Народна Освіта » Підручники, книги » Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

НАРОДНА ОСВІТА

Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

Музыкальное искусство древних культур и цивилизаций

По сравнению с первобытнообщинным строем, музыкальное искусство стародавних эпох и цивилизаций достигло куда более высокого уровня развития. Египетские фрески, рисунки на греческих вазах, летописи и археологические находки на территории Украины донесли до нас из далёких эпох определённую информацию о музыкантах и музыкальных инструментах. Что именно они играли или пели, остаётся загадкой, ведь сама музыка не сохранилась. Тем не менее, можно представить, как звучали изображённые инструменты. Для этого необходимо совершить музыкальное путешествие сквозь тысячелетия.

Сначала отправимся на север Африки, в Древний Египет, где существовала цивилизация, которая расцвела в долине Нила, посреди раскалённой пустыни.

 

Египтяне подарили человечеству арфу. Хотя подобный щипковый инструмент встречается у многих древних народов. Изображённые на фресках египетские музыканты стоя играют на больших арфах и на маленьких, держа их в руках.

Какие инструменты изображены на египетских фресках? К какой группе они принадлежат? Сравните их с современными.

 

 

Для любознательных

КРАСАВИЦА АРФА

 

Современная арфа—это большая, красиво украшенная деревянная рама треугольной формы, в середине которой натянуты струны разной длины. Для удобства исполнителей все струны нот «до* окрашены в красный цвет, а нот «фа»— в синий. На деревянной основе размещено 7 педалей — именно столько, сколько ступеней в музыкальной гамме. Арфа — это и сольный, и ансамблевый, и оркестровый инструмент. Благодаря необычному колориту звучания арфы композиторы используют переливы её струн в операх и балетах, в симфонических произведениях для характеристики сказочных и фантастических персонажей.

Камиль Сен-Санс. «Аквариум» (для 4-харф ихора). Охарактеризуйте тембр звучания арфы.

Следующая эпоха нашего воображаемого путешествия—Древняя Греция.

Из греческих мифов можно узнать о происхождении некоторых музыкальных инструментов, о музыкантах и их игре. Греки изображали богов и богинь в человеческом облике, одновременно наделяя их сверхъестественными качествами. Так и в мифах, где упоминается музыка, реальные явления переплетаются с фантастическими.

 

Символом красоты и вдохновения, покровителем искусств был Аполлон, которого часто изображали держащим в руках лиру или кифару. Аполлона сопровождали девять Муз — покровительниц наук и искусств. Например, Терпсихора — покровительница танца, Мельпомена — муза театра, Каллиопа — муза поэзии.

Каллиопа в переводе с греческого означает «прекрасноголосая*. Её сын, мифический Орфей, прославился как непревзойдённый музыкант, Его волшебное пение под аккомпанемент кифары смиряло диких зверей и покоряло обитателей подземного царства. При помощи своей музыки Орфей мог раздвигать скалы и менять русло рек.

Лира и кифара — струнные щипковые инструменты, которые можно считать предшественницами («прабабушками») современной арфы. Игрой на лире греки сопровождали исполнение поэтических произведений (отсюдапроисходит слово «лирика»). Изображение лиры в наше время стало символом искусства. Кифара применялась как сольный инструмент и для аккомпанемента во время пения. Фигурный корпус этих струнных инструментов изготавливали, как правило, из дерева, к нему крепилось семь или больше струн. Первую лиру, согласно мифу, создал из панциря черепахи маленький Гермес, будущий покровитель пастухов.

В одном из мифов рассказывается о возникновении духового инструмента. Бог лесов и рощ Пан однажды повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Но Пан, голову которого украшали рожки, а вместо ног были копыта, испугал Сирингу. И она, убегая, превратилась в тростник. Опечаленный Пан сделал из него свирель — сирингу. И отныне с ней не разлучался. Этот музыкальный инструмент — набор скреплённых трубочек разной длины — назвали флейтой Пана. Такой инструмент встречается у многих народов. На Украине его называют ку-виклой или кугликой.

