Народна Освіта » Підручники, книги » Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

НАРОДНА ОСВІТА

Учебник Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол скачать

Музыкальная и поэтическая интонация

Единство музыки, поэтического слова, танцевальных движений, театрального действия присуще старинным народным обрядам. Песня состоит из стихов и мелодии. Таким образом, она объединяет в себе такие виды искусства, кейк музыка и поэзия. Общей для них становится звуковая инпи> нация. Именно она, как вы уже знаете, относится к основным средствам выразительности музыкального искусства. В литературе, в частности в поэзии, интонации также принадлежит важная роль: она придаёт слову эмоциональную окраску. Слитность музыки и поэзии отражена в античном искусстве, даже муза поэзии изображалась играющей на лире.

 

Прочитайте фрагменты стихов с интонацией, соответствующей поэтическим образам. Попробуйте спеть, импровизируя мелодии: решительную, заострённо ритмичную, характерную упрямому мальчику, и нежную, напевную, согласно солнечным настроениям.

Навпашйко

Цей малий Серпйко — Хлопчик-навпакшко. Зранку i до ноч1 Каже вш: «Не хочу!» Тетяна Лисенко

Дорожчо!" нема Рано, рано сонце встало, Украгну привмало, Побажало '£й добра, Усм1хнулось до Дншра.

Олесь Лутй

Представьте, что литература исчезла бы из царства музыки. Не было бы ни песен, ни опер, ни мюзиклов. Ведь литературные тексты являются основой не только сугубо вокальных произведений, но и музыкально-театральных.

Вспомните, какие музыкальные произведения, связанные со сказками, вы слушали раньше.

Инструментальные произведения также иногда пишутся по литературным сюжетам, в частности — сказочным.

Поразмышляйте, как воплощается сказочный замысел в таких произведениях, как «Петя и волк» Сергея Прокофьева, «Лисичка, Котик и Петушок» Кирилла Стеценко, «Щелкунчик» Петра Чайковского. Какие виды искусства взаимодействуют?

В вокальных и хоровых произведениях поэтическое содержание передаётся словами, а музыкальные средства эмоционально дополняют образ, усиливая воздействие на чувства человека. Отсутствие слова в инструментальной музыке несколько ограничивает её изобразительные возможности. Поэтому возникла программная музыка. Это может быть просто название пьесы, наталкивающее на определённый образ, либо развёрнутый литературный сюжет. К примеру, название «Сказки Венского леса» австрийского композитора Иоганна Штрауса передаёт общий эмоциональный замысел произведения.

Иоганн Штраус. «Сказки Венского леса».

Какой танец звучит? Охарактеризуйте его музыку, продолжите ряд: волшебный, фантастический, полётный, грациозный...

Вспомните, какие вы слушали программные инструментальные пьесы Петра Чайковского, Виктора Косенко, Эдварда Грига, Камилля Сен-Санса, Роберта Шумана. Подумайте, как названия произведений помогали лучше прочувствовать и понять музыку.

Иначе воплощает программность русский композитор Николай Римский-Корсаков в симфонической сюите «Шехеразада». Форма сюиты даёт возможность воплощения в музыке более конкретной программы по сказочным сюжетам, В четырёх частях произведения композитор симфоническими средствами передаёт рассказы и диалоги сказочных героев, морской пейзаж, сцену народного праздника. Яркая картинность этой музыки обусловила постановку одноимённого балета. Таким образом, в сюите соединились литературная и картинная программность.

Николай Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» (темы Шехеразады и Шахрияра, «Синдбад-мореход», «Багдадский праздник»}.

Представьте живописную картину, передающую во всём красочном многообразии настроения бури на море. Как музыка воспроизводит подобную атмосферу? Охарактеризуйте темы главных героев — Шехеразады и Шахрияра. Обратите внимание на тембровый колорит оркестровой музыки.

ШЕХЕРАЗАДА

 

живо    Музыка и слова Муслима Магомаева

1.    Вновь под шорох звездопада Ты приходишь ко мне во сне,

Ты, моя Шехеразада,

Снова сказки подаришь мне.

2.    Ты ласкаешь мне ресницы Нежным взглядом горячих глаз.

Жаль, что всё мне только снится,

И рассвет разлучает нас.

3.    Только сказок мне не надо,

Я тебя наяву зову,

Жду тебя, Шехеразада,

И не в сказке, а наяву.

Музыка взаимодействует не только с литературой, но и с изобразительным искусством, Как известно, музыкальное произведение способно вызвать в нашем воображении определённые визуальные образы. Особенно, если их подсказывает конкретное

название или программа. И наоборот; вглядываясь в живописные полотна, где изображены музыканты, мы словно слышим, как ♦звучит» музыка.

Итак, все виды искусства рождаются из единого источника — жизни. Даже придумывая сказочные сюжеты и образы, творцы так или иначе отражают то, что окружает человека. Поэтому между видами искусства — литературой, музыкой, живописью и так далее — существуют многообразные связи, которые обусловливают взаимодействие и синтез искусств.

СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

1.    Какие средства выразительности являются общими для литературы и музыки?

2.    Что такое синтез искусств?

3.    Вспомните и назовите сказочные сюжеты, по мотивам которых написана музыка.

4.    Спойте куплет песни со словами и без слов, напевая только мелодию. Для чего нужны слова? Поясните их роль и роль музыки в песенном творчестве.

5.    Завершите мысль: «Программная музыка — это...». Приведите примеры различных программных музыкальных произведений {от простого названия до сюжетных и картинных образов).

6.    Какая музыка, по-вашему, могла бы исполняться на картине? Придумайте коротенькую сказку по её сюжету.

 

Это статья из учебника  Исскуство интегрированый курс 5 клас Л. Масол

 

Автор: admin от 23-10-2013, 22:40, посмотрело: 5892