Народна Освіта » Підручники, книги » Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

НАРОДНА ОСВІТА

Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

Восточный музыкальный театр

И вот опять мы отправляемся в восточные страны. Синтетические виды искусства — цирк, театр, кино — в Индии, Китае, Японии имеют свои неповторимые черты и разнообразные формы.

Представьте себе театр без декораций! В традиционном восточном театре их не было. Поэтому актёрам приходилось раскрывать содержание постановки только с помощью собственного мастерства. В традиционном восточном театре все роли, даже женские, играют только мужчины. Персонажи олицетворяют определённый склад характера — амплуа: Шутник, Добряк, Обиженный, Злой и другие. Каждый персонаж имеет свой особый костюм, грим, парик.

В Пекинской опере четыре основных амплуа: герой (шен) и героиня (дань), «раскрашенный* (цзин) и комик (чоу). Актёр ведёт диалог не только словом и пением, но и «языком жестов».

Основой китайского театра является музыка, которая сформировала классическую музыкальную драму «Цзинцзюй*, известную в мире как Пекинская опера. Вокальному мастерству китайские артисты уделяют большое внимание. Неслучайно в Китае возникло и развилось самобытное оперное искусство—синтез вокала, инструментальной музыки, пантомимы, танца и акробатики.

Какой из перечисленных элементов китайского музыкального театра является нетипичным для оперы?

В костюме и гриме китайского театра широко используется символика.' Например, вышитый дракон означает величие и украшает только халат императора. Злые и жестокие люди ходят в чёрных одеждах. Военные носят боевые доспехи с изображением тигра или леопарда—символов храбрости и мужества. Даже головной убор для каждого из персонажей строго установлен. Црет грима воплощает определённую характеристику персонажа: красный — честность и преданность; белый—хитрость, воровство; жёлтый—жестокость. Золотистый применяли для характеристики мифических героев.

Таким образом, Пекинская опера воздействует на зрителя синтезом искусств, обогащённым сложной символикой. Неудивительно, что на её ежедневных представлениях в Гранд-театре всегда аншлаг.

 

Просмотрите Пекинскую оперу на сайтах Интернета. Обратите внимание на манеру пения, особенности танцев. Какая музыка звучит во время акробатических «боевых» сцен?

По известной сказке Г. К. Андерсена «Соловей» композитор Игорь Стравинский создал одноимённую оперу, которая стилизует атмосферу Древнего Китая.

Игорь Стравинский. Опера «Соловей».

Китайский марш. Ария Соловья.

Какими музыкальными интонациями передаётся поединок настоящего и «золотого» соловья? Какой голос звучит в арии? Можно ли её исполнение поручить басу или баритону? Обоснуйте своё мнение.

Театральное искусство в Индии также имеет очень глубокие корни. Стержнем индийского театра стал танец, поэтому его называют музы-калъио-тпанцевалъной драмой. Слово, музыка и танец здесь одинаково важны. Сложилась танцевальная драма по древнему эпосу, её обычно исполняют под небом при лунном свете. Спектакль сопровождал оркестр (индийские струнные инструменты, барабаны, цимбалы).

Рассмотрите убранство актёров индийского театра и сравните с костюмами и масками китайского театра.

ЗЕЛЁНЫЙ СЛОНЁНОК

Стихи А. Вратарёва    Музыка    И.    Кирилиной

Але слонов! сухо,    4. I сонечко заграло,

Бо два слоняч1 вуха —    Веселка запалала,

Велим парасольки:    Й на чисте поле вийшло

Накрийся i сшвай!    Зелене слоненя.

Припев.    Чому ж це ти зелене?

3. Набридло зимувати,    ”а'*'д0зелене?

Пв вухами ствати,    Для чоготи зелене?

Одна едина думка    Тому що я - весна!!!

У кожного слона:    Припев.

 

Коли ж це сонце вийде,

Коли ж нарешгп прийде,

Зелена i весела Танцююча весна.

Припев.

Практические советы

Составьте план исполнения песни в соответствие с её содержанием. Подумайте, как будет отличаться исполнение каждого из куплетов (настроение, темп, динамика).

Исполните песню с инсценировкой.

Пофантазируйте: какой мультипликационный фильм можно созд ать на слова песни «Зелёный слоненок».

СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Амплуа — исполнение актёром определённых ролей, соответствующих характеру его дарования и внешним д анным (трагик, комик и т.д.).

1.    Назовите основные черты восточного театра.

2.    Каковы характерные особенности Пекинской оперы?

3.    Раскройте, как проявляется синтез искусств в инд ийском театре. Почему, по вашему мнению, его называют музыкально-танцевальной драмой?

 

4.    Какую роль играет искусство грима в восточном театре? Подумайте, где в нашей жизни необходимо искусство грима.

5.    Игра-пантомима «Амплуа». Разыграйте небольшие сценки в стиле восточного театра, используя языкжестов и мимики {одноклассники должны угадать персонажа).

6.    По желанию ознакомьтесь с искусством восточного театра теней.

 

Это статья из учебника  Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол

 

Автор: admin от 23-10-2013, 22:40, посмотрело: 5893