 

 

Клод Дебюсси. «Флейта Пана».

Мирослав Скорик. «Мелодия» (в исполнении на флейте).

Поразмышляйте, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа Пана.

Подберите эпитеты, соответствующие характеру мелодии М. Скорика: нежная, тревожная, протяжная, жалобная, печальная, взволнованная, решительная, весёлая, грозная, хмурая, утончённая, спокойная, возбуждённая, беспокойная.

Для любознательных

НА ВЕРШИНЕ ОЛИМПА

Для древних греков идеалом был человек, совершенный физически и духовно. Приведём пример. Самого могучего мифического героя Геракла, сына бога Зевса-громовержца, воспитал земной отец, царь Амфитрион. Он считал, что Геракл должен вырасти всесторонне развитым, поэтому учил его не только чтению и письму, борьбе и бегу, но также и всем искусствам.

 

Геракл прославился многими подвигами, а ещё тем, что основал Олимпийские игры. Гераклом был создан стадион возле поры Олимп, на которой, согласно представлениям древних греков, обитали боги. Каждые четыре года, в течение столетий проводились Олимпийские игры. Лучшие атлеты соревновались в беге, борьбе, метании диска и копья. Победителя награждали венком из веток оливкового дерева, вручали мед али.

Для храма в Олимпии прославленному скульптору Фидию поручили изваять статую Зевса, покровителя Олимпийских игр. Бог величаво воссед ал на золотом троне, в одной руке держал жезл властелина, на другой — статуэтку Ники. Позднее этой статуэткой начали награждать победителей различных творческих соревнований — Пифийских игр.

Музыка древних цивилизаций не сохранилась. Но искусство Египта и Древней Греции поражало и вдохновляло многих мастеров. На основе сюжета древней египетской легенды итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аида». В наши дни её ставят не только на оперной сцене, но и под открытым небом, среди архитектурных памятников прошлого, которые служат естественными декорациями постановки.

В давние времена среди славян, в частности украинцев и русских, был чрезвычайно популярен пастуший рог, который вытачивали из рогов животных (козлов, быков, буйволов, туров). Такую трубку в форме конуса позднее начали мастерить из металла и использовать как сигнальный и ритуальный инструмент. Во время военных походов звук рога предупреждал о приближении противника.

Родиной этого инструмента считается Швейцария. В прошлом пастухи звуком рога сзывали стада в горных альпийских лесах. Поэтому инструмент и получил название альпийский рог. Он относится к группе медных духовых инструментов. И в наше время напевный голос альпийского рожка, отличающийся своеобразным, бархатным тембром, можно услышать в симфоническом оркестре.

Существовали древние инструменты славянского происхождения, которые потом вышли из употребления, например, деревянный гудок (или смык) с тремя струнами и смычком в форме месяца. Играли на нём сидя, держа инструмент вертикально на коленях. Этот инструмент, возможно, один из «предков» семьи струнных инструментов: скрипки, виолончели, контрабаса.

Древняя сопилка, в свою очередь, пережила все вышеупомянутые инструменты. Она и поныне завораживает своим «пением».

КАНОН

Музыка Н. Леонтовича

Исполните канон без слов (каждый из 3-х голосов — отдельной гласной). Точно интонируйте вступление голосов.

Г СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

1.    К какой группе инструментов принадлежат арфа и флейта Пана?

2.    Какой музыкальный инструмент является символом искусства? Поинтересуйтесь, на гербе какой страны изображена арфа.

3.    Самостоятельно отыщите сведения о музыкальных произведениях, посвящённых культуре Древней Греции. Прослушайте то, которое наиболее заинтересовало своей тематикой.

 

5. Подготовьте и проведите школьные Пифийские игры.

Если пожелаете, подготовьте пифийские медали с изображением лиры (из фольги).

Творческий проект. Осуществите проект «Мифы Эллады о музыке».

 

Это статья из учебника  Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол

 

Автор: admin от 23-10-2013, 22:40, Переглядів: 8232