НАРОДНА ОСВІТА

Колорит

Чтобы сохранить на память портрет друга или живописный пейзаж, современному человеку достаточно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. И несмотря на это, произведения, созданные художниками, ценятся очень высоко. Дело в том, что художник в картине изображает главное, пренебрегая случайными деталями и цветами.

Чаще всего живопись передает образ во всем богатстве красок. Художественным воплощением этого цветового богатства является колорит (от латинского color - цвет). Колорит - это как бы «цветовая одежда» картины. В нем важно не каждое из цветовых пятен, а их соотношение именно по цвету и размеру. Колорит может быть светлым и темным, теплым и холодным в зависимости от того, какие цвета в нем преобладают.

Самая важная составная часть колорита - цвет. Цвета бывают по-разному насыщены светом. Например, светло-синие или темно-синие. Они могут быть яркие или сдержанные, спокойные.

Важную роль в живописном изображении играет локальный цвет. Это тот цвет, который люди считают собственным цветом предмета. Например, яблоко - красное, листва - зеленая. Но присмотревшись внимательнее, мы заметим, что этот предметный цвет состоит из множества оттенков. Оттенки возникают по разным причинам. Иногда цветовой рефлекс отражается от находящихся рядом предмета или драпировки. Особенно много цветовых оттенков будет на блестящей глянцевой поверхности, отражающей все, что есть вокруг, но не будет никаких на бархатной ткани.

Живопись оттенками одного цвета называется гризайль (от французского gris - серый) и встречается довольно редко.

Цвета в живописи «взаимодействуют» между собой. Они могут усиливать или, наоборот, нейтрализовать друг друга, менять свой оттенок в зависимости от находящегося рядом цвета. Так, насыщенный синий цвет возле светло-голубого будет выглядеть темным, а рядом с очень темным коричневым - станет ярким и легким. Поэтому и в работе надо изображать цвет такого оттенка, который он приобретает в сравнении, в совокупности с другими цветами.

Колорит рисунка может выражать какую-то идею, настроение, помогать создавать яркий художественный образ, запоминающийся надолго. Например, при необходимости подчеркнуть в рисунке веселое настроение весеннего дня или праздника лучше выбирать яркую гамму из чистых цветов. Ахроматические (серый, белый, черный) и приблbженные к ним цвета помогут выразить грусть, задумчивость. В светлой гамме легче изобразить романтический сюжет, и наоборот, темная гамма подойдет для воссоздания трагических, драматических сюжетов.

  1. Что такое колорит? Каким бывает колорит?
  2. Какие локальные цвета имеют предметы вокруг вас и какие оттенки, рефлексы вы на них видите?
  3. В какой цветовой гамме вы представляете утро на лесной лужайке или вечерний город? Теплая или холодная она? Чистые или ахроматические цвета преобладают в ней?

Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

План работы:

  1. На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  2. Решите, какие изображения будут больше, а какие - меньше.
  3. Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, использованные для построения, лишние линии.
  4. На палитре подберите цвет, соответствующий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам понятны.
  5. Попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей рисунка, где возникает самый большой контраст.

Шовкуненко Алексей Алексеевич (1884-1974) - украинский художник. Родился в Херсоне. Учился в Одесской рисовальной школе, потом - в Петербургской академии художеств. В полную силу талант А. Шовкуненко раскрылся в 1920-1930-х годах. Художник работал в разных жанрах. Он создавал большие серии акварелей, на которых изображал фабрики, заводы, города, проникновенные портреты современников, пейзажи. Огромная энергия и романтическая воодушевленность художника чувствуются в его сочных, торжественных натюрмортах. Часто А. Шовкуненко изображал цветы, например роскошные букеты сирени.

