колёса поезда, отмеряют время стрелки часов. Ритма придерживаются и в искусстве: в танце, песнях, стихах, в оформлении одежды и жилья.

Люди издавна обожествляли силы природы, верили в то, что магическими действиями можно добиться богатого урожая. Народные празднества и обряды, связанные и трудовыми процессами и семейным бытом, приурочивали к определённым месяцам календаря. Пели песни, сопровождая ими обрядовые действа, связанные с поклонением силам природы, земле и солнцу. Эти песни получили название календарно-обрядовых, ими подчёркивали ритм смены времён года. Ритм также закладывался в куплетную форму песен, где в припеве повторялись и мелодия, и слова, а в запеве — только мелодия.

Какие песни «куплетной» формы вы помните из начальной школы? Пропойте.

Постепенно календарно-обрядовые песни начали утрачивать связь с давними обрядами, подчиняясь христианским праздникам. | Как правило, они условно объединяются в циклы: весенний, летний, осенний, зимний.

Весной взрослые и дети, собираясь на лужайках, пели веснянки, водили игры-хороводы. Летом, во время Зелёных праздников, исполнялись русальные песни, а на празднование Ивана Купила — купальские. С давних времён до нас дошёл этот прекрасный летний праздник. После завершения жатвы люди пели жатвенные песни.

К зимнему циклу календарных песен относятся чрезвычайно популярные в народе колядки и щедривки. Они приурочивались к главным праздникам: колядки — к Рождеству, а щедривки — к Новому году. Раньше рождественские праздники нельзя было представить без вертепа — украинского народного кукольного театра. Зимний цикл завершался проводами зимы — праздником Масленицы.

Образцом отражения народных обрядов в украинской музыке стала хоровая опера Игоря Шамо «Ятранские игры». Театрализованное действо разделяется на отдельные номера с программными заголовками. Все обрядовые песни

— веснянки, русальные, купальские, жатвенные — исполняются a capella, то есть без инструментального сопровождения. Опера открывается «Запевом» — яркой картиной народного действа. Радостные мотивы этой вступительной части проходят сквозь всё произведение. В нём используются разнообразные приёмы хорового пения — шёпот, говор, выкрики, а также притоптывание ногами. В песне «Тырлич-тырлич» рассказывается о волшебной траве, которую собирают в ночь на Ивана Купала. Этот древний народный праздник объединяет хороводы, игры, пантомиму, шутки.

Игорь Шамо.«Ятранские игры» (Запев №11 «Тырлич, тырлич»).

 

Какие художественные средства и хоровые приёмы использует композитор?

Календарно-обрядовые песни, как правило, слагались из простых мелодий и ритмов, из коротких мотивов: в веснянках использовались мотивы кличей, в песнях танцевального характера

 

Мотивы украинских песен

 

— упругие, чёткие ритмы.

Большой песенный сборник «Весняночка» составил украинский композитор Василий Верховинец, который изучая народный песенный и танцевальный фольклор. В книге много украинских детских песен-игр и песен-танцев, связанных с обрядами встречи весны. Исполняя веснянки и призывая весну, дети могут преображаться в персонажей, которые упоминаются в песнях.

Портрет мастера

 

Василий Николаевич Верховинец (1880—1938) (настоящая фамилия Костив)—украинский композитор, дирижёр и хореограф, первый теоретик украинского народного танца. Родился на Ивано-Франковщине, в бедной крестьянской семье. После окончания учительской семинарии служил учителем пения в народных школах. Имел неплохой голос (тенор), выступал в музыкальных представлениях народного театра в Галиции, а позднее — в профессиональных театрах Киева и Харькова. Служил хормейстером-дирижёром и хореографом.

СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Выполните коллективный проект «Календарные обряды».

1.    Объединитесь в четыре группы и выясните, кто какое время года будет представлять.

2.    Обсудите и подготовьте в группе короткий рассказ об одном из календарных обрядов, пропойте соответствующие украинские песни (мотив или куплеты).

 

3.    Подберите иллюстрации, отвечающие календарной тематике группы.

4.    Составьте рассказ о соответствующем народном празднике, используя собственные наблюдения и иллюстрации в учебнике.

5.    Проведите небольшое исследование на тему:

«Какие обереги используются в украинских обрядах?». Символом какого праздника является оберег, созданный на стекле О. Андрущенко?

6.    Проведите в классе конкурс-игру: «Кто знает больше народных песен и игр?».

Это статья из учебника  Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол

 

Автор: admin от 23-10-2013, 22:40, посмотрело: 5893