Этапы работы над живописью

  1. Для работы красками надо подготовить бумагу. Можно воспользоваться альбомом с плотными листами бумаги. Чтобы бумага не деформировалась от воды во время работы, лист лучше наклеить по периметру (если есть такая возможность) на досточку-планшет или использовать специальную склейку из акварельной бумаги, которую можно приобрести в магазине.
  2. На лист попробуйте нанести линейное изображение натуры. Это делается с учетом требований композиции (их мы рассмотрели, когда описывали этапы работы над рисунком). Рисунок под живописную работу должен быть линейным, без штриховки и лишних линий, чистым, легким.
  3. Начинайте писать красками по всей плоскости листа, широко, без лишней детализации, оставляя нетронутыми только места бликов. Во время первой прописки не злоупотребляйте «сложными» цветами, потому что в дальнейшей работе может возникнуть ощущение «загрязненности» цвета.
  4. Дальнейшая работа состоит в постоянном сравнении тональных и цветовых соотношений. Вы должны определить, какая часть работы имеет самую теплую окраску, какая – самую холодную, где в натуре самое темное место, а где – самое светлое. Эти места будут ориентирами в вашей дальнейшей работе.
  5. Постепенно продвигаясь к завершению работы, вы можете заметить какую-то ошибку в цвете. Тогда на палитре найдите такой оттенок, который можно было бы добавить к изображению, чтобы оно стало более похожим на натуру. Например, заметив, что фон на работе холоднее, чем в натуре, достаточно перекрыть его тонким слоем краски теплого цвета. Дополнив друг друга, верхний и нижний слои краски дадут нужный оттенок. Такое прозрачное перекрытие одного цвета другим называют лессировкой.
  6. В завершении внимательно все сравните и определите самые светлые места, «пригасив» то, что мешает, углубите самые темные пятна, если они недостаточно темны, сравните цветовые соотношения.

Краски и техника их применения

Акварельные краски растворяются водой. Поэтому в названии этих красок есть латинское слово aqua – вода. При наложении одного цвета поверх другого нижний слой краски просвечивается, «как дно просвечивается сквозь слой воды». Этот эффект прозрачности – главная и характерная особенность, отличающая акварель от других живописных материалов.

Роль белого цвета в акварели играет белая бумага, на которой выполняется работа. Для акварельных работ используют беличьи или колонковые кисти. Технические приемы во время работы акварельными красками разнообразны: широкие и мелкие мазки, лессировка.

Гуашевые краски также растворяются водой, но, в отличие от акварельных, они непрозрачные. Их называют покровными, потому что один цвет при наложении его сверху перекрывает другой (если нижний слой краски уже высох). Во влажном состоянии эти краски смешиваются между собой, образуя разные оттенки. Учитывая все эти свойства, гуашью можно работать как на белой, так и на тонированной бумаге. Для работы используют беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса. Технические приемы работы такие же, как с акварелью.

Основа масляных красок – масло. Они не растворяются водой, поэтому нуждаются в специальных растворителях. По сравнению с другими эти краски очень долго высыхают. Чтобы ускорить процесс высыхания, применяют специальные «лаки для художественных работ». Лак добавляют к растворителю и этой смесью «пишут» работу. Полностью законченное произведение, краски на котором высохли, иногда покрывают лаком, чтобы «углубить» цвета, придать работе блеск. Масляные краски могут быть покровные и прозрачные, в зависимости от замысла художника. Для масляных красок применяют щетинные кисти, а при работе над деталями используют тоненькие колонковые кисти. Работы выполняют на специально загрунтованном холсте или картоне.

Технические приемы работы масляными красками - мазки, лессировки. Мазки могут быть рельефные или мелкие, как крапинки, эта техника точкования в живописи называется пуантилизм.

Темперные краски растворяются водой, они непрозрачные. Их также называют покровными. Ими, как и гуашью, можно работать и на белой, и на тонированной бумаге. Но они годятся и для работы на деревянной поверхности, на холсте. Основа темперы – клей. Старинная темпера делалась на основе яичного желтка и называлась яичной. Такими красками писали иконописцы. Для работы применяются беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса.

 

Автор: admin от 4-11-2013, 21:34, Переглядів: 2888